Белоруска переехала в Москву и превратила хобби в бизнес, которым пользуются российские знаменитости

22 декабря 2016 в 8:00
Источник: Наталия Лапина. Фото: Александр Ружечка

Белоруска переехала в Москву и превратила хобби в бизнес, которым пользуются российские знаменитости

Источник: Наталия Лапина. Фото: Александр Ружечка

Находящимся у границы с ЕС брестчанам привычнее ездить и даже уезжать в Польшу. Дизайнер украшений Наталья Марцишко два с половиной года назад поехала из родного Бреста в противоположном направлении — в Москву. С мужем, скромным финансовым запасом и амбициозными планами по развитию собственного бренда авторских украшений. За это время она успела обзавестись шоу-румом в центре мегаполиса и дразнит подписчиков в Instagram фотографиями модного эксперта Эвелины Хромченко, одежду которой украшают Наташины брошки. Мы поговорили с дизайнером в надежде узнать белорусский секрет выживания и ведения бизнеса в российской столице.

Встречу с Наташей на родной земле пришлось планировать заблаговременно. В Беларуси она сейчас бывает нечасто — как правило, специально приезжает для участия в столичных модных маркетах, где ее украшения из органического стекла под названием Votre Perle продаются наравне с другими крафтовыми вещами белорусских дизайнеров.

Во-первых, с минских дизайнерских выставок-продаж когда-то и началось развитие ее собственного дела. А во-вторых, сегодня это почти единственная возможность продолжать вживую общаться со старыми и новыми белорусскими клиентами, многие из которых специально приезжают на ярмарку познакомиться лично. «Вопрос финансовой выгоды этих поездок для меня не столь важен. Я просто не могу не приехать, особенно когда знаю, что меня здесь ждут», — говорит Наташа.

Мы встречаемся с дизайнером в Минске в воскресенье вечером сразу после закрытия двухдневного рождественского маркета. Схема уже отлажена: Наташа приехала в субботу утром, как раз к открытию. Два дня работы «за прилавком» — и снова ночным поездом в Москву. Потому что вся работа, шоу-рум и основное онлайн-общение с заказчиками — все теперь там.

— Когда я переехала в Москву, у меня даже Instagram не было, я не понимала, что это и зачем он нужен, — вспоминает Наташа свое взятие Первопрестольной. — А потом оказалось, что там вообще вся работа через телефон делается. Расстояния огромные, все вечно заняты, поэтому даже шоу-рум в центре города в двух минутах от метро — это еще не гарантия известности твоего бренда. А вот найти в Instagram красивое украшение, там же списаться с дизайнером и заказать сережки или брошку на дом с доставкой курьером — вот это работающая схема.

Поэтому сначала у Наташи в Москве появились Instagram и онлайн-заказы, а только спустя два с половиной года она вскладчину с еще несколькими российскими дизайнерами открыла на Кузнецком мосту совместное творческое пространство.

— А знаете, как люди часто попадают к нам впервые? Через тот же Instagram. Типичная для этого города ситуация: сидит человек в кафешке, у него есть полчаса свободного времени. Чем заняться? Берет телефон, по геотегам «пробивает» любопытные места или ивенты вокруг — и вот он уже у нас в шоу-руме, заскочил «между делом».


Для Минска и тем более для Бреста, откуда Наталья родом, такой подход к шопингу как минимум нетипичен. И хоть о многих тонкостях жизни и развития собственного дела в российской столице она еще до недавнего времени имела весьма отдаленное представление, подспудное желание переехать в крупный мегаполис, говорит, возникло рано. А когда решила серьезно заниматься дизайном украшений и развивать свой бренд, желание превратилось в конкретную цель.

— Я училась на художника-педагога в Брестском государственном университете, но нынешнюю нишу — изготовление украшений из органического стекла — я выбрала не сразу, — рассказывает Наташа. — За время учебы мы перепробовали много разных ремесел, но о работе с новыми материалами вроде оргстекла или полимерной глины, конечно, даже не слышали. Невозможность достать нужные материалы лично меня подстегивала к развитию еще больше.

Это сегодня фраза «белорусские дизайнеры» звучит как что-то само собой разумеющееся, а модные маркеты с возможностью купить авторское платье, сумку или украшение стали рядовым мероприятием с толпами людей. А всего пять лет назад это были штучные кулуарные ивенты без массовой рекламы и с лимитированным количеством участников. Ругательное слово «бизнес» применительно к продаже крафтовых дизайнерских изделий не применялось и подавно.

— Чтобы поучаствовать в первом таком маркете, я несколько дней вслепую перерывала социальные сети, пытаясь найти хоть какую-то информацию. Понятно, что в Бресте с подобными маркетами было сложно, но в Минске же что-то должно было проходить. Так я всеми правдами и неправдами узнала о готовящейся первой выставке-продаже «Цех 32». Приехала туда с украшениями «на пробу». К моему собственному удивлению, отзывы о них были хорошие, большинство изделий было распродано. Все это укрепило веру в себя. Тогда я и поняла, что могу и буду заниматься дизайном всерьез.

В реальности все оказалось немного дольше и сложнее. Только год назад, прожив полтора года в Москве, Наташа смогла сконцентрироваться на развитии дизайнерского дела на все 100%. Все время до этого изготовление украшений приходилось совмещать с «настоящей» работой в отделе продаж, которая давала финансовые возможности для жизни.

Доходы, получаемые от непостоянной продажи брошек и колье, как правило, шли на покупку новых материалов для очередной коллекции. Как говорит сама Наташа, это нормальная практика для многих новичков в белорусском дизайнерском деле. С той лишь разницей, что кого-то такая ситуация ломает, а кому-то удается пережить этот этап развития без потери желания развиваться дальше.

— Какое-то время после университета я занималась разработкой декора на одном из брестских швейных предприятий — а они до сих пор слывут передовиками белорусского легпрома. Кроме того, что это была практика и опыт работы по профессии, швейное предприятие стало отправной точкой для моего нынешнего дела. Там мне в руки впервые попало довольно редкое тогда органическое стекло, из которого я сделала свою первую брошку для платьев этой фабрики. Ну и понеслась…

Коллекции украшений, которые дизайнер выставила на минских маркетах, приняли на ура: оргстекло было в новинку, и одним только этим изделия вызывали неподдельный интерес. Но даже несмотря на востребованность дизайнерских украшений, бросить все и заниматься только собственным делом все еще было нереально.

— Если честно, то я не представляла себе развитие своего дела в Бресте, где я жила вплоть до переезда в Москву. И речь не только о деньгах, хотя фактор кризиса и был немаловажным. Речь об идеях и о стимулах. Мне было слишком мало пространства: все друг друга знают, нет того мегаполисного драйва, который сейчас заставляет меня постоянно что-то придумывать и двигаться вперед.

Решение о переезде Наташа принимала вместе с мужем наперекор родственникам, которые не могли понять странное желание пары уехать с насиженного места в пожирающую неизвестность. И до сих пор они удивляются, как можно было променять собственную квартиру и стабильную работу в уютном Бресте на съемную «однушку» и сомнительные карьерные перспективы в грязной Москве.

— Разумеется, мы уже не были наивными студентами, — говорит Наташа. — К переезду готовились обстоятельно: поговорили с несколькими семейными парами, которые перебрались в Россию незадолго до нас, собрали денег на первое время. Но во многом, конечно, это была авантюра. Тех же накоплений нам хватило не более чем на месяц обустройства и жизни в Москве. И мне, и мужу, разумеется, пришлось ускориться с поиском работы.

К множеству объективных сложностей, связанных с переездом в новую страну, добавился еще и экономический кризис. Просевший российский рубль ощутимо ударил по московскому рынку дизайнерских вещей, и стало понятно, что в ближайшее время украшения не смогут приносить постоянный доход.

— В Москве ведь до этого были отличные дизайнерские маркеты, которые привлекали много людей, благодаря чему развитие могло быстро идти в гору, — вспоминает Наташа. — Тематические, в крупнейших торговых центрах. Первый же маркет, в котором я приняла участие после переезда из Беларуси, оказался неожиданно провальным, благо хоть аренду мы отбили. Сами местные дизайнеры ходили и ужасались пустоте в торговых рядах. Может, кого-то это и должно было огорчить, но мне, наверное, просто было не до этого: нужно было найти работу, привести в порядок съемное жилье, завести Instagram, в конце концов.


Многие крупные и мелкие бизнесмены, рассуждая о переломных моментах в развитии собственного дела, часто говорят одну и ту же вещь: мол, оно все получилось само собой. Наташа хоть и предпочитает не называть свое крафтовое дело масштабным словом «бизнес», но с таким явлением тоже столкнулась. Мы приготовились слушать долгий рассказ о том, как белорусский дизайнер стучалась со своими украшениями из оргстекла в двери известных стилистов, прежде чем украшения Votre Perle заметили на передаче «Модный приговор» и белорусские брошки стали постоянными атрибутами образов героев проекта. Но рассказ о птице счастья (или, точнее, о тигре удачи) получился неожиданно коротким.

— Я не знаю, как так вышло, честно, — смеется Наташа. — Я просто планомерно работала над своими украшениями, над продвижением своего бренда в соцсетях. Делала все как все. А однажды случай свел меня в салоне красоты с визажистом, которая по совместительству, как выяснилось позже, была стилистом «Модного приговора». Один из следующих визитов в салон совпал с каким-то праздником, и я подарила ей одну из своих брошек (у меня в сумке всегда лежит несколько моих изделий «на подарки»: люблю делать презенты знакомым). Ну и забыла.

А дальше сработала фортуна: визажист надела брошку на работу, коллеги сделали ей комплимент. А через какое-то время стилисты передачи обратились к Наташе как к дизайнеру Votre Perle за одним из украшений для образа очередной героини проекта, потом еще за одним — и вот теперь украшения из оргстекла мелькают на «Первом» с завидным постоянством. А одна из брошек — в виде тигра — поселилась в личной коллекции украшений Эвелины Хромченко.

— Нет, лично у меня из рук в руки она, конечно, ее не покупала. Брошка попала к ней через стилистов. Но все равно это потрясающее ощущение — видеть свою работу в гардеробе известной своим безукоризненным стилем личности. Проснулась ли я знаменитой? Нет, конечно. Но точно могу сказать, что после этого сделала уже больше сотни таких брошек на заказ. Учитывая, что работаю я одна, эта «кошачья слава» далась нелегко, — смеется Наташа.


Как ни парадоксально, существенно проще рабочая жизнь от этого не стала. Квартира по-прежнему съемная, а к списку расходов на дорогую московскую жизнь все еще не прибавились пункты с пометкой «лакшери». Хотя, бесспорно, развитие собственного дела стало обрастать своими плюсами: российская публика благоволит вещам с оттенком звездности, поэтому сейчас Наташа довольно часто получает заказы с формулировкой «хочу как у Хромченко» или «хочу как в „Модном приговоре“».

Возросшее число заказов и их постоянство позволили дизайнеру год назад сделать главное — отказаться от посторонних подработок и полностью сконцентрироваться на развитии своего бренда. Шоу-рум в центре Москвы, который Наташа сейчас делит с еще несколькими московскими дизайнерами, стал крайней — но не последней — ступенькой развития дела.

Василиса Володина, астролог из «Давай поженимся»

— Возможно, в понимании многих людей моя нынешняя «стабильность» очень далека от той, к которой привыкли стремиться в моем родном Бресте. Да, у меня нет в собственности московской квартиры и неизвестно, когда она появится. Здесь $500 хватает, чтобы вовремя заплатить по всем счетам и свести концы с концами без особых излишеств. Но однозначный плюс изменений в моей жизни — это обновленная система ценностей и уровень стремлений. Мне искренне нравится жить в «большом грязном мегаполисе», где каждый день — это борьба. Потому что в первую очередь это борьба с самим собой.

О конкуренции Наташа говорит на удивление спокойно. Все решает то же пространство: когда его очень много, уверена дизайнер, места хватает всем. Даже в такой узкой нише, как производство украшений ручной работы.

— Здесь даже бессмысленно сравнивать цены, потому что каждый работает в своем сегменте и стоимость вещей не всегда является определяющим фактором. В любом случае в итоге выживают только те, кто сумел влиться в ритм.

За два с половиной года в мегаполисе белорусский дизайнер открыла для себя новую форму конкуренции — не с коллегами по цеху, а с самой жизнью:

— Знаете, какое главное отличие покупателей в Москве от наших? Ненасытность. Ты, кажется, и так работаешь за двоих, перманентно что-то продумываешь, делаешь… А тебя все равно каждый день спрашивают в Instagram: а что новенького, а когда новая коллекция? И именно это заставляет шевелиться. В городе, который живет 24 часа в сутки, ты не имеешь права работать в каком-то в другом ритме. И это самый лучший стимул, чтобы расти над собой.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by