Здесь ворочают слитками и камнями в промышленных масштабах, обрабатывая в год до полутонны чистого золота. Руки местных работников в прямом смысле золотые: каждый день они покрываются тончайшей пылью драгоценных металлов и камней. О том, как в Беларуси делают ювелирные украшения, читайте в нашем большом репортаже с завода Zorka.
Охранники встречают нас уже на подъезде к территории завода. «Прибыли журналисты», — передают по рации, отправляют машину на стоянку и проводят внутрь большого серого здания.
— Защита — как у военного бункера, — сходимся во мнении мы с фотографом.
Возле проходной мы снимаем все ювелирные украшения и оставляем вещи в специальных ящиках на замке.
— Даже директор компании снимает все ювелирные украшения перед тем, как зайти. Таковы правила, — встречает нас на проходной креативный директор завода Любовь Василевская. — У нас вообще с безопасностью все очень строго. К примеру, ни в цехах, ни в кабинетах не открываются окна. Обедаем мы тоже внутри здания, выходим только после окончания рабочего дня через рамку с металлоискателем.
Новый завод Zorka открылся два года назад на окраине Минска — в промзоне «Шабаны». До этого почти семь лет ювелиры находились на площадях, арендованных у фабрики «Алеся». Здание примечательно тем, что его генеральным архитектором был проектировщик завода ювелирной компании Tiffany итальянец Джузеппе Даль Досо. Он же консультировал белорусских производителей по оборудованию и другим тонкостям ювелирного дела.
— Создание ювелирного украшения начинается с идеи. Сначала я, как креативный директор, собираю модные тенденции, мы работаем с продукт-менеджерами и креативим, потом даем задание дизайнерам, которые рисуют эскизы, — вместе с работником службы безопасности ведет нас Любовь Василевская.
Девушки-дизайнеры работают в большой светлой комнате с видом на сосновый лес. Говорят, что делать все приходится быстро, так как на весь процесс от идеи до готового продукта уходит три месяца. Периодичность выпуска коллекций — раз в месяц.
Целевая аудитория ювелирного завода — женщины, среди покупателей их как минимум 60—65%.
— Мужчины если и приходят, то только чтобы выбрать подарок своей даме, — улыбаются девушки и показывают эскизы одной из прошлых коллекций.
— Сейчас в моде конструктивизм и минимализм, — объясняют дизайнеры. — Пару лет назад мы решились на эксперимент — запустили ультрамодную коллекцию Zorka Fashion, какие-то космические и конструктивные вещи. И рынок это принял. Все же белорусы оказались довольно модными людьми в ювелирной сфере.
Разгулявшуюся фантазию дизайнеров контролируют прагматичные технологи. Они сразу говорят, что получится воплотить в жизнь, а что нужно переделать. После всех согласований и худсоветов окончательный эскиз отправляется на изготовление 3D-модели.
В год заводу требуется около 500 килограммов чистого золота
— Доступ сюда получают только избранные, — говорит начальник производства завода Кирилл Козлов, открывая двери конструкторского бюро.
В комнате играет радио, на стенах висят фотографии девушек в украшениях от завода. За столами сидят сосредоточенные парни — это инженеры.
Ребята создают 3D-модель, просчитывая все нюансы конструкции: диаметр и глубину посадочных отверстий под камни, толщину, высоту самого изделия. Дальше полимерную модель сутки печатают на специальном принтере. Она очень хрупкая, поэтому брать ее в руки не разрешают.
— Макет нужно делать медленно, чтобы не было никаких пор, изъянов, — говорят конструкторы.
По макету отливаются модели из воска, а дальше — из золота или серебра. Первые образцы дошлифовывают в соседней с конструкторами комнате самые опытные ювелиры завода.
— Все нужно сделать идеально, так как это эталонный образец. С него мы будем делать все остальные, — говорит начальник производства. Два-три часа работы ювелира — и изделие готово. Если вопросов ни у технологов, ни у дизайнеров нет, его отдают в производство.
— Всего у нас четыре вида производства: аффинажное и обручальное, производство методом литья, штамповки и лазерной резки, — объясняет начальник производства.
Основным поставщиком золота для завода выступает Министерство финансов, также предприятие покупает металл у населения. Кубический цирконий Zorka приобретает у австрийской компании Swarowski, бриллианты — в Бельгии. Жемчуг поступает напрямую из Китая, полудрагоценные вставки — из Таиланда и Гонконга.
Все сырье сначала поступает на склад с усиленной охраной, откуда уже под роспись выдается работникам. Всего в год заводу требуется более 500 килограммов золота самой высокой, 999,9-й пробы. При этом при загрузке до плановой мощности завод сможет обработать такое количество золота в месяц.
— К сожалению, сегодня показать процесс литья мы вам не сможем. Но мы можем продемонстрировать, как делают заготовки для него, — предлагает главный технолог и ведет нас в специальный цех, где работники делают восковые формы: разогревают воск и заливают его в специальные пресс-формы. Охлаждают восковые формы на «холодильнике» — небольшой холодной металлической пластине.
180—300 восковых колец, сережек, застежек и других изделий собирают в «елочку». За день рабочий делает 15—20 таких «елочек».
— Если нужно вставить камни, то мы отливаем изделие прямо с ними, — объясняет Кирилл Козлов. — Для этого камни вставляются в воск, который потом выгорает, а пустоты заполняются расплавленным металлом. Закреплять камни в воск гораздо быстрее и эффективнее, чем в металл. Сравните: в воск за смену можно поставить около 2—2,5 тыс. камней, а закрепщик, который работает с металлом, сделает около 1000. Понятно, что есть камни, которые не выдерживают температуры отливки (она достигает 1000 градусов), поэтому их приходится ставить вручную.
«Недавно мы делали на паре колец гравировку „Мой утенок“ и „Моя уточка“»
Мы заглядываем в литейный цех. Здесь стоят большие плавильные печи. Правда, снимать их нам не разрешили: коммерческая тайна (как и технология производства сплавов). Известно только, что ювелирное оборудование завода было изготовлено в Германии и Италии.
— Вот эта полоска — заготовка для проволоки, из которой будут делать цепи, — показывает Кирилл желтый брусок.
— А вот это — золото, которое мы переплавляли из изделий со скупки, лома и других отходов, — показывает он блестящие капли. — Такая форма получилась из-за того, что золото выливали в воду и оно резко застывало. Дальше эти капли пойдут нашим химикам, которые извлекут чистый металл без примесей. И он снова пойдет в работу.
На столе у литейщиков стоят борная и лимонная кислота. Оказывается, с их помощью чистят золото: просто кипятят в кислоте. Говорят, что отчистить так украшения можно и до́ма — правда, те, что без камней.
— Кроме литья, мы можем штамповать изделия, а также использовать лазерную резку, — показывают нам специальные аппараты.
Цепи и браслеты из звеньев делают специальные станки, также при помощи автомата на них крепят застежки.
Мастер делает лазерную гравировку изделий. На компьютере задаются параметры — и вот уже на кольце красуется, например, надпись «Вася и Люба, вместе навеки». Гравер говорит, что заказывают в основном имена и даты свадьбы или фразы «Люблю», «Вместе навсегда».
— Но иногда бывают и приколы. К примеру, недавно мы делали на паре колец гравировку «Моя уточка» и «Мой утеночек», — смеется он.
Молодожены на заводе в особом почете — для производства обручальных колец выделили целый цех. Прямо свое свадебное мини-производство. Всего за прошлый год Zorka выпустила более 20 тыс. колец для брачующихся.
— Мы делаем бесшовные обручальные кольца, — показывает Кирилл. — Сначала из сплава делается специальная полая труба, потом она вытягивается на станке, а дальше режется. Потом в зависимости от модели на кольцо могут наносить узоры, крепить камни, дополнять модель вставками из металла другого цвета.
После того как изделия отлиты, их обрабатывают, шлифуют. Далее идет финишная полировка с мойкой в ультразвуковой ванне.
Делают на заводе и серебряные украшения — более популярные у белорусов, чем золотые. Процедура их изготовления практически не отличается, но есть определенные технологии, которые не применяются при изготовлении изделий из золота, — это родирование и чернение.
— Недавно у вас на форуме обсуждали нашу подвеску с якобы «потемневшим» серебром. Так вот это и был дизайнерский ход с чернением серебра под старину, — рассказывает Любовь Василевская. — Поэтому специально для ваших читателей мы решили показать, как это делается. Смотрите, обычное, необработанное серебро, как правило, светлое, потом мы опускаем его в специальный раствор, сушим, неравномерно полируем — и получается изделие с эффектом чернения.
Что интересно, несмотря на наличие современного оборудования, бо́льшая часть ювелирных операций на заводе Zorka делаются вручную. Для этого здесь работает 100 ювелиров.
— Ребята в основном молодые, — говорит Кирилл. — Мы проводим обучение всех сотрудников. Что касается ювелиров, так у нас и вовсе договоренность с Министерством образования. Мы обучаем их и выдаем свидетельства гособразца.
Что касается зарплаты, то директор предприятия в прошлом году озвучивала цифры от $600 до $1,5 тыс. в месяц.
Каждую неделю работники обязаны сдавать одежду для стирки
— Вы обратили внимание на полы в цехах? Они со специальными решетками, чтобы на обуви не оставалось золотой пыли, — объясняет Любовь. — Уборщицы потом моют полы, отдают тряпки, их перерабатывают и извлекают золото.
На заводе стараются избежать потерь драгоценных металлов. Одежду работников каждую неделю стирают в специальных машинах. Сжигают также мусор, который сметает уборщица, и половые тряпки, которыми моют цеха. Вода проходит через специальные фильтры, где осаждаются мелкие частички металла. В каждом цеху установлены специальные умывальники.
— Золотая пыль оседает на всем: руках, волосах, коже, — добавляет Кирилл. — На одной майке рабочего за неделю может скопиться до 1 грамма золота. В воздухе тоже есть золотая пыль — мы фактически дышим золотом. Поэтому у нас специальная система вентиляции.
Извлечением золота из отходов занимается отдельная лаборатория. Здесь стоят специальные печи и установки, химические растворы.
— А вот и чистое золото, — показывают лаборанты забитый золотым песком фильтр. — Не блестит абсолютно, похоже на песок. Но это золото.
Всего за год здесь, в лаборатории, получают 1000 килограммов благородных металлов.
На всех этапах изделия контролируются специалистами отдела качества.
На украшение наносится оттиск предприятия, далее оно попадает в инспекцию пробирного надзора, где проставляется клеймо, подтверждающее пробу изделия.
И уже после этого изделия пломбируются, на них крепится этикетка, и в таком виде они поступают на склад, а затем в магазины.
Последний пункт нашей экскурсии — шоу-рум. Это выставочная комната для клиентов, здесь проходят презентации продукции.
Сейчас Zorka пытается переориентироваться на западный рынок.
— Просел украинский рынок, российский. У нас уже есть рабочие контракты с Литвой, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией, Испанией, Германией, Чехией, — отмечает Любовь Василевская.
Это интересно
Продукция завода продается на внутреннем рынке страны через сеть магазинов ZIKO. Две компании образуют холдинг. Его владельцами являются Игорь Зайцев и Олег Костюкович, которые входят в топ-200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси.
Вечерняя и праздничная одежда на барахолке Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by