«Хороший комбайнер может в сезон и 3000 рублей поднять». Работники сельского хозяйства о своих бюджетах и тратах

 
26 октября 2016 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: из личного архива, Алексей Матюшков, Глеб Фролов, Максим Малиновский
Автор: Настасья Занько. Фото: из личного архива, Алексей Матюшков, Глеб Фролов, Максим Малиновский

По официальным данным, средняя зарплата в сельском хозяйстве за прошлый месяц достигла 534 рублей «грязными». Но это, как говорится, средняя температура по больнице. А что по поводу этой статистики могут сказать сами труженики села? Комбайнер, водитель и доярка рассказали, сколько зарабатывают, на что тратят получку и о чем мечтают.

«Зарплаты упали, на руки выходит 800—900 рублей»

Юрию 29 лет. Парень работает трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства в одном из СПК Гродненской области. Летом он становится комбайнером и участвует в битве за урожай. Вместе с женой Юрий живет в агрогородке недалеко от областного центра. С жильем проблем нет: хозяйство выделило служебную квартиру.

— Сейчас у нас зарплаты упали, — показывает свой расчетник Юрий. В августе «чистыми» парень получил 824 рубля.

— Работа у нас сдельная, все зависит от выработки нормо-смен, — говорит он. — На каждый вид работ есть определенная норма. Вот у меня поэтому и стоит три графы «Сдельно». Где-то я пахал, где-то сеял, где-то на химии работал. Выполнил выше нормы — тебе доплачивают (правда, иногда могут и просто поднять норму). За август тут получилось чуть больше 210 рублей. Еще вдобавок накинули премии по итогам уборки (50 рублей), месячную премию (51,5 рубля), за намолот (22 рубля), стимулирующую премию (62,9 рубля), за вредные условия труда (8,7 рубля) и за выслугу лет (20 рублей). Там еще начисляют за обеды и «подвечерки» — это что-то вроде ужина (банка тушенки, хлеб и так далее). Но эти деньги как начислили, так они и ушли.

Правда, такие деньги в сельском хозяйстве платят с начала посевной и до окончания уборки. Зимой зарплаты на ремонте выходят гораздо меньше — 2—3 млн.

Работодатель Юрия — один из лучших СПК в области. Парень может работать на технике от John Deere, Jaguar и других известных фирм. Говорит, что в последние годы зарплата падает не только в долларах.

— Простой пример. В прошлом году за август у меня было начислено 17 млн. Это на тот момент было больше $1000. Сейчас начислено 1100 рублей, и это чуть больше $550, — объясняет он. — В рублях тоже заработки упали. Вот в прошлом году я сеял кукурузу, делал 20—25 гектаров в день и получал 9 млн. В этом году я делал 30—35 гектаров и получил 400 рублей.

Да, в уборочную заработки. Хороший комбайнер за уборочную (2—3 месяца) свободно может и 3000 рублей поднять. Но там как сядешь за руль в шесть утра, так до полуночи и пашешь, практически без выходных.

Зимой у нас ремонт техники. Зарплаты, как правило, 200—300 рублей. Да, рабочий день с девяти утра до трех дня, но толку? Подработать в деревне негде. На это время почти все отпуска берут. У комбайнеров они большие — 45 дней — из-за вредных условий труда.

Жена Юрия работает в службе занятости, говорит, что зарплата там еле-еле дотягивает до 300 рублей.

— Сейчас она беременная, так вот не знаю, то ли радоваться, то ли крепиться, — смеется парень. — Одна коляска 8 млн стоит, не говоря уже про кроватку, памперсы и все остальное. Одни какие-то маленькие топики — 9 рублей.

За жилье пара платит только «коммуналку» — в деревенской квартире это около 130 рублей. Там нет горячей воды, поэтому стоит бойлер, так что основные платежи — за свет. Еще на 18 рублей тянут интернет и телевидение. Другие статьи расходов — маршрутка для жены (чуть больше 70 рублей в месяц) и автомобиль, который иногда приходится ремонтировать.

— С продуктами помогают родители. Нам в деревне сейчас нельзя держать свиней из-за того, что комплекс рядом. Помните, после африканской чумы ввели пятикилометровую зону, в которой запретили хрюшек держать? Так вот родители держат и нам помогают. Хорошо, что в колхозе зерна подешевле можно купить и еще чего-то, — объясняет Юрий. — Остальные траты — это ремонт. Вот недавно мебель взяли в рассрочку. Ну и одежда тоже дорого стоит. Правда, мы нашли выход — ездим не в Польшу, а в Украину. Там выгоднее. К примеру, хорошая куртка обошлась мне в 100 рублей, добротное пальто жене стоило 70 рублей, сапожки из натуральной кожи — тоже 70. Жидкий порошок для стиральной машины — 10 рублей за пять литров, у нас за такие деньги купишь только литр. Так и экономим.

Про то, чтобы съездить куда-то в отпуск, Юрий не мечтает. Говорит, максимум можно выбраться на рыбалку и к родителям. Откладывать на что-то серьезное тоже не выходит. По словам парня, сейчас они все тратят.

— О чем мечтаю? Хотелось бы, чтобы зарплата вернулась. Мне кажется, за такой тяжелый труд нормально платить 1700—2000 рублей. На такие деньги я смогу прокормить жену и ребенка, возможно, даже что-то отложить, — заключает он.

«Жилье дали, зарплата для одного отличная, меня все устраивает»

Андрею 22 года. Парень работает водителем в одном из сельскохозяйственных производственных кооперативов Брестской области. Нет еще и года, как он устроился туда. Говорит, работать ему нравится. Машины новые, детали для починки всегда есть. Да и начальство понимающее.

— Сначала жил с мамой, потом захотелось отдельно. Пошел к председателю, и он выделил мне жилье в домике на четыре квартиры. У меня однокомнатная, но вполне себе и хорошо, — рассуждает Андрей.

В августовском расчетнике у парня к выдаче указано почти 1300 рублей. В этом месяце меньше — около 600 рублей. Он повредил машину, и стоимость ремонта высчитали из зарплаты.

— Зарплата у нас сдельная. В августе я отработал 26 дней — это 290,5 часа. За это начислили 692 рубля, — комментирует водитель цифры зарплаты. — Если уходишь на ремонт, то тут уже, конечно, заработки ниже. Вот за четыре дня мне заплатили всего 47 рублей. Была еще большая премия — 580 рублей. Это тоже по итогам уборки. Ну и остальные небольшие доплаты: 16 рублей за вредность, доплата какая-то 22 рубля и 98 рублей за питание. Но их сразу же и сняли. Плюс еще 25 рублей сняли с самой зарплаты.

Еще я сено маме брал для коровы, так тоже 25 рублей высчитали. Еще есть доплаты за стаж: выше трех лет — 8% от зарплаты. Мне пока не начисляют, потому что я молодой работник. Еще доплачивают за классность. Если у тебя категория В или С — одна зарплата, если есть еще, к примеру, D и E — другая. Я вот сейчас записался на учебу на категорию, так посчитал, что с будущей надбавкой за семь месяцев окуплю ее.

Сейчас хозяйство Андрея строит дополнительный комплекс, поэтому, по его словам, работы пока хватает: возить стройматериалы, песок.

— Зимой нам предлагают идти на ферму работать кочегарами, — говорит Андрей. — В прошлом году по 450 рублей там платили. Но это небольшой период. С апреля уже посевная, там уборка зерновых, кукурузы на корма, потом уборка свеклы — вот наши основные заработки.

Основных трат у холостяка немного: еда да «коммуналка».

— За то, что пользуюсь квартирой, в месяц плачу 3 рубля. Ну и только-только переселился, поэтому за «коммуналку» пока не платил, — говорит он. — Дома семейным дают. Хорошие домики. В будущем году их разрешат выкупать, средняя цена — 12—15 тыс. рублей. А так какие траты? Одежду себе покупаю редко, ну телефон и интернет — так это немного. На машину откладываю: крестный предложил купить за $2000 его Audi 100 — решил брать. За курсы тоже нужно будет заплатить, пока точно не знаю сколько. В общем, вот и все. Мама, конечно, помогает с продуктами. У нее и корова есть, и большое хозяйство.

Еще одна статья расходов Андрея — учеба. Парень — студент-заочник одного из аграрных вузов страны.

— Честно, покупаю и контрольные, и курсовые, так на сессию тоже нормально уходит — сотни три-четыре долларов, — говорит он. — Ну и на развлечения трачу. Немного, но в клуб съездить или подарок девушке сделать — это святое.

Кроме покупки машины, в будущем Андрей хочет построить квартиру.

— Я в очередь на квартиру в городе уже стал. Там, конечно, 20 тыс. человек передо мной. Но когда-нибудь она до меня дойдет. И вот тогда нужно будет первый взнос делать. На это уже после машины буду откладывать, — считает он. — А вообще, своим заработком я доволен. И могу сказать, что на эти деньги приходится реально работать, времени сидеть нет.

«Даже с высокими заработками народ в доярки не сильно хочет идти»

Доярке Ольге 35 лет. Женщина работает на одном из новых комплексов в Могилевской области. Здесь получают молоко самого высокого класса — экстра. Такое молоко может идти в Евросоюз. Всего в комплексе четыре доярки, которые обслуживают несколько сотен голов скота.

— В среднем по новому комплексу зарплата у нас выходит 700—750 рублей — выше, чем у бухгалтеров в «конторе»: там по 350 рублей получают, — говорит Ольга.

— Наши заработки от сезонности не особо зависят, в основном влияют объем надоенного молока и его качество или жирность, — продолжает женщина. — Какие точно расценки, не вспомню, в «конторе» считают. Но у нас 90% класса экстра, поэтому и зарплаты такие высокие. Премии какие-то бывают, но нечасто. Еще тем, кто больше 10 лет проработал, добавляют за стаж — немного там совсем.

По словам Ольги, работа не из легких: первая дойка начинается в 5:00 и заканчивается в 10:00, обеденная — с 13:00 до 16:00, вечерняя — с 18:00 до 22:00.

— Работаем посменно: одна смена доит вечером, утром и в обед и идет на выходной, потом другая смена заступает, — объясняет она. — Доярке нужно просто прийти, подоить коров и убрать рабочее место. Казалось бы, просто. Но важно правильно помыть корову, заметить первые признаки болезней, распознать мастит (иначе молоко забракуют на молокозаводе), правильно промассировать вымя и многое другое, в том числе необходимо разбираться со сложной доильной техникой.

Поэтому от доярки очень много чего зависит. Это один из ценнейших специалистов в хозяйстве.

Работа тяжелая, особенно на маленьких фермах, где все не так автоматизировано. Поэтому о каких-то подработках речи не идет. Тут бы со своими обязанностями справиться.

До этого Ольга работала и на обычных фермах. Зарплата там и сейчас вдвое меньше — 300—350 рублей. А уставала она тогда гораздо больше.

— Вот вроде бы и зарплаты высокие, а молодежи у нас мало. Сейчас работают доярки со стажем 10—15 лет, младше нет, — говорит она. — Физически многие не выдерживают.

На двоих с мужем семья Ольги зарабатывает почти 1300 рублей. Основные траты — учеба детей: дочь и сын у них студенты.

— Стипендии не хватает, так пока и одеваем, и продукты передаем. Рублей 500—600 в месяц на наших студентов тратим. Слава богу, что продукты свои: корова, кабанчик, куры, картошка, морковка, свекла. В общем, практически все свое. И кормить есть чем: зерно в колхозе выписать можно и сотки картошки посадить тоже подешевле, — объясняет Ольга. — Еще за газ заплатишь, за свет — тоже рублей 50 за все. Мобильники, интернет — еще рублей 20. Ну и на житье 400—500 рублей остается. Отложишь $50—100, и все. Остальное — в магазин: на хлеб, крупы, масло подсолнечное. Одежду покупаем не так часто: на ферму наряжаться не нужно.

— Конечно, за такой труд это зарплата небольшая. Нужно как минимум 900—1000 рублей, — рассуждает доярка.

Отдыхать куда-то в отпуск женщина не ездила давно. Говорит, что даже если и бывают выходные, то все их она проводит дома или у родственников. Мечтает, чтобы дети устроились в жизни и у них все было хорошо.

— Главное для меня — это семья, чтобы все были здоровы, чтобы все было хорошо. А деньги заработаются, — в конце разговора замечает Ольга.

«Доярки и комбайнеры, может, и получают хорошо, а вот все остальные — гораздо меньше»

Ирине 50, и она работает бухгалтером в одном из СПК Минской области. Говорит, что действительно хорошо зарабатывают комбайнеры и доярки. А вот у остальных зарплаты гораздо ниже.

— Хороших работников на самом деле немного. Но именно от этих людей зависит прибыль хозяйства. Поэтому толковых трактористов, доярок, зоотехников и удерживают, начисляя иногда вдовое больше, чем специалистам с высшим образованием.

Но молодежи все равно все меньше и меньше. Работа тяжелая, это правда, — вздыхает женщина. — Поэтому и проблема с пьянствующими работниками: их увольняют, а потом берут снова, потому что больше брать некого.

Работница СПК показывает расчетник за август. В этом месяце она получила 357 рублей, из которых 35,7 сразу перечислили на магазин — отоваривать их нужно будет там.

— И в этом месяце мне еще выписали премию в 20 рублей, а так ее обычно нет, — говорит Ирина. — Из доплат нам положено 5% за стаж (раньше было 15%, но срезали). Вот и все. А работы немало: в хозяйстве 400 человек. Им всем нужно начислить зарплату, кроме того, по совместительству я отправляю людей на пенсию — это тоже кусок работы. Иногда приходится оставаться на работе на пару часов и брать бумаги домой.

Женщина говорит, что вся ее зарплата уходит на «коммуналку» и еду. На другое финансов уже не хватает.

— Да, у нас есть приватизированная квартира в двухквартирном доме, за нее мы ничего не платим — только небольшой земельный налог, — объясняет она. — Но больше 100 рублей зимой уходит на «коммуналку». Летом поменьше, но тоже рублей 60—70. Все остальное тратится на еду. Вот и конец моей зарплате. Да, мы держим хозяйство: свиней и кур. Для этого выписываем в хозяйстве зерно по сниженной цене для работников, сажаем картошку с помощью колхозной техники — тоже подешевле.

И выходит, что у нас все свое: мясо, закатки, картошка, курятина, яйца, яблочный и томатный соки. Но крупы, макароны, муку, молоко, подсолнечное и сливочное масло мы все равно покупаем. У нас трое детей. Старшая дочка уже на своих хлебах, средний работает в городе, но живет с нами, младший — подросток, учится в 9-м классе.

Больше всего уходит на одежду и обувь для семьи. Помогаем среднему покупать вещи, а то у него зарплата маленькая, на младшем так и вовсе все «горит». А это 50—60 рублей джинсы, 30—40 — рубашка. Понятно, что на это моей зарплаты уже не хватает. Если бы не муж, который работает в городе в частной фирме, прожить на эти деньги было бы нереально.

А так удается и в Польшу за покупками съездить, и ремонт сделать, и бытовую технику купить. Последние покупки — это мультиварка и микроволновка, до этого — новый котел и ламинат, который мы взяли в рассрочку. Но, повторюсь, все эти большие покупки — заслуга мужа. Если бы он работал в «колхозе», то наш общий доход не превышал бы 700—900 рублей. Прожить на такие деньги вчетвером сейчас нереально.

Ирина мечтает о поездке в Иерусалим. Говорит, что сейчас активно откладывает на это деньги и что зарплата побольше ей бы не помешала.

— Я считаю, как минимум 500 рублей за ту работу, что я делаю, нужно платить. Это самый минимум, — говорит она.

Мотокультиваторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by