«Мы хотели заработать, таких процентов больше никто не предлагает». История о тысячах долларов, пропавшем парне и людях, которые не теряют надежды его найти

 
10 октября 2016 в 8:00
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Александр Чернухо. Фото: Максим Тарналицкий

В Витебске люди ищут человека, которого считали своим товарищем. Парень из хорошей семьи предложил своим знакомым аттракцион неслыханной щедрости: брал у них деньги в долг под 20% в месяц. Подозрений в том, что все может закончиться плачевно, ни у кого не возникало. А когда возникли, было уже поздно. Сейчас сложно определенно сказать, о чем эта история. Возможно, о доверчивости. Или о невероятном желании получить легкие деньги. Рассказ о больших надеждах и большом разочаровании — в материале Onliner.by.

Уже почти год Вадима ищут друзья, знакомые и сотрудники милиции. Следствие установило, что парень мошенническим путем завладел немалыми деньгами (около $120 тыс.), потерпевшие, написавшие заявление в правоохранительные органы, полагают, что эта сумма значительно больше. «Не буду лукавить, мы хотели заработать. Таких процентов никто не предлагает», — говорит один из потерпевших Александр. Вадим предлагал действительно щедрые проценты: от 20 до 30 в месяц. А подозрений ни у кого не возникало: сегодня в Следственном комитете говорят, что расписок, оформленных по всем правилам, в материалах дела категорически мало. Вадиму верили на слово, а сомнения у потерпевших начали закрадываться слишком поздно.

— Я знаю Вадима восемь лет, — начинает рассказ молодой витеблянин Андрей. — Познакомились через моего школьного друга, они живут в одном доме. Вадим часто помогал с компьютерной техникой, находил ее намного ниже рыночной стоимости, абсолютно бесплатно устанавливал программное обеспечение. В общем, хороший парень, который всегда готов помочь.

В сентябре 2014 года Вадим обратился к Андрею с неожиданным коммерческим предложением. Мол, выпустили iPhone 6 — есть возможность купить смартфоны с 50-процентной скидкой для дальнейшей реализации. Для этого нужно $3 тыс. под 20% в месяц. У Андрея деньги были, а предложение показалось очень щедрым.

— Через месяц он привез деньги и показал: вот та сумма, которую ты мне дал, вот проценты — можешь забирать, — говорит парень. — Так мы работали, наверное, на протяжении месяцев трех — деньги он привозил исправно. Периодически предлагал дать ту же сумму под те же проценты, но только на неделю. Я рассказывал об этой схеме родителям, друзьям, ребята начали подтягиваться. Условия у него для всех были одинаковые: 20% в месяц, если сумма была крупная — $15—20 тыс. — проценты достигали 25—30. Деньги всегда были при нем — вплоть до того, что мы видели и $100 тыс. наличными, которые пачками лежали у него в машине.

Сначала он занимался «айфонами», но потом сказал, что это уже невыгодно и что нашел поставщика, который закупает на заводах в Китае серверы и серверное пространство, и у него есть рынок сбыта в Польше. Рассказывал про московскую фирму, оформленную на другого человека, и про фуры с оборудованием, которые шли через Москву.

— Никаких сомнений у нас не возникало, — добавляет отец Андрея Александр, который тоже давал деньги в долг Вадиму. — Я даже больше скажу: я познакомился с Вадимом через сына, он приходил к нам домой, помогал разобраться с компьютером. Приличный парень, вежливый — не скажешь, что шарамыга какой-то. Состоятельная семья, у них хорошая квартира. Андрей сказал, что есть такая тема: Вадим берет деньги под проценты, если есть свободные средства, можно вложиться. У меня деньги были, поэтому я согласился.

По словам потерпевших, свою состоятельность Вадим демонстрировал достаточно часто: мог отправить жену и маму зимой за покупками в Милан, регулярно брал прокатные машины по $700—800 в сутки. Квартира парня была обставлена дорогостоящей техникой.

— Однажды у Вадима были какие-то проблемы, и он приехал к родственнице попросить денег в долг — несколько тысяч евро, — рассказывает Андрей. — Собрались, поехали в банк, и та сняла для него необходимую сумму. Раз для семьи Вадима это вопрос нескольких минут, то за свои деньги мы не волновались: были уверены, что это не проблема. Складывалось впечатление, что родители всегда смогут ему помочь.

В какой момент у жителей Витебска начали закрадываться подозрения, сказать сложно. Вадим всегда демонстрировал свою платежеспособность и периодически отдавал деньги, но затем снова брал их в долг.

Андрей — еще один пострадавший. Парень тоже пытается вернуть свои и родительские деньги.

— Вопросы начались в конце апреля прошлого года, — рассказывает молодой человек. — Я уехал по делам в Варшаву, и со мной по Viber связался Вадим: он должен был вернуть деньги моим родителям. Он сказал, что возникли какие-то проблемы с серверами, которые он возил, и что, возможно, все вложенные деньги прогорят. Когда я вернулся, все эти вопросы вроде бы уладились, но он отодвинул возврат денег на месяц. Начал говорить, что нужна сумма в $15 тыс., чтобы купить что-то из оборудования для охлаждения техники. Я договорился с родителями и передал ему необходимую сумму. Деньги он не вернул и сказал, что случились проблемы на границе: задержали фуру с деньгами. Якобы он сбывал технику за границей, а потом дальнобойщик на фуре вез наличку в страну. Мол, чтобы не светиться перед налоговой.

Я понял, что происходит что-то странное, и попросил вернуть деньги под угрозой заявления в милицию. В конечном счете мне позвонил друг и сказал, что все нормально и деньги Вадим ему отдал. А в августе он снова позвонил и спросил, где Вадим. Выяснилось, что он уговорил друга обмануть меня: мол, ты Андрею не говори, что я тебе отдал неполную сумму, скажешь, что я с тобой полностью рассчитался.

Мои родители замечали, что наши деньги возвращались к нам же: сначала по каким-то отметкам на купюрах, а потом по номерам банкнот (отец стал их записывать). Но подозрения появились слишком поздно: денег у Вадима к тому времени уже не было.

Позже стали выясняться другие подробности. Как оказалось, для каждого у парня была своя «легенда».

— Кому-то он говорил, что дело прогорело, кому-то — что техника бракованная, кому-то — что фуру задержали на границе, — рассказывает пострадавший. — У одного товарища Вадим выкупил машину и реализовал за копейки, обещая, что отдаст намного больше денег, так как машина будет доставлять ему неудобства. Единственное, что всех держало, — это его обещания: «Завтра будет еще больше, я заплачу за просрочку». Этими фразами он долго держал вокруг себя людей, а когда мы начали обсуждать этот вопрос, Вадим сказал: «Я свое дело закрыл, из него ничего не получится. Теперь вывожу деньги, которые лежат в офшорах, — понадобится около двух месяцев». Мне он должен был отдать деньги в июле, но трижды переносил дату. В итоге сказал, что 5 августа отдаст часть денег, а с остальными рассчитается до 5 сентября. Проценты обещал отдать в течение полугода. Дескать, нашел дешевые квартиры в Москве и будет заниматься недвижимостью. В августе он снова не отдал мне деньги и устроил какой-то спектакль: якобы продает квартиру, чтобы рассчитаться с долгами. Я был настроен писать заявление в милицию, но ребята, которым он тоже должен был деньги, отговорили меня. Они сказали, что чисто теоретически он сейчас что-то делает, чтобы вернуть долги, а если его задержат, тогда денег уже никто не увидит. Я махнул рукой и уехал в Европу, а 6 августа ребята позвонили мне в Италию и сказали, что Вадим окончательно пропал. Перед исчезновением он заехал к нашему знакомому и занял у него последнюю сумму — 600 тыс. рублей.


Речь идет о внушительных суммах. Андрею и его отцу Александру Вадим остался должен $67 тыс. без процентов, еще одному Андрею и его семье — $23 тыс.

— За жизнь удалось что-то заработать: у меня своя фирма, — говорит Александр. — У сына были свои сбережения плюс машина Porsche Cayenne, которую я ему подарил, когда Андрей получил права. В какой-то момент решили продать ее, докинуть денег и купить другую. Тут подвернулся Вадим, сказал, что поможет продать автомобиль по хорошей цене. Пригласил знакомого, мы пошли в ГАИ, оформили все документы… В результате выяснилось, что Вадим отдал авто за копейки и обещал отдать остальную сумму.

— Мой отец долгое время работал в «Газпроме» и тоже имел некоторые сбережения, — говорит Андрей. — Вдобавок мы взяли кредит на покупку автомобиля, чтобы заниматься перевозками. А тут Вадим со своим предложением. Решили дать ему эти деньги в долг.

С родителями Вадима разговоры не клеились. Ответ был один и тот же: где сын, мы не знаем, связь с ним не поддерживаем. Жена Вадима, когда тот пропал, подала на развод, и спустя три месяца их развели автоматически.

— Мы стали разбираться, — говорит Андрей. — Оказалось, что в первый раз Вадим действительно купил «айфоны», 25 штук — и все их раздарил друзьям и знакомым. Рестораны, отдых в Турции, перелеты бизнес-классом. Получается, деньги он просто потратил, раз под конец вынужден был брать в долг 600 тыс. рублей.

В материалах дела сегодня фигурирует шесть потерпевших, а общая сумма ущерба составляет $120 тыс., €1 тыс. и 4 млн неденоминированных белорусских рублей. Правда, наши собеседники считают, что не все пострадавшие обратились в милицию и как количество потерпевших, так и общая сумма ущерба значительно больше. Однако это только догадки: даже в материалах уголовного дела есть лишь несколько расписок о передаче денег в долг.

— В этом деле замешаны влиятельные в нашем городе люди. Кто-то из них, наверное, решил разобраться другими способами, кто-то таким образом, вероятно, хочет войти в доверие и в случае, если Вадим объявится, первым получить назад свои деньги, — говорит Александр. — Я, например, себя иллюзиями уже не тешу, но надежда, конечно, есть. Такие суммы, такое количество людей… Если даже его найдут, а денег у него не окажется, то и жизни не хватит, чтобы вернуть все долги.

Никто не становится в позу и не жаждет наказания. Мы просто хотим получить назад свои деньги, даже без процентов. У людей бывают разные жизненные ситуации, он еще молодой человек. Может, решил шикануть перед товарищами, может, еще что-то… Но так случилось. Мне хочется верить в хорошее. Пускай человек придет и покается — разберемся. Просто раз уж брал деньги — верни их, пожалуйста.

Возвращаемся к главному, пожалуй, вопросу в этой истории — вопросу подозрений и корысти. Пострадавшие не скрывают, что в первую очередь хотели заработать, ведь таких процентов никто не предлагает.

— Не буду лукавить: когда мы давали деньги в долг, было желание заработать, — говорит Александр. — Я же не меценат и благотворительностью не занимаюсь. Человек спрашивает, предлагает условия, деньги у меня есть — почему бы не заработать? Щедрые проценты не смутили, потому что он демонстрировал, что может в любой момент их выплатить. Была иллюзия, что мы сможем прервать эту цепочку, когда захотим. Он звонил и говорил: «Деньги у меня есть, могу вернуть их сейчас, а могу еще подержать на тех же условиях». Для нас это было не критично, поэтому мы соглашались. Да, процент был большой — никто таких не предлагает. Но человек показывал, что может рассчитаться, поэтому и вопросов не возникало.


Отец Вадима на контакт не идет и не хочет рассказывать о случившемся.

— Лучше с Вадимом встретиться, чего с родственниками разговаривать? Если вам кто-то дал данные, пускай и расскажут, где он находится. У меня с ним связи нет.

У меня нет желания с вами встречаться и что-то рассказывать по этому поводу. Обращайтесь в соответствующие органы, чтобы получить конкретную информацию. Те люди, которые вам об этом рассказали… Ну что же, я буду знать, что с ними делать тогда. Свою позицию я буду объяснять в другом месте. Я так понимаю, что ребята не успокаиваются по одной простой причине: у них может быть свое видение, а там может быть свое. Зачем я должен кому-то что-то рассказывать? А теми людьми, которые пытаются в этой ситуации что-то из пальца высосать, будут заниматься соответствующие органы. В частности, прокуратура. И вы рискуете нарваться на это же. До тех пор, пока человека не будет здесь, никто детальную и объективную информацию по этому поводу не даст. Пожалуйста, больше не беспокойте нас по этому поводу.

Вадим объявлен в межгосударственный розыск. Ему заочно выдвинуты обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах. Следствие полагает, что парень может находиться на заработках в России.

— Витебским городским отделом Следственного комитета было возбуждено два уголовных дела, которые впоследствии объединены в одно, — рассказывает официальный представитель УСК по Витебской области Светлана Сахарова. — Первое дело связано с получением в одном из банков кредита по поддельным документам. Обвиняемый получил в одном из банков Витебска кредит на потребительские нужды. Кредит был получен по поддельной справке, свидетельствовавшей о том, что он является работником фирмы и получает там определенную заработную плату. Кредит был на сумму 65 млн рублей. В материалах дела имеются сведения о том, что такую справку руководитель фирмы фигуранту не предоставлял и что сотрудником фирмы тот не является. Перед получением кредита он действительно обращался в фирму, чтобы занять денег, а когда желаемое не получил, попросил справку. Руководитель отказал ему, однако спустя некоторое время позвонил наш фигурант и попросил подтвердить банку, что он является сотрудником фирмы. Когда из банка позвонили, директор подтвердил информацию. Каким образом у обвиняемого оказалась справка с подписью и печатью, директор не знает. Но в процессе разговора он выходил из кабинета, а печать находилась в свободном доступе. Кредит погасили его родители.

Второе дело связано с мошенничеством в особо крупных размерах. Пострадавшие передавали мужчине денежные средства и автомобили, которыми он завладевал мошенническим путем. Потерпевших несколько, сумма достаточно приличная.

В настоящее время дело приостановлено в связи с тем, что обвиняемому заочно предъявлены обвинения и человек находится в межгосударственном розыске. Доказательств для предъявления обвинений, как посчитало следствие, достаточно. Допрошены потерпевшие, свидетели и родственники фигуранта.

В деле фигурирует шесть потерпевших, общая сумма ущерба составляет $120 500, €1000 и 4 млн белорусских рублей. В эту сумму входят как наличные деньги, так и стоимость автомобилей, которыми завладевал обвиняемый и не возвращал потерпевшим.

У потерпевших с обвиняемым были неплохие отношения, некоторых он знал несколько лет, с другими был знаком около месяца.

Могу сказать, что это типичная ситуация. Фигуранты таких дел — всегда достаточно интеллектуальные люди: для того чтобы заполучить деньги, они стараются войти в доверие к потерпевшим. В данном случае мужчина пользовался знакомством, бравировал тем, что занимается поставкой компьютерной техники, у него есть возможность поставить iPhone 6 по низким ценам и получить колоссальную прибыль. Ситуация усугубляется тем, что расписки при получении денег не писались. Они есть в материалах уголовного дела, но не по всем фактам передачи денег. Никто из потерпевших не подстраховывался тем, чтобы пригласить двух понятых и подписать расписки. Что касается автомобилей, они отдавались в залог и каким-то образом реализовывались. Речь идет о Porsche Cayenne и Honda Accord.

Арест на имущество наложить было нельзя ввиду его отсутствия. С родителями у него были не очень хорошие отношения, и они воспользовались правом не давать показания против сына. Бывшая супруга проживает отдельно, на контакт со следствием не идет. Следователи пришли к выводу, что обвиняемый тратил денежные средства на себя и содержание семьи — спустил деньги одномоментно. Следствие не исключает, что потерпевших может быть больше. У фигурантов таких дел всегда много жертв, в том числе латентных, которые простили и поняли, что деньги вернуть невозможно.

Решение о приостановлении дела принимается в связи с выполнением всего комплекса оперативных мероприятий. Дело расследовалось около четырех месяцев, следствие посчитало, что выполнило все необходимые действия. Позиция обвиняемого неизвестна, он не допрошен. Дело будет возобновлено в том случае, если обнаружатся дополнительные факты преступной деятельности обвиняемого или его задержат. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах, ему грозит от 3 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Мобильные телефоны в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by