Суд над Япринцевыми набирает темп: Савяк, Чиж, Мамиашвили, Ростовцев и Воробьев. Десятки миллионов долларов и ироничные улыбки

 
UPD
11 июля 2016 в 16:07
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

В Минске суд Центрального района продолжает рассматривать дело по обвинению Владимира и Казбека Япринцевых в мошенничестве. Сегодня в зале суда появился Юрий Савяк, гражданин России и руководитель австрийской компании, который совершил предоплату на сумму 24 млн долларов, но оплаченные нефтепродукты не получил. Судья отказал в ходатайстве о закрытии судебного процесса на этапе опроса Савяка. Поэтому сегодня потерпевший выступал за трибуной при журналистах.

— В июне 2013 года я приехал в Минск в компании Михаила Мамиашвили [президент Федерации спортивной борьбы России — здесь и далее примечание Onliner.by]. Он приехал по своим делам, а я не был здесь 30 лет и просто составил компанию. Ужинали вечером в ресторане, пришли Япринцевы. Они просили денег у Михаила на работу с нефтепродуктами. После этого мы еще несколько раз встречались в общей компании: Мамиашвили, Чиж, Япринцев.

Но сотрудничество между Савяком и Япринцевыми началось весной — до дела не дошло, общались по телефону.

— Все, кто работает на рынке, знают, что «Трайпл» — номер один в Беларуси по нефтепереработке, — Юрий Савяк рассказывает о том, почему пришел сотрудничать с большой долей доверия. — Для поставок в Украину мы хотели купить дизельное топливо. Я позвонил Чижу, а он перекинул к Япринцевым — вот, у меня есть ребята [Казбек Япринцев и Александр Арабян], с ними работай.

— Никаких документов о том, что Казбек и Алик работают в «Трайпле», я не видел. Но когда я звоню Чижу и первое лицо меня к ним отправляет — ну, конечно, все понятно, — разводит руками Савяк.

И вот прилетели к обеду в июне в Минск, заселились в «Европу». Вечером встретились в «Золотом гребешке»: Мамиашвили, Ростовцев [Руслан Ростовцев, владелец угольных шахт в России], Чиж, Япринцев, позже Казбек подъехал. О делах я ни с кем не говорил — поделился впечатлениями только о прогулке по Минску.

На следующий день на завтраке вернулись к деловым разговорам. Мысли о том, что сюда уйдет что-то и не вернется, у меня не было. Порядочность этих людей у меня сомнений не вызывала: Владимир не пьет, спортсмен, положительные отзывы, высокий авторитет в белорусском бизнесе. Да и с Мишей [Мамиашвили] я дружу 20 лет. Он с ними [Чижом и Япринцевым] общается за одним столом и очень тепло отзывался.

Утренний разговор носил очень общий характер «под кофе и сигарету». Но за это время Казбек успел сделать предложение Савяку. Договорились обсудить детали позже. Речь шла о поставке нефтепродуктов на июль 2013 года.

— Более того, я поехал в «Лукойл» к Вадиму Воробьеву (вице-президент, мой хороший друг) с предложенным контрактом, и он мне подтвердил законтрактованный объем между «Лукойлом» и «Трайплом».

Сомнений в выгодном сотрудничестве почти не оставалось.

Деятельность велась на фоне санкций против «Трайпла». Поэтому контракт в Вене подписывал не Чиж и не Япринцев.

В какой-то момент Алик Арабян даже сказал мне: ты знаешь, «Трайпл» на нас двоих (с Казбеком) переписан.

По залу суда пробежал смешок.

Я делал предоплату — это было их условие. Со своей стороны я получил 1 июля финансовую гарантию от «Трайпла». После этого перевел деньги за мазут для Украины.

Сначала Савяк перевел 3 млн долларов, потом еще 6 млн. При этом его Казбек торопил: мол, мы сделали предоплату заводу своими средства, нам срочно, не хватает.

— Подозрения? Да даже сейчас я стою, будто во сне. Не представляю, как до этого могло дойти.

Получив предоплату, Савяк стал получать объяснения, почему мазут не доходит: очереди, а потом НПЗ остановили на профилактику.

Но в конце ноября между «Трайплом» и компанией Савяка подписывается новый контракт на поставку 5 тысяч тонн дизельного топлива.

Юрий Савяк продолжит давать показания в 14:30. Объявлен перерыв.

Актуальны претензии потерпевшего по двум контрактам: мазутный контракт на 9 млн и контракт на 16 тысяч тонн дизельного топлива на 15 млн долларов. В итоге Юрий Савяк хочет назад 24 млн долларов.

Мы так много общались с Владимиром Япринцевым, что уже не хочется вспоминать. Я и Чижу звонил. Хотя Казбек сначала обращался ко мне с просьбой не звонить папе и Юрию Александровичу. Я поднял тревогу: если деньги не верну, у моей публичной компании начнутся проблемы.

В итоге Савяк отказался общаться с «молодежью» и сел за стол с Владимиром Япринцевым и Юрием Чижом. Это было на чемпионате мира в Ташкенте в сентябре 2014 года. Чиж ответил, что все нормально, деньги вернут.

Потом Савяк еще несколько раз общался с Владимиром Япринцевым: деньги вот-вот, обещал тот, придут. Но безрезультатно.

— Мне с Казбеком общаться больше не хочется. Он опозорил отца, Чижа. Для меня это нерукопожатный человек теперь. Он мне сказал, что все проиграл, — это было в июне 2015 года.

— Взаимно, — произнес из-за решетки Казбек и саркастически улыбнулся в ответ на слова Савяка.

В итоге Савяк обратился в КГБ Беларуси с заявлением о привлечении Япринцевых и Арабяна к ответственности.

— Я понял, что меня дурят. До мая 2015 года вопросов не было. Мои друзья посоветовали: пока ты не обратишься в органы, ничего не получишь. Я вместе с Мамиашвили подъехал к Чижу: Юрий Александрович, давай в какую-то сторону двигаться. Он сначала обвинил меня, что я в сговоре с Япринцевыми. Мол, получил деньги наличными обратно. А потом посоветовал ехать и писать заявление. Сам сказал, что уже подал заявление.

В своем заявлении Савяк написал ущерб на 33 млн. Почему выросла цифра? Бизнесмен объясняет ее, во-первых, изменением курсовой разницы евро и доллара, во-вторых, процентами по займам, которые он привлекал. И в третьих, «ущербом моим трем годам жизни».

Суд продолжится завтра в 10:00.

Читайте также: