Фермер Николай Силин: продающуюся во многих гипермаркетах Минска картошку нам было бы стыдно выкапывать из земли

25 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Фермер Николай Силин: продающуюся во многих гипермаркетах Минска картошку нам было бы стыдно выкапывать из земли

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
Николай Силин — фермер, работающий на земле уже более четверти века. В свое время ради фермерства оставил перспективную руководящую должность в Минске. Сегодня вместе с шестью работниками обрабатывает 600 гектаров земли. Председатель Минской областной ассоциации фермеров.
Прямо сегодня я готов продавать картофель, качество которого не хуже польского и голландского, по 25 копеек за килограмм. Скажите мне, куда его в Минске привезти и отгрузить. Я могу отдать его в крупные сети гипермаркетов, могу развозить по небольшим магазинам, если надо — буду продавать с борта машины. Но это сегодня не так просто.

Я перебираю голландские и польские овощи на прилавках минских супермаркетов, смотрю на дикие цены и задаюсь вопросом: кому это выгодно? Точно не покупателю: наша картошка вкуснее и дешевле. Точно не государству, которое вполне логично хотело бы поддержать отечественного производителя. Даже владельцам сети гипермаркетов это невыгодно: для них важно, чтобы был соблюден паритет интересов — и покупатель был доволен, и магазин получил прибыль (проще этого добиться с низкими закупочными ценами и разумной наценкой). Отчаявшись понять, что происходит, я порой даже допускаю, что определенные менеджеры получают откаты за продвижение того или иного продукта, но сразу себя одергиваю — этого не может быть!

Очень много нашей продукции уплывает к перекупщикам, которые после реализуют ее по завышенным ценам. Я считаю, что ситуация в корне изменилась бы, появись какое-то крупное предприятие, выступающее в качестве посредника, централизованно закупающее сельхозпродукцию у фермеров и продающее ее магазинам, получая свой небольшой процент. Будет ли это частное предприятие или государственное — совершенно неважно. Главный критерий — надежность, чтобы не произошло чего-то подобного тому, что случилось с одним из белорусских фермеров, у которого заказали огромную партию огурцов, а после от них отказались. Весь урожай пришлось пустить под нож.

Из молодых мало кто помнит, с чего началось предпринимательское движение (тогда еще, в Советском Союзе). В марте 1989 года прошел пленум ЦК КПСС, на котором был дан ход частной инициативе. Спустя месяц, 27 апреля, я уже зарегистрировал арендное предприятие, которое после переросло в фермерское хозяйство. Все начиналось с 30 гектаров земли. Я взял кредит (50 тысяч рублей под 2% годовых!) и закупил всю необходимую технику. На все про все хватило 30 тысяч.

Сегодня у меня 600 гектаров земли. Купить в одиночку зерновой комбайн я никогда не смогу: он стоит более $100 тыс. в эквиваленте. Говорить о процентах по кредитам никому не надо — ясно, что они далеко не 2%. Более того, совершенно непонятные вещи происходят с ценами на сельхозтехнику: у меня возникает ощущение, что они неоправданно завышены, причем в несколько раз, — за примерами далеко ходить не надо. Мы уже не первый год изготавливаем некоторые сельхозмашины самостоятельно. Несмотря на то, что они выпускаются не серийно, а штучно, учитывая даже, что это чистой воды хенд-мейд, стоимость получается в 4 раза дешевле, чем если бы мы покупали их на заводе. К тому же наша техника показала себя надежнее и эффективнее в работе. Согласитесь — есть повод задуматься.

Конечно, за прошедшие десятилетия фермеры в Беларуси стали намного грамотнее, образованнее. Очень помог опыт, который мы получили от европейских коллег, доступность информации в интернете и вовсе практически нивелировала разницу между нами. Кроме того, никто не отменял отечественную аграрную школу, которая сохранилась и развилась со времен Советского Союза, — меня до сих пор так никто и не смог переубедить, что белорусская картошка хоть в чем-то уступает аналогам из Польши и Голландии. Я уверен, что она лучше как по вкусовым качествам, так и по иным потребительским данным — хранению, чистке и т. д.

Еще один фактор в защиту белорусского качества: в последнее время в нашей стране значительно ужесточились требования к картофелю, который реализуют фермеры, — на отсутствие различных болезней проверяют не только образцы из каждой посаженной партии, но даже землю, в которой она растет!

Чтобы не делать голословных заявлений, я пригласил корреспондента Onliner.by на мое поле и попросил его указать на любой понравившийся куст. Мы его выкопали — вот какой должна быть белорусская картошка. Так выглядит обычный картофель у меня и в любом другом фермерском хозяйстве в округе.

Сказать по правде, я совершенно не понимаю, откуда на прилавках столичных магазинов появляются гнилые сморщенные уродцы, которые по нелепой случайности назвали картошкой. Нам, фермерам, такое было бы стыдно выкапывать из земли.

Это касается не только картошки, но и других овощей. Если еще несколько лет назад капусту в Беларусь привозили из Польши, то сегодня уже мы ее туда поставляем. Почему? Потому что у нас она красивее, вкуснее и дешевле!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by