«Мы могли спать на трансформаторной будке, потому что землю контролировали крысы». Белорусы отправились в необычный евротур, чтобы увидеть океан

35 555
05 сентября 2016 в 14:01
Автор: Александр Чернухо

Пятеро белорусов решили отправиться в необычное путешествие: без покупки авиабилетов, брони отелей и прочих прелестей традиционного туризма. Ребята загрузили в минивэн музыкальную аппаратуру, взяли карманные деньги и уехали на месяц в «евротур», чтобы добраться до океана. Ночевки на крыше машины и в шикарных квартирах на берегу моря, эвакуации во время террористических угроз... Рассказ о путешествии — в материале Onliner.by.

Ребята из молодой рок-группы La Libertad собрали «уличный» состав и устроили себе турне по Европе сами — без менеджеров, букингов, клубных площадок, билетов. За 24 дня они проехали 10 тысяч километров пути через 11 стран: более 25 городов и 13 уличных концертов.

Принцип путешествия прост: никаких предварительных «броней» в отелях, гидов (кроме друзей из местных), платных экскурсий и прочих атрибутов излюбленного белорусскими туристами культурного отдыха. Скука та еще. Мы не очень-то знали, где окажемся завтра. Ехали туда, куда глядят глаза, — рассказывают ребята. — Всю аппаратуру мы легко вместили в багажный отдел минивэна. Смастерили самодельный адаптер из автомобильного инвертора, позволяющий от аккумулятора запитать усилители, микрофоны, колонки, ноутбук, MIDI-клавиатуру и сэмплер, отрепетировали 1,5 раза...  Поскольку выглядели мы подозрительно, на литовской границе пришлось сказать, что едем снимать клип в Клайпеду на косу. Таможенница средних лет блеснула знанием разговорной русской речи: «А, вы это… как у вас говорят… с приветами!» Мы сразу поняли, что поездка обещает быть веселой.

Приключения начались незамедлительно. Музыкантам приходилось ночевать на трансформаторной будке из-за крыс, столкнуться с эвакуацией во время террористических угроз во Франции и Барселоне.

Нам довелось попасть под две эвакуации при террористических угрозах: под Эйфелевой башней в Париже и на Виа Лайетана в центре Барселоны. Оперативное оцепление кварталов, эвакуация — все было сработано четко. По сути, мы наблюдали за слаженной работой силовых структур. Заметно, что подобные сообщения поступают здесь не в первый раз. Хотя мы чувствовали себя довольно безопасно, все же нам повезло: периодически в новостях мелькали сообщения о терактах. Нас самих и нашу машину один раз проверяли полицейские, когда мы в Голландии в два часа ночи искали ночевку без карты, заблудились и оказались в городке под названием Гарлем. Было комично увидеть полицейского, выходца из Африки, который на ломаном английском спросил нас, что мы делаем у них в Гарлеме.

Места для бесплатных ночевок обычно мы находили в процессе поездки: как правило, это были сетевые заправки. Там почти всегда есть место, чтобы поставить палатку и при этом иметь под рукой необходимые удобства: магазин, туалет, столики, а в случае удачи — душ и интернет. Однако приходилось ночевать и по принципу «где водитель упал, там надо палатки ставить».

Наш штатный водитель Никита без особых прелюдий подходил к вопросам сна. На главной площади Брюсселя, пока остальные осматривали достопримечательности вокруг, он устроил себе здоровый 40-минутный сон прямо на брусчатке. Попробуйте поспать у нас на площади Независимости.

Конечно, было всякое: нам случалось разбивать лагерь прямо в саду во дворе частного дома в Польше, гостить в шикарных апартаментах на первой береговой линии курортной Каталонии или в уютном домике с большой террасой и замечательным видом на горы в самом сердце Португалии. А на следующий день мы могли спать на трансформаторной будке и крыше минивэна на АЗС, потому что землю контролировали крысы величиной с башмак 43-го размера. Доводилось ставить палатку на диком пляже в Нидерландах и проснуться утром от появления вежливых полицейских. Они поинтересовались, как мы поспали, дали два часа отдохнуть водителю и после попросили удалиться, так как оказалось, что на том пляже ночевать нельзя.

На уличные концерты случалось собирать сотни зевак, которые с благодарностью слушали нас. А бывало и практически полное отсутствие внимания. Выбор города, места в нем, времени суток, репертуара — влияет все. Но возможность играть любимую музыку в любом понравившемся месте — стоя босиком у стен Монмартра, под Миланским собором, в культурных столицах Европы, Сан-Себастьяне и Вроцлаве, на тесных улочках Барселоны или Генуи — это настоящая свобода и истинное наслаждение от единения с новым местом, его энергетикой.

Но, например, в странах Бенилюкса уличная музыка запрещена уже много лет. Удивительно, учитывая, что разрешено там многое. Мы наблюдали, как в Амстердаме местные горе-музыканты ровно за две минуты были отправлены блюстителями порядка восвояси. Во многих городах нужно получать разрешение, чтобы играть с усилением, но нас это, естественно, не останавливало. В Париже мы спросили у жандармов, дежурящих под Нотр-Дамом: «Можно ли играть здесь?» В ответ нам только пожали плечами. Ну, значит, «играю, где хочу, законом не запрещено, играть в Париже на 95% безопаснее, нежели в Амстердаме», — подумали мы.

В Европе можно вполне комфортно жить, зарабатывая игрой на улицах. При наличии «фишки» — яркого звучания, необычного образа или просто настоящей харизмы — можно зарабатывать до нескольких сотен евро за вечер. Мы знаем людей в разных странах, которые зарабатывают весьма неплохие деньги таким образом.

В Берлине на Александерплац стояла сцена, на которой практически лысая чернокожая девушка читала рэп, в Португалии на общественной ферме в центре города Гимараеш мы услышали традиционную сольную женскую песню фаду, а в ответ один из участников порадовал португальцев исполнением полесской народной песни «З-пад камення». В Испании самые популярные инструменты городской музыки — это классическая гитара и скрипка, а в Париже и вообще на вечернем Монмартре мы «джемили» рэгги в компании 20 человек из 6 стран, включая Норвегию и Филиппины.

Но мы ехали не за деньгами. Тем не менее нам удалось не только получить незабываемые впечатления от поездки, но и покрыть текущие расходы — откладывая в «общак», мы отбили бóльшую часть затрат на топливо и платные дороги.

Отношение к нам всегда было теплое. Когда люди узнавали, откуда мы и сколько проехали, это вызывало удивление и одобрительные кивки. Но частенько не обходилось без клишированного «Belarus? Where is it?» — «This is a small country between Poland and Russia».

Еще один интересный диалог у нас вышел с выходцами из Молдовы в Берлине. «Беларусь? Это ж у вас социализм? У вас все еще Советский Союз!» Интересно было слышать про «совок» от молдаван.

Набор впечатлений от поездки оказался безумно разнообразным. Рассказывать можно чрезвычайно долго, но особый статус имеет место на краю земли, где солнце с каждым закатом ныряет в океан, — мыс Рока. Просто невероятная энергетика! Ветер был такой, что несколько раз нас чуть не сорвало с обрыва — под впечатлениями не сильно-то думаешь о безопасности. Каждый человек, который неравнодушен к путешествиям, должен побывать там. Это невероятно!