«Самый ходовой размер у белорусок — второй, хотя заказывают и одиннадцатый». Как на «Милавице» делают знаменитое белье

 
04 июля 2016 в 8:00
Автор: Настасья Занько. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Настасья Занько. Фото: Алексей Матюшков

В белорусском белье расхаживают не только жительницы Беларуси, Украины и России. Наши бюстгальтеры можно увидеть в Арабских Эмиратах, Бахрейне и даже Израиле. Ежегодно «Милавица» продает 8 млн изделий. При этом шьют белье 395 швей, которые могут сделать бюстгальтер за 15 минут.

В типично советском здании с белорусскими флагами фабрику, которая на 80% принадлежит эстонскому предприятию Silvano Fashion Group, выдает только вывеска — золотистая табличка с надписью Milavitsa.

На вахте в холле здесь сидят охранницы в форме. Мы проходим через контроль и уже внутри чувствуем еле уловимый запах духов: женский коллектив дает о себе знать.

— Считается, что история нашего предприятия начинается с 1908 года, когда братья Турнье открыли в Минске галантерейную фабрику — делали пуговицы, гребешки и так далее, — делает краткий экскурс в историю руководитель службы качества фабрики Екатерина Савицкая. — Потом предприятие национализировали, а с 1964 года оно стало выпускать нижнее белье. К слову, тогдашние конструкторы сами его и демонстрировали. После развала СССР в 1991 году предприятие стало акционерным обществом без доли государства. Тогда же встал и вопрос о названии. Прежнее — «Комсомолка» — никто оставлять не хотел. Акционеры фабрики даже обратились в Союз писателей с просьбой придумать хорошее название. С их легкой руки родилось название «Милавица». Древние славяне называли так Венеру. Кроме того, богиня Венера считалась символом любви и женской красоты.

Сейчас здесь работает 936 человек: кроме сотрудниц непосредственно на предприятии, заказы компании выполняют швеи по всей стране.

Новые бюстгальтеры принимает специальный худсовет

Первое место, куда мы попадаем, — это святая святых — отдел дизайнеров. Именно здесь придумывают все то, что мы видим в магазинах. От количества образцов тканей, кружев и цветов в комнате начинает рябить в глазах. По словам Екатерины Игоревны, каждый год дизайнеров отправляют на международные выставки.

— Более того, мы обязательно заказываем в Париже специальные тренд-буки. Это те направления моды в нижнем белье, которые будут популярны в следующем сезоне, — показывает Екатерина Игоревна яркие книги. — Уже на основании этого наши дизайнеры придумывают новые образы — от самой дорогой дизайнерской марки Alisee до более бюджетного варианта Aveline.

У дизайнеров есть полная свобода творчества. Но она ограничена маркетинговыми исследованиями. Их результаты четко показывают, что не продается. А уж в остальном — полет фантазии. Доработанные идеи дизайнеров обсуждает специальный художественный совет предприятия [какие специалисты туда входят, компания не разглашает — прим. Onliner.by]. Он может собираться раз в месяц, иногда чаще. Манекенщицы в уже готовых комплектах демонстрируют одежду придирчивому жюри, и уже одобренные коллекции проходят дальше. К слову, фабрика выпускает 700 моделей нижнего белья.

— Наши читатели говорят, что белье от Milavitsa у нас и в той же России — это две разные вещи. Мол, там и модели другие, и качество получше. Получается, вы шьете на экспорт лучше, чем для внутреннего рынка? — спрашиваем у производителей.

— Это довольно распространенное заблуждение, — говорит Екатерина. — Нет, мы не шьем отдельно для каких-то стран лучше, чем для Беларуси. Производственные заказы отшиваем с одинаковыми требованиями по качеству и отгружаем в логистический центр. Дальше продукцию отбирают уже сами клиенты из 22 стран. Так вот в каждом из 658 магазинов качество белья одинаковое.

Другое дело, что вкусы в разных странах отличаются: к примеру, в Казахстане любят все яркое и пестрое. Когда мы открывали магазин в Астане, не узнали нашу продукцию: ни одной спокойной однотонной модели они для себя не выбрали. Но, допустим, в Иране такого вы уже не увидите. Там популярны спокойные и консервативные модели и цвета.

Женская грудь может весить от 200 граммов до 2 килограммов

Те модели, которые одобрил худсовет, поступают в экспериментальную лабораторию, своего рода конструкторское бюро. Задумки дизайнеров воплощают в реальность и доводят до ума восемь человек. Оказывается, сделать бюстгальтер удобным — это как выносить ребенка: в среднем на разработку новой конструкции уходит девять месяцев.

В лаборатории царит своя атмосфера: то и дело слышны фразы «корсетные изделия», «изделия поясной группы». Оказывается, так здесь называют лифчики и трусы. На стенде висят готовые изделия. А в руках у дизайнеров — изделия из новой, будущей коллекции. Фотографировать ее строго запретили.

— Мы выпускаем очень широкий размерный ряд — 11 полнот в 12 размерах, — объясняет руководитель экспериментальной лаборатории Вероника Ковейша. — Все начинается от полноты 65AA и заканчивается 120J. Для отдельных моделей размерный ряд расширен до полноты чашки M (14-я полнота).

— А какой самый ходовой размер у белорусок?

— По нашим данным — 75B, то есть 2-й размер, — говорят специалисты. — А вот по заказу одной из британских компаний мы разработали модель с расширенным размерным рядом, поскольку их типология женской фигуры отлична от нашей.

Нам показывают огромный бюстгальтер, в чашечку которого, наверное, вместился бы футбольный мяч.

Конструкторы говорят, что сделать бюстгальтер для небольшой груди — задача простая, в этой нише очень много производителей. А вот создать конструкцию для средних и больших полнот — это уже верх профессионализма. Как космолет для проектировщиков ракет.

— Вес груди у женщин может варьироваться от 200 граммов до 2 килограммов, — говорят конструкторы. — Так вот если с малой группой почти никаких проблем нет, то в средней и большой возникают сложности с посадкой изделия. Приходится решать вопросы удобства и равномерного распределения нагрузки на позвоночник, что гораздо сложнее.

И вот как раз таки пресловутые «косточки» — металлические полудуги, которые вставляются в бюстгальтер, — решают эти вопросы.

— Они помогают поддерживать грудь и правильно распределять вес, — показывает такие полукольца конструктор Вероника. — Для подобного каркаса используется специальный металл, покрытый гипоаллергенной эмалью.

Что касается материала, то бюстгальтеры шьют из полотен с натуральным хлопком, вискозой и полиамидными волокнами с добавлением эластана.

— У чистого хлопка есть свои плюсы: он натуральный, гигроскопичный, — но, к сожалению, этот материал быстро изнашивается, — отмечают конструкторы. — Синтетические полотна используют для больших бюстов — там, где нужна хорошая поддержка груди. Открою секрет: сейчас мы тестируем и рассматриваем возможность использования особого полотна для носки бюстгальтера без бретелей. Оно способно плотно прилегать к телу за счет особой отделки.

Что интересно, пробные модели тестируют сами специалисты компании: носят определенное время, смотрят на удобство, посадку, стирают. Кроме того, оценку тканей проводит специальная лаборатория предприятия.

— Очень важно знать, как поведут себя полотна при стирке, носке, соприкосновении с потом. Кстати, у нас есть специальные составы, которые его имитируют, — говорит руководитель службы управления качеством.

В этот момент в лаборатории проходят испытания на прочность: образцы ткани растягивает специальная машина.

— Сейчас образец растягивают с силой в 20 ньютонов. Лоскуток должен вернуться в первоначальное состояние, — говорит специалист лаборатории. — Кроме того, у нас есть специальная машина, которая проверяет материал на образование пилинга [по-народному — катышки — прим. Onliner.by] и зацепок. Есть оборудование, которое проверяет гигроскопичность полотна (способность впитывать влагу) и его воздухопроницаемость (способность дышать).

— Эта ткань у нас на пятерку, — показывает пестрый лоскут Катерина. Видно, что после стирки, глажки и соприкосновения с потом он никак не изменил цвет.

А вот другой образец стал окрашивать ткани, которые стирали вместе с ним — его забраковали.

«Средний стаж нашей швеи — 23 года, а зарплата — 5,5 млн»

После того как материалы и фурнитуру одобрили в испытательной лаборатории, начинается собственно процесс производства. Сначала полотна ткани, кружев и поролона режут на куски специальными машинами, а потом кроят.

— Процесс автоматизирован. Нужно просто задать программу, и машина начнет точно вырезать детали, — руководитель раскройного цеха Юлия Кудасова показывает на монитор компьютера. — Мы задаем нужные размеры, оператор отмечает лазером начало, и машина начинает работать.

Правда, кружева такой машиной не режут: специфические детали на чашках должны быть «зеркальными», поэтому их кроят вручную.

В другом цеху делают бретели: машины автоматически вдевают колечки и регуляторы и потом запаивают их.

Нарезку бретелей в «Милавице» выполняет одна из сотрудниц, у которой, по словам коллег, все получается гораздо быстрее автомата. Брак в ее работе составляет максимум 5 миллиметров.

Как только все детали раскроены, их в больших контейнерах отправляют в швейный цех, где сортируют по лоткам и затем отдают швеям.

И уже здесь бюстгальтеры и трусы окончательно собирают воедино.

— Как вы думаете, сколько деталей в бюстгальтере? — спрашивает Екатерина Игоревна.

— Ну, штук пять, — гадаем мы.

— До тридцати, — улыбается она. — Поэтому шить их непросто.

На самой фабрике работает 495 швей, также есть и «фрилансеры» — те, кто выполняет определенные работы под заказ. Рабочий день здесь — с восьми утра до полпятого вечера. У сотрудниц есть небольшой обед и два маленьких перерыва в течение дня.

— Для того чтобы шить белье, нужны очень опытные швеи, — говорит начальница швейного цеха Ирина Мицкевич. — Средний возраст наших работниц — 43 года, а их стаж — 23 года. Такой опыт, на наш взгляд, позволяет без массовых ошибок справляться с самыми сложными конструкциями. Но, конечно, приходят и новички. Им мы предлагаем общежитие. Кроме того, у нас есть определенная система премирования: лучшие швеи по итогам месяца получают премии. Лучших по итогам года награждают туристическими поездками: они ездили в Турцию, Италию. При этом средняя зарплата у швей — 550 (5,5 млн) рублей. Молодых девушек за столами не так уж и много.

— Это у нас еще 10% декретниц, — говорят тут. — У нас для мам в декрете есть льгота — можно уйти на месяц раньше, чем обычно. Зарплата за этот месяц сохраняется.

Между тем, пока мы болтали, работницы уже сшили бюстгальтер: на один у бригады уходит 15 минут. В день весь цех может сшить до 19 тыс. единиц.

— Наши годовые объемы — 8 млн изделий, — говорит Ирина. — И 26% от всего этого объема покупают белоруски.

— Многие говорят, что качество продукции компании ухудшилось. Что скажете на такие заявления?

— Мы, как производители, делаем все, чтобы качество было на высоте. Но есть же и другие факторы. Полотна для корсетных изделий содержат эластичную нить. Она имеет свойство стариться и изнашиваться во время носки, стирки и сушки, — говорит Екатерина. — Важно помнить, что белье необходимо стирать вручную при низких температурах, не используя отбеливателей, а главное — не утюжить корсетные и бельевые изделия. Соблюдение этих простых правил, которые указаны на вшивной ленте, позволит дольше сохранить изделия.

В цеху появляется двое мужчин — впервые за всю экскурсию. Это наладчики.

— У нас мужчин практически нет, — говорит Ирина. — Поэтому мы к ним относимся бережно.

— Подойдите, сфотографируйте нашего наладчика, — хором стали просить швеи. Мужчина аж закраснелся и засмущался, но фотографироваться не отказался.

Готовые изделия тщательно проверяет контролер. Говорит, что это от нее зависит качество продукции.

— Я осматриваю, все ли ровно, пропорционально, правильно ли пришито, — объясняет девушка. — Если все хорошо, изделия идут на склад. Если нужно что-то исправить, отдаю на доработку.

Уже отсюда готовая продукция попадает на склад, а затем ее развозят в магазины — те самые 700 магазинов в 22 странах мира.

Кстати

Silvano Fashion Group владеет 84,92% акций компании «Милавицы». На «Милавицу» приходится более 90% продаж эстонского холдинга SFG, сообщали СМИ. Согласно данным отчета компании Silvano Fashion Group, за январь — март 2016 года продажи выросли на 2,2% — до €13,358 млн. А вот по итогам прошлого года холдинг демонстрировал падение продаж на всех рынках сбыта. В этом году роста удалось добиться за счет продаж на российском рынке. В частности, в России продажи увеличились на 26,3% — до €7,675 млн. А вот в Беларуси продажи упали на 19,8% — до €4,071 млн.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by