В этом году в шорт-лист премии Experty.by, которую белорусские музыкальные критики вручают в седьмой раз, не попали многие известные артисты. Без наград остались Макс Корж, группа «Без билета» и уже не существующий коллектив «Ляпис Трубецкой».
За победу в главных номинациях премии боролись два коллектива: инструментальное трио Port Mone и арт-рокеры TonqiXod.
В итоге лучшим альбомом 2014 года была признана работа Thou группы Port Mone — коллектива, который в Беларуси выступает достаточно редко, но ведет активную концертную деятельность в Западной Европе и Украине. Альбом Thou музыканты записали не в привычных студийных условиях, а в лесу.
— Мы бы очень хотели чаще выступать в Беларуси: два концерта в год — это, конечно, очень мало, — говорит аккордеонист Port Mone Алексей Ворсоба. — Но все зависит от интереса организаторов и менеджеров. Благодаря наградам в течение трех месяцев у нас появится возможность сделать большой сольный концерт в Минске, а следующий состоится в середине лета в Швеции. Сейчас мы ведем работу над третьим альбомом, но в какие сроки его закончим, пока сказать сложно.
Главный конкурент Port Mone — коллектив TonqiXod — был признан лучшим дебютантом года. Кроме того, музыканты получили награды за лучший белорусскоязычный и рок-альбом, обогнав в обеих номинациях Лявона Вольского.
На премии в этом году было много открытий, и среди номинантов оказалось не так уж много знакомых широкой публике имен. Исключение — группа IOWA, получившая награду за лучший поп-альбом.
Иностранные специалисты из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии назвали лучшим релизом года Motherland проекта (((О))).
Лучший инди-поп/электронный альбом по итогам прошлого года записала клавишница «Серебряной свадьбы» Наталья Куницкая, выступающая под псевдонимом Mustelide.
Награда за лучший фольк-альбом безальтернативно вручена коллективу Vuraj — за единственный релиз в этой стилистике, получивший высокие оценки критиков.
— Не хочется заниматься „шапкозакидательством“, — говорит куратор проекта Experty.by Дмитрий Безкоровайный. — С одной стороны, 2014 год был прекрасным в музыкальном плане. С другой — есть момент неустойчивости: хотелось бы, чтобы каждый год был как этот, а то и лучше. К этому нужно стремиться. Музыкантам следует записываться, стараться сделать качественный продукт, который заинтересует публику, потому что слушатель никому ничего не должен. И он привык, что белорусская музыка, за исключением двух-трех имен, — это плохо. Переубедить его в этом сложно, но процесс идет и люди постепенно понимают, что качественная белорусская музыка может быть совершенно разной.