«Нет здесь никаких понтов», — пожимают плечами ребята из 11-го класса, в котором всего пять человек. По их мнению, отличие частной школы заключается в небольших классах, ежедневных вызовах к доске и в том, что учитель занимается с учеником как репетитор. «А еще у нас еда в столовой вкусная», — улыбаются мальчишки и девчонки. Onliner.by посмотрел, как все устроено в платной средней школе.
В Минске сейчас всего 4 частные средние школы: «Эко Л», «Альтасфера», «Возрождение» и «Альтернатива», хотя еще 15 лет назад подобных заведений в столице было на десяток больше.
Директор школы «Альтернатива» Ольга Георгиевна Деркачева встречает нас на пороге двухэтажного здания бывшего детского сада по улице Рафиева. Здесь высокие французские окна, детские площадки и большой яблоневый сад за окном.
21 год назад Ольга Георгиевна пришла сюда на директорскую должность, бросив работу в Министерстве образования. А загорелась она этой идеей за семь лет до этого.
— Так получилось, что своих детей я воспитывала одна. На тот момент работала в управлении образования, и меня направили в командировку, — по дороге в свой кабинет рассказывает Ольга Георгиевна. — Мои дети должны были поехать на экскурсию, но с утра позвонила классная сына (ему на тот момент было 13 лет) и сообщила, что он никуда не едет. Мол, плохое поведение.
Я стала разбираться, а учительница заявила: «Вы знаете, когда мы выставляли ему отметки, он ехидно улыбался». Я рыдаю из-за несправедливости, потом мы судорожно решаем этот вопрос. Сын в итоге едет, но это куча нервов. И тогда, как сейчас помню, я сказала своим детям: «Я не знаю когда, я не знаю как, но у меня будет своя школа с человеческим лицом. У меня не будут плакать ни дети, ни родители».
Когда сыну Ольги Георгиевны исполнилось 20, ее мечта сбылась — пригласили на работу в «Альтернативу». А в 2003 году, еще через восемь лет, бывшие учредители решили продать бизнес, и его выкупил сын Ольги Георгиевны. Школа стала семейным делом.
Мы идем по длинному коридору. На подоконниках здесь стоят живые цветы, а на стенах в рамках — работы учеников и вышитые крестиком картины директора.
— А это я вышиваю, когда мне не спится, — улыбается Ольга Георгиевна. — Некоторые работы приношу сюда.
По распорядку дня «Альтернатива» очень похожа на обычную школу: те же уроки по 45 минут и переменки по 10—20.
— Уроки начинаются в 8:45, — говорит Ольга Георгиевна. — До этого мы на автобусах собираем детей по городу и привозим в школу. Знаете, как в американских фильмах. В каждом автобусе есть сопровождающий. К примеру, я лично сопровождаю тот автобус, который идет из Уручья.
Дети приезжают в школу и завтракают в столовой на первом этаже. В четверг, когда мы приходили в школу, на завтрак была запеканка и какао.
— Готовим мы сами, не школьный комбинат. Все по нормам, нас проверяют регулярно, — объясняет Ольга Георгиевна в столовой. — Меню составляем с учетом особенностей детей: знаем, кому какие продукты нельзя, есть и диетическое меню, за этим также следим. Дети тоже могут высказать свои пожелания. В школах иногда как бывает: не ест ребенок почему-то и ходит голодный. Здесь мы стараемся этого не допускать.
После завтрака ребята идут на занятия в классы. Кабинеты непривычно компактные. Практически везде стоят специальные регулируемые под рост парты, есть интерактивные доски и отдельные игровые комнаты для младших классов, с коврами, игрушками и диванами. К слову, первоклашек здесь и вовсе укладывают после обеда спать. Старшеклассники занимаются в тематических классах — кабинет химии с лабораторией, биологии с живым уголком и так далее.
«По-то-лок ле-дя-ной, дверь скри-пу-чая…» — поют ребята в актовом зале на первом этаже и активно бьют по бубну.
— Преподаватель музыки и хореограф работают вместе. Они стараются подобрать роли всем — все дети участвуют, все себя проявляют, — директор тихонько проводит нас в зал, где ребятишки вовсю репетируют новогодний утренник. — Это невозможно осуществить в обычной школе по понятным причинам — попробуй задействуй класс из 30 человек! У нас был концерт к 20-летию школы, так все-все ребята и учителя в нем принимали участие.
Затем школьники обедают. После кто-то идет на последние занятия, кто-то — на факультативы, кружки и в спортивные секции.
— В школе есть театральная студия «Крылья», кружок «Мастерская творчества», курсы «Основы видеомонтажа» и так далее, — Ольга Георгиевна ведет нас в спортзал с изображениями боксеров. Их нарисовали сами тренеры секции тайского бокса, которые занимаются с учениками.
— Да, спортзал небольшой, как и зал для хореографии. Но классы малочисленные, поэтому всем хватает места,— объясняет директор.
— После всех занятий дети делают уроки на завтра. Да-да, все это происходит в школе, чтобы вечером уже дома была возможность отдохнуть, — говорит Ольга Георгиевна. — Потом ужин. И ближе к 17:00 школьный автобус развозит ребят по домам.
Количеству учеников этой школы мог бы позавидовать любой директор: вместе с детсадовцами здесь всего-то 100 человек. В классе максимум 14 учеников, в некоторых всего 4—5.
— В начальной школе, как правило, детей больше, потом некоторые идут в государственные гимназии, кто-то — уходит из-за финансовых вопросов, хотя мы всегда идем навстречу, если ситуация с финансами тяжелая, — объясняет директор. — Какие у нас учатся дети? Очень разные. Большинство — из обеспеченных семей, которые могут себе позволить платить за обучение. Есть ребята из других стран. К сожалению, больше информации ни о них, ни об их родителях мы дать не можем.
Ольга Георгиевна показывает нам доски почета. Их в школе две: на одной имена ребят, которые учатся на 9—10 баллов, а рядом — тех, у кого 7—9.
К слову, всего за историю школы было 8 медалистов, и к тому же 96% выпускников «Альтернативы» поступают в вузы, не только в белорусские. Ольга Георгиевна говорит, что выпускники «Альтернативы» учились и учатся в университетах России, Украины, Англии, Франции, Швейцарии, Арабских Эмиратов, США.
— Есть у нас и свои «олимпиадники», и участники научно-практических конференций, — отмечает Ольга Георгиевна.
Есть и такие дети, которые не могут учиться в массовой школе по определенным причинам. Мы их тоже принимаем. У нас существует девиз «Мы считаем перспективным каждого ребенка».
Звенит звонок, и школьники высыпают на переменку. Понятно, что без бега, игр, шума и громких разговоров не обходится. Дети — они и в частной школе дети.
— Я учусь в этой школе с пятого класса, — говорит одиннадцатиклассник Герман. — Раньше ходил в обычную школу, и мне есть с чем сравнивать. Могу сказать, что перспектив здесь больше.
Мало учеников — получаются фактически индивидуальные занятия, не нужны какие-то дополнительные репетиторы. Мои друзья шутят, мол, у вас там просто так оценки рисуют, раз вы платите. Это неправда. Приходится на каждом уроке к доске выходить, спрашивают, поэтому нужно каждый день делать домашку. Не сделал — будешь доделывать и еще сверху штрафные задания выполнять. И понтов здесь тоже никаких нет.
— Еще расскажи, как ты к директору свободно входишь в кабинет и просишь: «Можно, я уже пойду», — вставляет пару слов Ольга Георгиевна. Раздается дружный хохот.
— Только вот девочек в классе нет — это грустненько, — подмечают одноклассники Германа и спешат по своим делам.
Восьмиклассник Егор пришел в эту школу два месяца назад. Говорит, что было непривычно первое время.
— Непривычно, что так мало людей. К примеру, наш класс скоро вырастет всего до пяти человек. Ждем девочку из Германии, — говорит парень. — Ну и тут не отсидишься, как в обычной школе, где раза два в месяц к доске можно сходить.
— Нас вкусно кормят и на автобусе привозят, — объясняют наперебой третьеклашки. — А еще учителя тут добрые, не кричат.
— А зачем нам кричать? Всегда можно решить вопрос мирно, — пожимает плечами директор.
— Конечно, случаются и конфликтные ситуации, в жизни не без этого. Садятся учитель, психолог, родители, ребенок и разбираемся. Тут же множество вариантов может быть, — говорит Ольга Георгиевна. — Иногда ребенку просто нужно внимание и поддержка. Недавно вижу: идет одна из учениц, какая-то расстроенная. Я ее зову к себе пить чай. Мы пьем чай, разговариваем о чем-то отвлеченном, без расспросов или еще чего-то. Я жду, пока сама расскажет. Она успокаивается, вижу — веселеет. Я спрашиваю: «Все хорошо, нужна помощь?» Она отвечает, мол, нет, и уходит на урок. Но этим самым мы показали: ты не одна, мы тебя поддерживаем, что бы ни случилось. Или вот у нас два парня — не разлей вода. Мы все боялись, что как-то они будут негативно влиять друг на друга. Но я к одному подошла, говорю: «Слушай, ты ему друг? Видишь, у него проблемы с некоторыми предметами. Помоги, ты же друг». Ко второму подошла с такой же просьбой. Гляжу — ситуация потихоньку меняется.
— Знаете, что самое интересное? У нас очень активный контакт с родителями, я же их всех знаю — кто, как и чем дышит. Мы все время общаемся, обсуждаем учебный процесс, советуемся, — объясняет Ольга Георгиевна. — Всю необходимую информацию по процессу обучения они получают в специальной группе в Facebook. Мы постоянно переписываемся в Viber и других мессенджерах. Понятно, что и претензии высказывают, и вопросы задают, и требуют. Это же нормально: люди платят за обучение своих детей и имеют право знать все. А мы всегда открыты. Пожалуйста, приходите, смотрите. Мы готовы все рассказать, объяснить свою позицию, если нужно что-то улучшить — улучшаем.
— Здесь у нас учительская, — показывает Ольга Георгиевна большое помещение с длинным столом и цветами. Именно здесь хранятся классные журналы, учителя обсуждают планы и проекты и готовятся к следующим занятиям.
— Всего в школе работают 26 педагогов. Конкурс на место большой — 3—4 человека, поэтому мы сначала берем педагогов на испытательный срок, присматриваемся друг к другу, а потом уже оставляем. Скажу, что текучки у нас практически нет, — знакомит нас с присутствующими Ольга Георгиевна.
Официальную цифру зарплаты здесь не называют, но говорят, что не меньше, чем у учителей городских школ с хорошей нагрузкой.
— Особенность нашей школы в том, что все учителя находятся на рабочем месте с 8:30 до 16:30. Если ученику что-то непонятно, он может подойти и узнать в течение всего школьного дня, — говорит завуч по учебной работе Андрей Колосовский. — В младших классах учителя ведут только 4 основных предмета, остальные — учителя-предметники.
Учитель начальных классов выступает как куратор. Он отводит своих учеников на физкультуру или другие уроки, которые не проходят в кабинете.
Поскольку «Альтернатива» выдает документы государственного образца, то учебная программа здесь такая же, как и во всех государственных школах. С небольшим отличием: здесь предметы изучают более углубленно.
— К примеру, был у нас сильный класс, который в четвертом классе прошел программу пятого по русскому языку, чтобы у детей при переходе к новому учителю была возможность повторить, закрепить материал, тем самым адаптация к новым требованиям педагога прошла легче, — поясняет директор. — Поэтому мы стараемся давать углубленные и более широкие знания, используем различные методики обучения — это интегрированные занятия, например объединенный урок по истории и белорусской литературе, по географии и биологии и так далее. Дети таким образом получают комплексные знания, и у них формируется более полная картина мира.
— Наша основная цель — заинтересовать учеников, научить их думать и высказываться. Постепенно они сами приходят к тому, как для них лучше выполнить поставленную задачу, сами просят те или иные задания, проявляют инициативу, задают кучу вопросов — а что может быть лучше? — поясняет учитель химии-биологии Виктория Витушко. — Более того, ребята учатся по индивидуальному плану и постепенно привыкают все время работать с преподавателем, быть в контакте.
Преподаватели читают профессиональную литературу, участвуют в семинарах и проходят курсы повышения квалификации, ездят обмениваться опытом за границу. Говорят, что бумажная работа (статистика и отчеты), конечно, есть, но объемы гораздо меньше.
Стоимость индивидуального подхода к ребенку, внимания и такого обучения в «Альтернативе» немаленькая — 450 евро в эквиваленте, плата за детский сад чуть ниже — 400 евро по курсу Нацбанка.
— Такая сумма обусловлена высокими расходами — на аренду, заработную плату, налоги, «коммуналку» и содержание школы, — объясняет Ольга Георгиевна в конце нашей экскурсии. — Мы понимаем, что это дорого и не все могут себе такое обучение позволить. Для тех, у кого трудное материальное положение, мы делаем скидку. Скажу сразу, что баснословной прибыли в этой сфере бизнеса не бывает.
Ольга Георгиевна провожает нас до выхода. Задумывается и говорит на прощание:
— Но я вам могу сказать, что эту школу я создавала не для того, чтобы получить большие деньги. Это дело моей жизни, и я рада, что оно живет вот уже 21 год.
Мобильные телефоны в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by