Когда вырастут зарплаты и почему нельзя отменить налоги для малоимущих? Министерство труда ответило на вопросы читателей Onliner.by

 
36 756
28 июня 2016 в 15:11
Автор: Настасья Занько. Фото: onliner.by

Специалисты министерства рассказали, почему в Беларуси минимальная зарплата равна 2,3 млн, что делает Минтруда, чтобы решить вопрос с безработными, и когда уже поднимется пособие для тех, кто стоит на бирже труда. Подробности — в нашем материале.

— Как Минтруда рассчитывает минимальную зарплату и пробовали ли вы сами на нее прожить? (Bores777)

— Минимальная заработная плата (месячная и часовая) является государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей
 границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» размер месячной минимальной заработной платы определяется с учетом: экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей; потребностей работников в материальных благах и услугах; уровня занятости и производительности труда; прогнозного значения роста потребительских цен; уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по республике в целом.

С 1 января 2016 года правительством Республики Беларусь месячная минимальная заработная плата установлена в размере 2 300 000 рублей, что составило 34,2% от средней заработной платы по республике за отчетный год.

По последним данным сайта Eurostat, соотношение размеров минимальной заработной платы и средней заработной платы в 2014 году в США составило 30,3%, в Чехии — 33%, в Словакии — 35,4%, в Эстонии — 35,9%, в Испании — 36%, в Хорватии — 38,8%.

Размер минимальной заработной платы в республике является оптимальным для сложившихся экономических условий и соответствует мировой практике его определения.

— У меня вопрос другой… Когда будут повышать зарплаты? (Пурга)

— В настоящее время в организациях реального сектора экономики главное условие роста заработной платы — это эффективность их работы. В том числе достижение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы, их финансовое состояние, а также отсутствие в организациях задолженностей по платежам в бюджет, в Фонд социальной защиты населения РБ и заработной плате.

С учетом всех этих условий решение о повышении размеров тарифных ставок (окладов) работников организации в реальном секторе экономики принимается нанимателем самостоятельно.

В организациях бюджетной сферы решение о повышении размера тарифной ставки первого разряда, применяемой для формирования тарифных ставок (окладов) работников, принимается правительством Республики Беларусь исходя из возможностей бюджета.

— И главный вопрос: почему моя трудовая деятельность оценивается в белорусских рублях и совершенно не зависит от курса доллара? Почему стоимость отечественных товаров, даже тех, которые имеют у нас полный цикл производства, прыгает с увеличением курса, а моя зарплата нет? Я что, меньше работать стал? (Klistir)

— Согласно статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — Трудовой кодекс) работник — это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.

Трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. При этом нормы Трудового кодекса применяются в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь (статья 3 Трудового кодекса).

— Вопрос: почему на большинстве госпредприятий ведущим специалистам и руководителям запрещено работать по совместительству у иных субъектов хозяйствования? Как «крутиться» папам в рамках законодательства, если мама занимается дома детьми? (Tester)

— Ограничения на работу по совместительству установлены законодательством о труде (статья 348 Трудового кодекса) и антикоррупционным законодательством. При этом следует отметить, что Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон), который вступил в силу с 24 января 2016 года, сокращен круг лиц, на которых распространяются такие ограничения.

Так, в соответствии со статьей 17 Закона руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, а также государственные служащие не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Ограничения на работу по совместительству не распространяются на ведущих специалистов и руководителей структурных подразделений, иных работников государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

— Когда пособие по безработице будет эквивалентно хотя бы $150? (Greshnic)

— Выплата пособий по безработице осуществляется из средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения РБ, формируемого за счет обязательных отчислений нанимателя на социальное страхование. Размер и порядок выплаты пособия по безработице регламентируется статьей 24 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», устанавливающей максимальный размер пособия по безработице не более двух базовых величин.

В настоящее время ведется работа по изменению механизма поддержки безработных, в том числе введению системы страхования от безработицы и дифференцированного повышения размера пособия по безработице в зависимости от стажа работы и причины увольнения с последнего места работы.

— Многие соискатели опасаются попасть к недобросовестному работодателю. Есть хоть мало-мальская статистика по текучке на предприятиям? Какая-нибудь страховка на первое время при трудоустройстве? Гарантии, чтобы при увольнении на тебя не повесили чужие недостачи, убытки, ущербы задним числом? (Клюква…)

— Информация о численности, приеме и увольнении работников ежемесячно представляется нанимателями в Национальный статистический комитет Республики Беларусь (отчет по форме 12-т «Отчет по труду»). На основании этих данных формируется статистический бюллетень, согласно которому в январе — апреле 2016 года прием работников восполнил их выбытие на 76,3%. Принято на работу 163,9 тыс. человек, уволено 214,7 тыс. человек.

Реализация конституционного права на труд обеспечивается через соблюдение добровольности труда (свободного, добровольного соглашения между работником и работодателем о заключении трудового договора), выбора сторонами трудовых правоотношений, вида трудового договора.

Для проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, расторжение которого (статья 29 Трудового кодекса) возможно при наличии объективных данных, свидетельствующих о том, что работник не способен выполнять обязанности по профессии, специальности, должности, соответствующей квалификации. При отсутствии таких данных в период предварительного испытания работник может быть уволен только по его инициативе в соответствии с частью первой статьи 29 Трудового кодекса, а также по иным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом.

Работник, причинивший ущерб нанимателю, подлежит привлечению к материальной ответственности в установленном законодательством порядке. Отсутствие заключенного между работником и нанимателем договора о полной материальной ответственности, предусмотренного статьей 405 Трудового кодекса, не является препятствием для привлечения работника к материальной ответственности. В то же время наличие заключенного между работником и нанимателем договора о полной материальной ответственности предопределяет обязанность именно работника доказывать отсутствие своей вины в причинении вреда.

Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного ему работником (в том числе уволенным), устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба (статьи 242 Трудового кодекса).

— Почему нет официальной статистики по безработице? Почему у нас везде пишут про некие мифические 1,5% — когда это является полным бредом? Почему у нас не публикуется медиана заработных плат? Почему у нас отсутствует как таковая соцзащита безработных, при этом налоговая нагрузка на работающих очень высокая? Почему у нас те, кто зарабатывают больше, зачастую платят меньше (например, программисты) — когда во всем адекватном мире те, кто много зарабатывают, и платят много? Почему нельзя отменить налоги для малоимущих? (1453446)

— Уровень зарегистрированной безработицы рассчитывается Национальным статистическим комитетом как отношение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, к численности экономически активного населения в соответствии с методикой по формированию и расчету баланса трудовых ресурсов, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.05.2013 №28.

Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июня 2016 года составил 1,1% к численности экономически активного населения.

Что касается взносов на социальное страхование, которые, кстати, не являются налогом, то тариф в основном для всех, в том числе программистов, одинаков. Соответственно, сумма взносов с высокой зарплаты выше взносов, уплаченных с низкой заработной платы. Освобождать от уплаты взносов лиц с низкой заработной платой не целесообразно, так как в период уплаты взносов формируется право на трудовую пенсию.

— В стране много убыточных предприятий. Однако государство их дотирует, чтобы не увольнять людей, не лишать их работы. Вопрос: почему Минтруда или другие ведомства не проведут для работников убыточных предприятий профессиональные курсы для смены их специальности на более актуальные в современных условиях, тем самым дав людям возможность реально зарабатывать свои деньги, а не сидеть на шее у налогоплательщиков? (Jetir94)

— Органы государственной службы занятости населения могут компенсировать нанимателям затраты на обучение отдельных категорий их работников: работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников; принятых на работу граждан, уволенных другими нанимателями в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников или впервые ищущих работу. Для этого после проведенного обучения указанных категорий работников, наниматель может обратиться в органы государственной службы занятости для возмещения затрат.

Кроме того, любой гражданин, зарегистрированный безработным в органах государственной службы занятости населения, может быть бесплатно направлен на обучение (переобучение) по востребованной на рынке труда специальности. Сегодня обучение проводится более чем по 100 профессиям (специальностям).

— Кто сейчас больше всего востребован у работодателей? (Namin121)

— Наиболее востребованы в городской местности: врач, ветеринарный врач, акушерка, медицинская сестра, рентгенолаборант, фармацевт, провизор, фельдшер, арматурщик, контролер-кассир, парикмахер, повар.

Наиболее востребованы в сельской местности: агроном, врач, медицинская сестра, ветеринарный врач, бригадир производственной бригады: в растениеводстве; в животноводстве; зоотехник, инженеры, энергетик, оператор машинного доения, тракторист и тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

— А слабо там ответить, до каких пор выплаты будут проходить продуктами питания и одеждой? (Kozyr888)

— В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (например, продуктами питания и одеждой) допускается только с согласия работника. При этом натуральная оплата взамен денежной должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи.

— Где логика в действиях взимания налога за тунеядство, когда в стране не создаются новые рабочие места, а наоборот, сокращаются? Какие меры по уменьшению безработицы в стране принимаются сегодня? Как Минтруда помогает людям сменить статус с «тунеядца» на «работающего»? (Просто_Мария)

— Указ президента от 23 февраля 2016 года №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» и постановление Совета министров от 24 декабря 2015 года №1085 «О реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год» довели республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому задания по созданию в 2016 году рабочих мест для трудоустройства нуждающихся в работе граждан.

Вопросы обеспечения занятости населения, в том числе высвобождаемых работников, решаются в рамках реализации Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016—2020-е годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73.

Меры активной политики занятости, оказываемые органами по труду, занятости и социальной защите, включают в себя:

  • содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии;
  • содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
  • организацию обучения безработных граждан;
  • содействие в трудоустройстве безработным из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедших обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места с целью приобретения профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве;
  • адаптация инвалидов к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателю по оплате труда;
  • содействие в переселении на новое место жительства и работы безработных граждан;
  • организация оплачиваемых общественных работ, временная трудовая занятость школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время и иные меры поддержки.

Только в январе — мае 2016 года на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу 54,8 тыс. человек, из них 42,8 тыс. безработных; организовано обучение 5,1 тыс. граждан; в оплачиваемых общественных работах приняли участие 27,3 тыс. человек; на новое место жительства и работы переселено 73 семьи безработных.

— Меня интересует следующий вопрос: есть ли в Минске орган, который помогает устроиться на работу людям, которые отслужили срочную военную службу? Я уже почти как полгода пришел из армии и не могу найти хоть какую-нибудь работу из-за отсутствия опыта работы и значительного перерыва в работе в связи со срочной службой в ВС РБ, при этом имею высшее образование. Вот так и получается — отдашь долг Родине, а Родина даже и работой не может обеспечить (не говорю уже про зарплату). (868611)

— В соответствии с законодательством оказание гражданам содействия в трудоустройстве осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите, входящими в структуру соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Органы по труду, занятости и социальной защите оказывают содействие в трудоустройстве с учетом состояния здоровья гражданина, имеющейся у него квалификации, опыта работы, его пожеланий, а также заявленных нанимателями вакансий.

Для получения содействия в трудоустройстве предлагаем вам обратиться в отдел трудоустройства управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома по месту регистрации.

— По какой такой причине большая часть вакансий на различных ресурсах поиска работы липовые/ненастоящие/подставные? Я вот уже никакие резюме не отправляю. Чисто ради интереса звоню и спрашиваю, есть ли такая-то вакансия, ищете человека на такую-то должность? Ответ разный, но смысл один — не нужны им работники, у них есть уже работники, никого не ищут на должность. (LinaDROU)

— Для обеспечения гражданам возможности самостоятельного поиска работы Министерством труда и социальной защиты создан общереспубликанский банк вакансий, в котором имеются сведения о заявленных нанимателями свободных рабочих местах.

Данные сведения размещаются на интернет-ресурсе министерства — Информационном портале государственной службы занятости (адрес в интернете — www.gsz.gov.by).

Портал государственной службы занятости позволяет создавать для каждого пользователя «личный кабинет», получать сведения о наличии вакансий, как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, осуществлять подписку на рассылку, как анкет-резюме, так и информации о вакансиях, а также получать уведомления на e-mail о появлении на портале подходящего варианта для трудоустройства, направлять отклик на найденную анкету-резюме либо вакансию посредством отправки информации в «личный кабинет» соискателя или нанимателя соответственно.

Ссылка на портал государственной службы занятости размещена на официальном сайте министерства.

Деятельность иных ресурсов поиска работы не входит в компетенцию министерства.

— Работодатели не заполняют строки в контракте, которые в конечном итоге определят уровень зарплаты (не указывают тарифный оклад, но указывают надбавку в % к нулевому тарифному окладу). Тех, кто не подписывает такой пустой контракт, не берут на работу или не продляют контракт. Это законно? 
Позволительно ли платить денежное вознаграждение один раз в месяц? (Мишел)

— Содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

Согласно пункту 7 части второй статьи 19 Трудового кодекса трудовой договор должен содержать в качестве обязательных условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

Пунктом 8 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 года №1180, определено, что контракт должен содержать условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки (оклада). Размер тарифной ставки (оклада) указывается на день подписания контракта.

Отсутствие в контракте размера тарифной ставки (оклада) является нарушением законодательства о труде.

В отношении работников, с которыми заключены контракты, пунктом 4 Декрета президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлено, что выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Читайте также:

Автор: Настасья Занько. Фото: onliner.by
Без комментариев