Эксперт по продажам Евгений Зуев: Беларуси нужны промышленные стартапы

21 536
30 августа 2016 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков

Эксперт по продажам Евгений Зуев: Беларуси нужны промышленные стартапы

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Алексей Матюшков
Евгений Зуев — генеральный директор ООО «Сильвано Фешн», эксклюзивного дистрибьютора Milavitsa в Беларуси. С 1999 года работал в компаниях, занятых продажами промышленных товаров на белорусском и зарубежных рынках. Эксперт по организации сбыта товаров в странах СНГ, розничной торговле и построению дистрибьюторских сетей.
Вы никогда не задумывались, почему стартапы в Беларуси прочно ассоциируются с IT? Все очень просто: других стартапов в нашей стране практически нет. И особенно печально, что новые идеи не появляются на промышленном поле, которое является надеждой и опорой национальной экономики.

Скажу честно: белорусы не хотят рисковать. Проблема в нашей предпринимательской трусости. Для нас предпринимательство — это гарантированная прибыль, а не шанс выиграть много или много проиграть, как на Западе.

Мы как челноки времен развала СССР, когда самый выгодный бизнес строился по беспроигрышному принципу «купил-продал». Никакого риска, только проверенный ассортимент и схемы.

Сейчас все изменилось с поправкой на высокие технологии. Копируем, адаптируем, редко выдумываем свои идеи и продаем. Главный критерий — чтобы это уже где-то работало, успешно продавалось, был спрос. Мало какой отечественный инвестор возьмется поддерживать продукт, аналогов которого не существует в мире. Мне страшно представить, если бы Стив Джобс принес свой iPhone белорусским бизнес-ангелам. Ведь когда Джобс придумал смартфон, спроса на него не существовало. Его продукт породил спрос.

Да, мы превратили Беларусь в цветник IT-стартапов, вот только наши цветы пахнут для других людей. Вспомните последние громкие разработки белорусских программистов — они были прибраны к рукам мировыми корпорациями. Поэтому я не верю, что, культивируя только IT-стартапы, мы двигаем Беларусь в светлое будущее. Двигаем, но не Беларусь, ведь у нас нет миллиардов долларов, которые удержат удачный программный продукт и его разработчиков.

Другое дело — промышленные стартапы, ориентированные на выпуск инновационной продукции. Во-первых, промышленным производствам труднее «утечь» за границу, во-вторых, это реальные рабочие места, возможность масштабировать бизнес, укреплять экономику страны. Представьте, что завтра под Минском или в Бобруйске откроется завод, который начнет выпускать новые космические двигатели, или предприятие по выращиванию биологических компьютеров. Это может прославить белорусов на весь мир. Но куда пропали люди с идеями о технической революции, где искать отечественного Эдисона или Белла?

Уверен, рационализаторы и изобретатели в Беларуси есть, но они не хотят рисковать. Считается, что IT — это реальный шанс быстро заработать. А вот чтобы заработать в промышленности, якобы нужны изначальные инвестиции в сотни тысяч долларов. Да, выпуск новой продукции— это вложение сил, времени и средств. И не факт, что в результате дело окажется прибыльным. Навскидку я могу привести несколько примеров успешных промышленных стартапов в Беларуси. Это завод теплообменного оборудования, который вырос с продажи радиаторов до их производства, барановичский стартап «Девур» по пошиву одежды для женщин, брестский мебельный стартап «Инволюкс». Да, они не производят прорывных продуктов, работают в тех сферах, которые хорошо знают. Но своим существованием доказывают, что заработать можно не только в IT. Учредители этих компаний начали бизнес с нуля, а кто-то даже устроился на вторую работу, чтобы купить материалы для производства. И не было этих «страшилок» с тысячами долларов, поиском инвесторов. Захотели — заработали.

В Беларуси полным ходом идет модернизация предприятий — обновляют оборудование с прицелом на существующий спрос, аналоги каких-то успешных продуктов. А теперь представьте, если модернизацию поддержать новыми идеями. Поставили новые станки и стали делать не только лучше, а еще и совершенно новое. Вы, наверное, скажете, что действующие предприятия изобретателей не жалуют? Изобретателей просто нет, никто не идет с предложениями и новыми продуктами, такое ощущение, что все ушли в IT.

Если завтра на «Милавицу» придет гениальный дизайнер или создатель продукта с уникальным потенциалом — предприятие его будет носить на руках. Да, вряд ли «Милавица» рискнет выпустить огромную партию нового продукта, но мы готовы экспериментировать, пробовать.

Я знаю несколько крупных белорусских предприятий, которые культивируют внутреннее предпринимательство — придумай, предложи, сделай лучше. Все это хорошо, но где глобальная поддержка стартапов в промышленности? В этом году я получил приглашения на десятки конференций и мастер-классов в области IT, а вот по части развития промышленных предприятий — ни одного. В метро висит реклама с призывом сбросить форму рабочего и идти в программисты, а дети мечтают быть Цукербергом, а не стахановцами. Вот итог гонки информационных технологий.

Что нужно сделать сегодня — поддержать любые инициативы развития промышленных стартапов. От налоговых льгот, взращивания компетентных специалистов, создания специальных условий до конкурсов и конференций. Надо создать на базе предприятий локальные «теплицы», в которых будут культивироваться идеи новых продуктов, предлагать инициативным людям пробовать и экспериментировать. Но самое главное — надо перестать двигать в массы только информационные технологии.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by