Конституционный суд ответил на обращения граждан по поводу проверки декрета №3

 
15 марта 2017 в 10:06
Автор: Александр Владыко. Фото: kc.gov.by
Автор: Александр Владыко. Фото: kc.gov.by

На сайте Конституционного суда появился комментарий и ответ на один из самых острых вопросов последних месяцев — конституционности декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», а также о возбуждении производства по делу об исключении коллизий в правовом регулировании. Вкратце ответ такой: вопрос о конституционности граждане поднимать не могут, а правовых коллизий не обнаружено.

— В силу части четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь и статьи 114 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» предложение о проверке конституционности нормативного правового акта вправе внести в Конституционный суд президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный суд Республики Беларусь, Совет министров Республики Беларусь, — говорится в комментарии.

Что касается права граждан в этом вопросе, то им установлен «косвенный доступ к конституционному правосудию».

— Граждане, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушаются примененным в конкретном решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции нормативным правовым актом, вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности этого нормативного правового акта к вышеуказанным уполномоченным органам. Рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов по собственной инициативе и на основании обращений граждан Конституционный суд не уполномочен. Возбуждение Конституционным судом производства по делу о проверке конституционности Декрета возможно только в случае внесения соответствующего предложения уполномоченным органом.

Одновременно суд рассмотрел обращения по поводу наличия в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности. Но пробелов, имеющих конституционно-правовое значение и являющихся основанием для возбуждения производства по делу, не выявил.

Также Конституционный суд напомнил, что осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов — до подписания данных законов президентом.

— Оценивая конституционность законов, предусматривавших внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (в части отнесения сбора на финансирование государственных расходов), Конституционный суд пришел к выводу, что такое правовое регулирование основывается на положениях статей 56 и 133 Конституции и направлено на исполнение обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи. Уплата налогов, пошлин и иных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов (статья 56 Конституции).