Пока Минск засыпает снегом, на другом конце света начинается туристический сезон. Мы мерзнем на остановке, а там вода в заливе нагревается до 30 градусов, слоны радостно едят ананасы, а на решетке гриль томятся креветки размером с кулак. В прошлом году более 10 тыс. белорусов получили визы в Таиланд. Обстоятельства складываются против того, чтобы в году нынешнем их число выросло. Или на отдых денег не жалко? Мы отправились в солнечную Азию узнать, есть ли туризм после смерти, уточнить стоимость, а еще пообщались с улыбчивой, как тайка, Лидой. Пару лет назад танцовщица покинула Минск и теперь устроилась в Бангкоке.
Улететь из Минска в Бангкок проблемы не составляет. Есть несколько бюджетных вариантов, но мы пробуем один из самых комфортных — рейс авиакомпании Etihad через столицу ОАЭ.
Билеты экономкласса здесь обычно стоят от $700. Если хотите (и можете себе это позволить, конечно) почувствовать себя господами, от $2000 доступен бизнес-класс. Помимо отдельного меню и приоритетной посадки, лучшее впечатление бизнес-класс оставляет за счет кресла-кровати при перелете большим самолетом из Абу-Даби в Бангкок.
Но Etihad хорош и в экономе. Иначе как объяснить любовь пассажиров к приборам?
Два перелета продолжительностью примерно 5,5 и 6,5 часа — и тело отказывается верить температуре окружающей среды. В ноябре начинается «высокий сезон», который продлится до апреля. Но даже этой зимой здесь влажно и температура выше 30 градусов. Налегке гулять можно, с рюкзаком — от кондиционера к кондиционеру.
— К погоде я привыкла. Сегодня утром прохладно — 25 градусов, — словно издевается над нами Лида. — Пекло было в мае — около 40 градусов. У меня еще жилье тогда было без кондиционера, поэтому акклиматизировалась я не без стресса, зато быстро. В июле начался сезон дождей по колено. А сейчас хорошо: солнце светит, но не такое агрессивное. Я очень теплолюбивая, мне здесь хорошо.
Кто такая Лида? В 2013 году девушка окончила колледж искусств в Минске.
— У меня классическое балетное образование и народные танцы. После учебы посчастливилось участвовать в открытии Олимпиады в Сочи — танцевала «революционный» период. Там я завела много знакомых из хореографической среды, поэтому осталась в Сочи, позже переехала в Москву. Но вдруг наступил кризис, и я поняла, что подходящих вакансий в московских театрах просто нет. Однажды я шла устраиваться в бар, который искал официантов-танцовщиц, и думала: как я могла так опуститься? И вдруг звонок от друзей из Бангкока: «У нас частная школа, нужны преподаватели — приезжай». Быстро собралась — с апреля живу и работаю здесь. Учу детей хореографии.
С первого взгляда Бангкок не влюбил. В пробках взгляд цеплялся за нелепую архитектуру, похожую на наши банки и «дом Чижа», обычную для региона бытовую грязь и навесные провода.
Столица королевства остается погруженной в траур. Километры лент из черной и белой ткани и портреты Пхумипона Адульядета напоминают о печальном факте почти на каждой улице.
— Смерть короля — это глобальное горе. Я как раз вела занятия в тот день, — вспоминает Лида. — Обычно родителей приходится успокаивать, чтобы своим смехом и суетой не мешали детям заниматься. А тут все уткнулись в телефоны и молчат. Оказывается, королю плохо, вечером должны были сделать заявление. Тогда и сказали, что умер… У меня мурашки по коже до сих пор от тишины, которая воцарилась. Видите, я в белом сейчас. Можно еще в черном. Первые 30 дней, если ты появлялся в ярком, на тебя смотрели с непониманием. Чего скрывать, человек сделал очень много для страны, вытащив Таиланд из дыры.
Спустя часы (мне понадобились дни) ты, прописанный в «самом чистом городе на земле», снимаешь свои снобские очки и видишь то, чего так не хватает Минску: естественно живой разнообразный город для бедных и богатых, местных и туристов, с грехами и верой. Многочисленные рынки, еда на тротуарах и первые этажи, занятые чем угодно, но не квартирами. Везде люди и кипит бурная деятельность.
— У большинства людей дома нет кухонь, — рассказывает Лида. — Местный общепит — это просто еда, а не светский выход. Туристы почему-то боятся, но я предпочитаю пользоваться услугами макашниц (передвижные тележки). Здесь нет обеденных бизнес-ланчей — вместо них продают сеты, которыми можно наесться до отвала. Все вместе стоит не более $3.
— Острая еда? Да. Ты им говоришь «май пэт» («не остро»), но они и делают по-своему не остро: вместо четырех перцев чили кладут один, — смеется Лида. — Надо следить. А перец везде. Даже в булочке или сахаре для фруктов. У меня из местных блюд есть любимый салат из папайи. На днях я обнаружила, что начала есть его с перцем. Быстро привыкаешь.
Для воспитанных нашей санитарной службой есть кафе и рестораны. Чувствительным лучше заходить через центральный вход, иначе увидите свои будущие блюда еще живыми.
Для совсем глобализированных есть мировой фастфуд. Вот только зачем тогда выезжать из дома?
Бангкок прямо слишком разный для одного города. Иногда кажется, что ты в каком-то бедном районе планеты, а потом — наоборот, в Центральном парке на Манхэттене. Отличие от Америки одно: из воды выскакивают два варана и хватают зазевавшегося голубя. Пух, перья — и снова тишина и спокойствие на островке внутри активной столицы.
— Бангкок — не курортный город, — считает Лида. — Здесь и туристов не очень много. Большинство из них транзитом, на чемоданах, прилетают утром или улетают вечером.
Для любителей шопинга есть многоэтажные торговые центры. Но за колоритом надо идти на рынки. Некоторые работают до ночи. Это рай для любителей казаться лучше, чем позволяют финансы. После торговли вы выйдете в трусах от Armani, в очках Ray Ban, c сумкой Prada и часами любой мировой марки.
Везде — торг до слез на калькуляторах. И то, что стоит $25, оказывается у вас в кармане за $5. Главное — улыбаться и уходить. Вас вернут.
— У тайцев есть чутье на людей, которые только что приехали, и, наоборот, на местных. Даже если это фаранги (европейцы). Как меня обманывали первое время! Сейчас смеюсь над собой, когда вспоминаю первый поход на рынок. За $2 я купила немного помидоров и огурцов. Теперь за эти же деньги я покупаю еще плюс пару ананасов, папайю и салат. Но ведь и в Москве так! Надо контролировать все — вот и секрет.
— Тайцы — очень солнечные люди, но не могу сказать, что они по умолчанию в восторге от иностранцев. Думаю, немой вопрос присутствует: чего вы тут забыли? Когда видят, что вы приехали с уважением, они будут очень гостеприимны. Не нужно навязывать здесь свои законы. Если вам таксист на выходе говорит 150 бат, не нужно спорить из-за выключенного таксометра: надо было раньше смотреть. Плати. Таец все равно останется прав, — советует Лида. — Проблема в том, что многие туристы начинают выпендриваться. Это не касается отелей: там вы заплатили, сервис здесь отличный. Это касается улицы. Если вы купили билет сюда, это не значит, что каждый местный должен вам тут кланяться и продавать еду по той же цене, что и всегда. Ну и если турист совсем размазня, его обхитрят, конечно.
Кто к туристам совершенно равнодушен, так это местные котики. Хотели бы сейчас оказаться на их месте? А они всегда такие. За почти что неделю я видел стоящих на лапах котов дважды. Один поднялся, чтобы сербануть воды, второй оказался на пути электромобиля — пришлось отойти на метр в сторонку, но немедленно снова лечь.
Туристы, летящие в Таиланд, чаще всего хотят прожить неделю отпуска так, как эти котики. Самое доступное и раскрученное вблизи Бангкока место (пункт прилета) — Паттайя (с ударением на последнюю гласную).
После того как русских туристов подкосили баррель и курс рубля, когда-то центр русскоязычного сервиса в Таиланде изрядно пошатнуло. Ресторан «Пельмень» продолжает работать, славянские вывески кое-где встречаются, на Walking Street светят неоном привлекательные вывески, обещающие, что здесь выступают русские леди. Но Паттайя избавляется от зависимости как может.
В одном из местных топовых отелей, где номер стоит от $130 в сутки, работает сибирячка Ирина. Она — редкий пример русскоязычного обслуживающего персонала, сохранившегося в городе.
— Тайцы едут на выходные в Паттайю, как мы на дачу. Только не работать, а повеселиться. Кроме того, отсюда ходят лодки на острова.
Лодки на острова — это очень хорошо. Потому что купание на пляжах Паттайи — удовольствие так себе, чтобы лететь за ним 12 часов. В хороших отелях есть бассейны.
Как еще провести время в округе? Здесь открыли аквапарк.
Или можно полюбоваться слонами.
Или сходить на массаж. Который, если не на улице, весьма недешев.
Но когда это сделаете, надо садиться на лодку и уплывать из Паттайи. Например, на остров Самет. Это около часа на колесах и по волнам от города. Здесь вас ждут китайские туристы, но чистой воды хватит всем. Ну а если деньги позволяют, то и настоящий «баунти».
Вот такая вилла на двоих стоит около $700 в сутки. Таиланд — не всегда дешево.
Впрочем, на острове Самет около 4 тыс. комнат. Можно найти и за $15 в сутки, говорит местный туристический менеджмент.
Повалявшись на белом песке и наевшись «сифуда», Лида советует везти в Минск фрукты:
— Ананасы, манго. Понравилась местная кухня — берите приправы. Девочкам советую смотреть косметику: она копейки стоит. Ну и рынки. Даже подделки здесь хорошего качества. Поэтому, если непринципиально, берите.
Бывшая минчанка Лида остается в Бангкоке, девушка довольна жизнью и работой.
Нынешним минчанам (и белорусам) за поездку придется платить.
— Самый недорогой вариант отдыха в Таиланде обойдется от 2200 рублей, — говорят сотрудники туристической компании «Топ-тур». — Это нормальная «трешка» в Паттайе. От 3,5 тыс. рублей можно выбирать условия и место лучше. Островной отдых стоит, конечно, дороже.
В прошлом году Таиланд посетило около 30 млн туристов. Их количество растет примерно на 10% в год. Белорусов среди них — крохи. Рост зарплаты обещают в следующем году, но если деньги у вас есть, то скоро попасть на отдых станет немного проще.
— В ноябре наш офис получил печати. Ожидаем визовых марок. После этого начнем делать тайские визы в Минске, — рассказал Почетный консул Королевства Таиланд Иван Чура. — Как бы ни сокращался спрос, Таиланд входит в тройку (после Египта и ОАЭ) стран для зимнего отдыха белорусов.
Благодарим за организацию поездки компанию «Топ-тур», авиакомпанию Etihad, посольство Таиланда в России и Туристическое управление Таиланда.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by