Индикатор глуши: репортаж с уникальной фотоохоты в «медвежьем углу» Беларуси

30 552
25 апреля 2017 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Индикатор глуши: репортаж с уникальной фотоохоты в «медвежьем углу» Беларуси

Автор: Дмитрий Корсак. Фото: Алексей Матюшков

Сколько вы готовы заплатить за такой вот «отдых»: небольшой шатер в глухом лесу на границе Беларуси с Россией. Электричества нет, телефонной связи нет, туалета нет. На улице, как и в «апартаментах», холод и темнота. Ночевка в спальнике, который от пробирающего до костей озноба спасает далеко не всегда. Пятнадцать часов вам предстоит провести в тишине практически без движения — слушать и наблюдать. Как вам такая перспектива отдыха выходного дня? Так вот, есть люди, готовые платить за этот сомнительный для большинства кайф вполне приличные деньги.

Агроусадьба биолога Дмитрия Шамовича находится на окраине страны — в Россонском районе. Вокруг — леса и болота, причем такие глухие, что даже местные стараются далеко от знакомых троп не отходить. Дремучестью, нетронутостью и обилием редких зверей и птиц славится ландшафтный заказник «Красный бор». Добираться сюда сложно и долго. Вполне возможно — к счастью.

Все слышали про агротуризм, в котором сельская идиллия, чарка, шкварка и народный фольклор играют немаловажную роль. А вот экотуризм в Беларуси не так распространен. Наверное, потому, что для того, чтобы им заниматься, владельцу агроусадьбы необходимы специфические знания, а главное — какая-то особая одержимость, ведь по человеку сразу видно, насколько он сам верит в идеи сохранения дикой природы, которые пропагандирует. Дмитрию Шамовичу верить хочется.

К Дмитрию приезжают туристы из Англии, Франции, Германии, Голландии, Польши, Прибалтики… География гостей расширяется с каждым годом. Некоторые уже пятый-шестой раз возвращаются в «Красный бор». Частые гости здесь — маститые фотографы и видеооператоры (как отечественные, так и зарубежные). В Европе никуда не исчезли две проблемы. Первая: по-настоящему диких, первозданных мест там не так уже и много. Вторая: всё, что связано с изучением дикой природы, стоит очень дорого. Кажется, а что надо-то? На самом деле нюансов очень много: сопровождение специалиста, которому приходится проводить с вами порой целые сутки, и аренда мест наблюдения, которые необходимо поддерживать в надлежащем состоянии, стоят немалых денег. Плюс проживание, питание, трансфер… В Беларуси все это стоит тоже немало, но в любом случае значительно дешевле, чем в большинстве стран Европы.

Шамович признается, что агроусадеб, которые занимаются таким направлением экотоуризма, как фотоохота, в Беларуси совсем немного. Одна в Налибокской пуще, вторая — в Браславе… В общем, можно пересчитать по пальцам, причем одной руки.

Расписание туров составлено на несколько лет вперед. Каждый из них привязан к определенному периоду. Снежной зимой иностранцы приезжают снимать крылатых хищников: орланов-белохвостов и беркутов. Фотоохота проводится из специального домика с восемью окнами-амбразурами, возле которого разбрасывают «приваду» — куски мяса, привлекающие голодных птиц.

В начале мая туристы с фотоаппаратами изучают миграцию куликов и их поведение на разливах Припяти. Первая половина лета — сезон фотоохоты на хищных птиц, сидящих в гнездах. Сентябрь — октябрь — время наблюдать за гоном лося и оленя.

Но одна из самых редких и увлекательных фотоохот — глухариный ток, который бывает в апреле и длится всего неделю — десять дней.

— Глухарь — это большая таежная курица, — упрощает Шамович. — Она является индикатором хорошо сохранившегося старого большого леса. Грубо говоря, есть глухарь — значит есть глушь. Эти птицы, если их не тревожить, собираются десятилетиями в определенных местах и устраивают брачные игры. Оказаться на месте тока и снять глухаря в естественных условиях — большая удача.

Проблема в том, что на место тока глухари прилетают с семи до восьми вечера, а значит, фотоохотник должен оказаться в палатке-схроне еще раньше. Потом приходится долго ждать: глухари сидят на ветках деревьев до 5 утра, после начинают токовать, спрыгивают на землю и привлекают танцами самок. Повезло тому фотографу, возле палатки которого приземлилась самка. Ток заканчивается после десяти утра, и только тогда можно покинуть схрон. Далеко не факт, что получится все снять с первого раза, поэтому опытные фотографы планируют ночные «посиделки» на 3—4 суток и более.

Еще одна достопримечательность агроусадьбы Шамовича, на которую, кстати, все обращают внимание в первую очередь, — вольер с волками. Вот уже более 10 лет биолог изучает этих животных и даже стал вожаком небольшой стаи (об этом мы рассказывали в одном из наших репортажей). Шамович настолько уверен в контроле над своими питомцами, что периодически выпускает их на свободу и «выгуливает». Правда, когда серые оказываются вне пределов клетки, биолог все-таки должен быть уверен, что собаки, дети и женщины укрылись в доме, а те из отчаянных мужчин-туристов, которые хотят пощекотать себе нервы, находятся рядом с ним: случись что — ситуацию можно будет контролировать.

При этом Дмитрий отнюдь не выглядит восторженным почитателем дикой природы, готовым отдать свою руку на прокорм волку. «Укусит — сразу пойдет в расход», — буднично говорит биолог, потому что понимает, что любые минимальные проявления агрессии по отношению к человеку в сером надо пресекать на корню.

Агроусадьба Шамовича — большой «оттюнингованный» сельский дом на окраине заброшенной деревни. Все столярные, малярные и прочие работы хозяин делал сам. На втором этаже дома обустроил несколько отдельных комнат с санузлами и душевыми кабинами. На первом — довел до ума просторную гостиную, которая по совместительству является столовой. Условия для такой глуши очень даже уютные. Да и не за комфортом сюда едут. Вы не представляете, какое это удовольствие — после ночи, проведенной в палатке, дня блужданий по лесам и болотам сесть вечером за большим столом в гостиной Шамовича, разлить чай и слушать, как молчаливый обычно хозяин начинает рассказывать о природе — долго и увлеченно.

Вам будет интересно:

Фотоаппараты в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by