Создание бизнеса пошло от обратного. Мы изучали перспективные новые направления, в которых можно начать свое дело. При этом хотелось заняться производством собственного уникального продукта, а не «купи-продай» (хотя и в этом нет ничего плохого).
Еще один вводный посыл, который был у нас, — с государством глупо бороться. Стоит присмотреться к возможностям, которое оно дает. Сегодня мы слышим, что в стране надо развивать экспорт, а это значит, что и условия для этого вида деятельности должны быть более комфортными.
Светлая идея пришла в голову моему компаньону. Драники любят все, но при этом мало кто готов потратить массу времени на их приготовление. На прилавках многих магазинов страны лежат польские, литовские, голландские замороженные полуфабрикаты. А белорусских аналогов нет. В стране, которая гордится своей картошкой, это очень неправильная ситуация. Более того, все мы понимаем, что замороженные полуфабрикаты из картошки никогда не смогут соперничать по вкусу с блюдом, приготовленным из свежих ингредиентов.
Вот мы и решили создать продукт, который позволит быстро и вкусно приготовить это блюдо дома. Открыл банку с полуфабрикатом, замешал с яйцом — и через десять минут тарелка с горкой драников готова.
Мы построили завод под Молодечно, большинство сотрудников наняли из местных, купили в лизинг итальянское оборудование, автотранспорт. Оказалось, что самый длительный процесс — это создание и утверждение рецептуры, отработка технологического процесса. Казалось бы, что может быть проще: потер картошку, добавил специи и упаковал это в банки. Поверьте, возникает масса нюансов. Я не буду вдаваться в подробности, скажу только, что совместно со специалистами Академии наук на разработку уникального рецепта, сочетающего удобство, быстроту приготовления и «тот самый» вкус, ушел год. Мы провели около ста дегустаций, я поправился на пять килограммов. Только после этого рецептура была согласована со всеми необходимыми инстанциями — можно было запускать производство. Хотя и на этом этапе нам приходилось тратить массу сил и времени на борьбу с «ветряными мельницами».
Самая тонкая грань — баланс цены, которую люди готовы платить за удобство. Очень интересно в первое время наблюдать диаметрально противоположные эмоции людей, которые впервые увидели наш продукт. Возникало ощущение, что мы покусились на святое: согласитесь, каждый белорус уверен, что только он знает, как правильно готовить драники.
Минск сразу воспринял нас хорошо. Решили расширять географию, пошли в областные центры. Нарисовалась совершенно неожиданная картина: в Витебске и Гомеле покупатель остался доволен, а вот в Западной Беларуси ситуация сложилась противоположная. Например, в Гродно первое время продукт вообще не продавался, но самое интересное было даже не в этом. Уже на второй день продаж ни одна из девушек-промоутеров, которых мы выставили в магазинах презентовать продукцию, не вышла на работу. Стали выяснять причину: почему? Оказалось, что они… боялись покупателей. С самого начала презентации они столкнулись с неприкрытой агрессией. Люди подходили и высказывались в откровенно хамской манере. Если передавать их посылы максимально корректно, они будут звучать так: «У меня дома полный подвал картошки. Как вы вообще смеете мне это предлагать?»
Так мы и столкнулись с проблемой: покупатели начали сравнивать наш продукт с килограммом овощей. Если килограмм молодой картошки стоит сейчас около рубля, то мы предлагаем тот же объем за 4 рубля. Сломать психологический барьер было очень сложно: людям трудно донести, что мы экономим их время, что кило конечного продукта и «сырья» — это совершенно разные вещи. Задумывались только тогда, когда мы предлагали сравнить цену свежей капусты и капусты провансаль, которая, по сути, тот же овощ, но с добавлением специй. Или моркови — свежей и по-корейски. Цена при этом отличается в разы, но никого это не беспокоит!
Ситуация менялась с минуса на плюс достаточно долго. Мы понимали, что традиционная реклама стереотипы не сломает, необходимо сарафанное радио. За все время сделали лишь один проморолик, который сняли у меня дома на кухне. Готовили все сами. Теперь это видео крутят в некоторых российских гипермаркетах. Остальные усилия направили в одно русло: наши драники должны попробовать и оценить как можно больше людей.
Думаю, что национальная черта «я все сделаю сам» постепенно уходит. Конечно, касается это в первую очередь больших городов, где ритм жизни не позволяет тратить много времени на приготовление, а питаться вкусно и качественно хочется. Но к рынку полуфабрикатов мы еще не привыкли — наверное, потому, что до сих пор опасаемся, что они будут некачественными, невкусными, не такими, как делают дома. В тот момент, когда производители научатся создавать продукт, вкус которого будет «как у бабушки» и даже лучше, это начнет продаваться.
Лично для нас предметом гордости является то, что наша продукция — это целиком национальный проект. Это белорусские идеи, белорусские деньги, белорусские сотрудники, белорусские рецепты и, конечно, белорусская картошка. Единственное, что есть иностранного, — это оборудование.
Сегодня мы вышли и на российский рынок. И приятно удивились, увидев, что уже одно то, что продукт белорусский, обеспечивает ему конкурентное преимущество. Реальная ситуация, с которой я столкнулся. Российский чиновник задает вопрос: «Где находится производство? В России?» Отвечаю: «Нет, в Беларуси». Он мне сразу: «Тогда можете документы не слать, я более чем уверен, что у вас все в порядке». Не возникло никаких проблем с Литвой, уже сегодня договорились о поставках в сеть Maxima.
Вполне логично, что в голову пришла еще идея. В какой-то момент мы поняли, что наелись традиционным фастфудом. То, что в стране двадцать лет буквально насаждался культ пиццы, суши и гамбургеров, но никто не обращал внимания на традиционную национальную кухню, так же ненормально, как и то, что в магазинах лежат только полуфабрикаты драников голландского производства.
Мы задались вопросом: почему так происходит? Ответ оказался прост, его знает каждый, кто работает в системе общепита. Для того чтобы ваши национальные блюда стали популярными, сделайте их вкусными, а главное — доступными. У нас же большинство заведений с национальной кухней считают своим долгом заламывать цены, рассчитывая, видимо, на туристов.
Порция картофельных блинов за 10 рублей? Ребята, вы серьезно? Мы опустили цены в три раза, оставили приличные порции — и все равно увидели прибыль. Сделать это сегодня, поверьте, можно. Я до сих пор не могу понять, почему в кризис, когда стоимость аренды и зарплаты персонала (к слову, самые объемные статьи расходов) снизились вдвое и больше, цены на блюда в общепите остались теми же. В общем, понимая, что в непростые времена люди ищут не пафос и суперкомфорт, а простое логичное соотношение «цена/качество», мы сделали упор на демократичность, добавили доставку. И это сработало! Открыв кафе-закусочную, гвоздь программы в котором — драники, изготовленные из нашего полуфабриката, мы за два месяца получили поток клиентов. Оказалось, что не нужно никакой рекламы — просто предложите людям вкусно и дешево поесть.
Конечно, мы всерьез думаем о расширении. Уже сегодня рассматривается вопрос о создании еще трех закусочных в Минске. Этим летом наши драники появятся в нескольких точках в Москве. Есть серьезные планы по открытию кафе в Вильнюсе и Варшаве. Наверняка на драниках все не закончится. Мы разрабатываем рецептуру еще одного национального блюда, которое, не сомневаюсь, придется вам по вкусу. Уверен, вскоре вы увидите его на прилавках магазинов.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by