Отечественные предприятия легпрома сегодня переживают сильный кризис. Продажи одежды на нашем рынке упали вдвое, обуви — так и вовсе в 10 раз. При этом, по мнению производителей, на рынок давят азиатские, российские, польские и турецкие бренды. О том, как продвигать свои товары на рынке, о конкуренции, «кусачих» ценах на белорусскую продукцию и причинах отсутствия скидок, предприятия легпрома поговорили на специальном совещании.
— Ежегодный рынок обуви, одежды и аксессуаров составляет 2,6 миллиарда деноминированных рублей. Более чем на 800 миллионов рублей рынок заполняет «Беллегпром». Частные предприятия и предприятия среднего бизнеса дают еще 11,5 миллиона, — объясняет председатель Ассоциации производителей и продавцов непродовольственных товаров Владимир Астровский. — За последний год удельный вес продаж белорусских товаров снизился на 15%, сейчас они занимают только половину рынка.
Основная проблемы белорусских предприятий — это дебиторская задолженность. Простыми словами — задолженность от покупателей (оптовиков, магазинов и так далее). За последние три года она выросла втрое.
— Ты отдаешь свой товар на реализацию, проходит месяц, три, сезон, а деньги получаешь как-нибудь потом, — говорит представитель компании «Боннетри». — Как итог — вымывание денег из оборота. При этом все хотят новые модели и новый ассортимент. А за счет чего его получить?
— По договорам сейчас платят единичные магазины, — возмущается директор ОАО «Купалинка». — Мы выигрываем и суды, есть и исполнительные листы, а денег получить не можем, хотя есть и имущество, но оно даже не выставлено на аукцион. И поэтому у меня складывается ощущение, что судебная система не работает.
— В идеале торговля должна делать наценку на изделия не меньше 100%. С наценками в 30—40%, да еще пытаясь делать скидки, они себя убивают. Именно из-за этого у них нет средств расплатиться с нами, — высказала мнение заместитель директора торгово-производственной компании «Боннетри». — А потом делать скидки, аутлеты и так далее, как в Европе. А наша задача — произвести то, что будет востребовано покупателями.
— Своими низкими наценками, а потом скидками в 20—25% торговля убивает продажи в фирменных магазинах, которые не могут делать такие скидки из-за небольшого объема товаров, — подтверждает директор «Купалинки».
Также предприятия отмечают, что очень сильное давление на рынок оказывают иностранные бренды, которые пришли в торговые центры, масштабно продвигающие на внутренний рынок брендовые сети. Белорусских товаров в них очень мало.
— В стране 550 торговых центров. Процент белорусских товаров в них снизился с 30 до 18,5%, — отметил Владимир Астровский. — Объем отечественных товаров в отечественных торговых сетях снизился. Верхняя одежда в два раза (с 56,8 до 25%), текстильные товары — на треть (с 66,5 до 40,8%). С обувью и вовсе катастрофа — здесь снижение произошло с 60 до 6,3%, практически в 10 раз. При сохранении этих тенденций через несколько лет ряд белорусских производителей прекратит свое существование.
При этом сами белорусы за последние пару лет изменили свое поведение на рынке: группа эконом-класса выросла до 70%, также возрос спрос и на товары в секонд-хендах.
— На рынок идет давление со всех сторон. В нижнем ценовом сегменте это товары азиатских производителей, в среднем — Польша и Турция. Из-за этого ужесточилась и ценовая конкуренция, — добавляет Астровский.
Между тем предприятия легпрома не готовы снизить цены до уровня турецкого масс-маркета. По их мнению, причин более чем достаточно.
— Хотя бы потому, что сырье у нас импортное, — считает представитель пинской трикотажной фабрики «Полесье». — По качеству и оборудованию мы не уступаем.
— Наши предприятия посещают турецкие, польские фирмы, и по технологическому оснащению, как и по качеству и производительности труда, мы им не уступаем, — подтверждает Владимир Астровский. — Немного уступаем в дизайне, отстаем на пару лет, есть такая проблема. Но кроме этого намного дороже у нас энергетика, водоснабжение и так далее. Это все пока очень затратно. Плюс налоговая система. Предприятие не успело отгрузить товар, как уже должно заплатить НДС. Оно получается обескровленным, вымываются оборотные средства. Те же кредиты. Спасибо, что сейчас 18%, а не как раньше. Но все равно это 18%, а рентабельность наших предприятий сегодня находится на уровне максимум 5—7%. Мы не можем обработать эти высокие проценты, и поэтому опять же вымываются оборотные средства. Ну и, наверное, есть вопросы высокой численности работников, нужно оптимизировать и внедрять автоматизированные процессы, в бухгалтерском учете и так далее. Здесь большой комплекс проблем на самом деле.