Журналист Onliner.by Дмитрий Мелеховец: «Ты не лох! Почему мы не верим в свои силы»

29 775
10 февраля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Журналист Onliner.by Дмитрий Мелеховец: «Ты не лох! Почему мы не верим в свои силы»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Дмитрий Мелеховец — самый молодой журналист Onliner.by. Уверен, что разруха кроется только в головах, а во всех проблемах виноваты только мы сами.
Недавно смотрел «документалку» о лососе. Не спрашивайте зачем, в этом нет логики. В фильме громадная птица размером с целую крепость пыталась добыть такую же мощную рыбу. Казалось бы, исход предрешен. Будь лосось из тех, кто любит тихо плыть по течению, очень скоро он бы превратился в суповой набор. Но рыба оказалась с характером бойца. Даже когда ее почти вытянули из родной стихии, она отчаянно пыталась переломить ситуацию в свою пользу и в итоге устремилась ко дну вместе с хищником. Птицу больше не показали. Рыбу тоже. Вряд ли этот представитель подводного царства осознал героизм своего поступка и начал новую жизнь. Но не сдался и смог найти в себе силы. А мы чем хуже?

Обратный пример. Владу лет тридцать, или чуть меньше. У него есть любовь всей жизни — гитара. Вместе они лет пятнадцать. Для Владика «запилить солягу» любой песни группы Metallica проще, чем чихнуть, но он работает в метро. Водит он так же, как все: поезд идет по рельсам, а не плывет по воде, допустимую скорость не превышает, остановки делаются по расписанию. А вот играет Владик на уровне. Может играть хоть советскую попсу, хоть детские песни, хоть современный Progressive Metal. Иногда кажется, у него вот-вот загорится рука от таких темпов.

Он мог бы запросто стать участником более или менее приличной группы или как минимум зарабатывать вместе с одним из многочисленных кавер-бэндов, забавляя посетителей ресторанов. Но жизнь пошла по другому сценарию. К своим тридцати годам он успел поработать в африканском аэропорту, выучиться на машиниста, полазить по высоткам с малярной кистью и стать художником, который рисует портреты на памятниках, — то есть заняться всем, кроме музыки — любви всей жизни.

Тысячу раз говорил ему: иди, пробуйся, пускай все устанут от тебя, ты же можешь! На это он, как отбойный молоток, отвечал что-то невнятное о том, что таких, как он, миллион, что ему все равно не пробиться: «Я лох, кто меня там ждет?».

Эту фразу я слышал сотни раз: «Кто меня там ждет?»… К ней можно поставить любой «хвост» — про заграницу, новую работу или бизнес. Ждать никто не будет, все пойдут дальше. Кроме вас.

Что случится, если вам откажут в новой крутой работе? Ничего. Все будет так же, будто бы вы ничего и не делали. Но что-то мешает.

Мы можем полжизни провести на нелюбимой работе, но так и не сдвинуться с места, и только вечерами ругать самодура-начальника и тихо ненавидеть престарелую бухгалтершу, которую раздражает все вокруг. Этот страх роста заставляет годами сидеть на одном месте за мизерную зарплату и терпеть. Лишь бы жизнь текла так же гладко (и невыносимо).

И я говорю не о закоренелых «совках», которых уже не изменить. Так ведут себя и молодые прогрессивные с виду ребята. Даже «айтишники»! Я встречал такого парня с опытом работы программистом лет десять и IQ в пару сотен. Он с легкостью решает задачи для студентов лучших американских и израильских вузов, но работает на заводе, где занимается откровенной ерундой. Года четыре назад ему платили всего пару миллионов рублей, но он не торопился уходить и искать себе достойную работу, которую он заслуживает. Говорил, что в большие компании не пробиться. Само собой, он даже не пробовал.

Я знаю многих студентов, которые не нашли себе достойного распределения только потому, что не пытались. Это толковые ребята, с мозгами, но без амбиций и веры в себя. Как и все остальные, они «отбивают», что их не возьмут, что они не нужны. Но что мешает отправить десяток резюме в ведущие компании, достать из кармана телефон и позвонить? Страх потерять свой ноль?

Даже когда мы делаем что-то стоящее, мы не можем поверить в это. В прошлом или позапрошлом году мой товарищ (пускай его зовут Юра) написал книгу. Роман вышел действительно классным, о чем я ему немедленно и сообщил. Юра заулыбался и выдал, что хочет выкинуть его на странице во «Вконтакте» главами или на своем полумертвом сайте. Я высказался против: почему бы не попробовать опубликовать? Так же приятнее!

Юра был уверен, что это невозможно, ведь он — безызвестный автор, кому он нужен? Сражаться с ним пришлось долго, но сегодня он уже подписал контракт с небольшим издательством, и скоро должна выйти «пробная» партия в 300 экземпляров, за ней последовать еще тысяча книг, а дальше будет видно.

Несколько лет назад не стало моего деда. Он был отличным примером веры в себя. Его отец не вернулся с войны, мать тянула огромное семейство на себе. Было сложно. В 14 лет дед заявил, что поедет в сибирские шахты, чтобы заработать сестре на обучение (она мечтала стать медсестрой). Это было самонадеянно и как минимум незаконно (он не достиг нужного возраста). А денег на дорогу где добыть?

Никто в это не поверил, кроме него самого. Дед собрал вещи, вероятно, подделал документы (тогда многие так поступали, чтобы заработать) и поехал.

Дед рассказывал, что по ночам плакал от усталости, внезапно засыпал посреди дня. Через несколько лет работы в шахтах и на каменоломне, где было еще тяжелее, он привез домой кучу денег для сестры и семьи. Сестра уехала из родного села, получила диплом и всю жизнь посвятила врачеванию. Семья худо-бедно протянула до лучших времен, и все наладилось.

Поддайся он слабости, засомневайся — все могло бы сложиться иначе: время было голодное.

Скажете, разная мотивация? Но и риски-то другие. Внутренняя мотивация для какой-то встряски всегда одна — сделать жизнь лучше. Но что-то внутри пакостничает и не дает раскрыться даже при отсутствии риска. А это мешает. Ведь тут как у пловцов: остановиться — значит утонуть. Так почему бы не попробовать?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by