Картофельный рай: сравниваем цены на продукты в Минске и в Дублине

 
09 апреля 2016 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич

Когда-то приезжавшие к нам россияне хором называли Беларусь очень вкусной страной: советские ГОСТы, контроль качества и все эти чудесные колбасы на Комаровке. Сейчас хвалебный тон приутих, белорусы зачем-то тащат продукты из Польши и Литвы. Но имидж все же не растаял дымкой. Вот вам и еще одно сходство между РБ и РИ (Республикой Ирландией): эту маленькую аграрную страну тоже называют вкусной, пусть и с оговоркой. Очередной материал из ирландского цикла Onliner.by — о продуктах, ценах и торговле.

Качество жизни гражданина определяется в том числе и уровнем бытовых трат. Вряд ли кто-то из наших широт поедет в город Дублин заниматься шопингом. Мы прошлись по центральным ТЦ исключительно для того, чтобы глянуть на ценники, соотнеся их со средней зарплатой (что-то около €2000 в столице Ирландии). Мысли что-то покупать здесь не возникло.

Все эти дублинские торговые центры стандартны до последнего своего стеклышка. Центральная торговая улица — как и в других европейских городах: узкая, в привычных вывесках. Люди бредут по этой улочке с одинаковыми пакетами и одинаково улыбаются. Вокруг Ирландия? Да ладно! Телепортируй нас сюда с дивана, мы бы никогда не догадались.

Ирландцы, как мы уже определились, не сильно привередничают в выборе одежды. Это не самая богатая и модная страна. Логично, что именно здесь появилась торговая марка, позиционирующая себя как одна из самых дешевых в Европе. Речь об ирландском бренде Primark. Штаб-квартира компании располагается в Дублине (на родине магазины сохранили историческое название — Penney’s). Look Good, Pay Less — такой девиз могли бы перенять и наши «Купалинки», ну да что об этом говорить.

В ирландском Penney’s, в отличие от Лондона, где даже белорусы называют шмотки с прилавков «одеждой для нищих», совсем другая атмосфера. Это обычный респектабельный бутик с модницами, модниками, спокойной музыкой и низкими ценами. Здесь можно без проблем найти джинсы за €8 и куртку за €10. О качестве, конечно, говорить не стоит, но сезон вещи вполне можно относить. Во всяком случае ирландцы точно не будут заявлять направо и налево, что этот бренд — позор для страны.

Хотя поводы были. История Primark за последние годы связана с несколькими скандалами и одной трагедией. В 2013 году в бангладешском городе Савар случилась катастрофа. Рухнуло здание «Рана-Плаза». В нем размещались многие мастерские по пошиву одежды для известных брендов. Шили в том числе и для Primark. Под завалами погибли более 1200 человек, около 2500 получили ранения. Все как в главе о капитализме из советских учебников: работодатели собрали под одной крышей огромную массу рабсилы — и здание пошло по швам. В Primark согласились выплатить родственникам погибших компенсацию.

Годом позже громкий скандал устроила покупательница из Уэльса. Дама приобрела платье за £10, увидела на ярлыке надпись (что-то вроде «Меня принуждают работать на износ») и позвонила журналистам. И тут началось — митинги, пикеты и массовое выражение народного гнева.

А еще выяснилось, что на фабриках для Primark в странах третьего мира использовали детский труд. Потом была записка, найденная покупателем в кармане брюк: «Мы — заключенные тюрьмы Сян Нан в провинции Хубэй в Китае. Наша работа в тюрьме — производство модной одежды для экспорта. Мы работаем по 15 часов в день, и еда, которую мы едим, не годна для собак или свиней».

В компании назвали произошедшее поклепом, а кто-то посчитал это черным пиаром. Общество, встрепенувшись, скоро о ярлыковых войнах забыло: главное ведь, что цены низкие. Primark продолжил свою экспансию по миру, радуясь глобальным экономическим кризисам, оправдывающим бизнес-модель. Спрос на такую одежду не упадет — это факт.

Дешевое тряпье позволяет местным не тратить состояние на обновки, хотя и в Ирландии есть традиция ездить на шопинг в соседнюю Северную Ирландию. Покупают там промтовары, электронику, алкоголь, цены на который ниже. Почти как в Беларуси: пару лет назад в прессе писали, что каждый четвертый дублинец вывозит деньги в другую страну, вынимая их из экономики. Но поныли — и успокоились.

В Дублине хочется без устали тратить деньги лишь на сувениры
Побрякушки от местного ювелирного бренда Brereton. Редкий ирландец отважится заплатить такую сумму

Ценники на масс-маркет — почти как в Вильнюсе

* * *

Исторически в Ирландии сложились все условия для развития сельского хозяйства. Овечка — символ страны здесь не просто так. Плодородные почвы, благоприятный климат — в республике крепли и животноводство, и растениеводство. При этом сельхозмощности государства не были ограничены лишь экспортом в близлежащие страны, как у нас. Ирландию, к примеру, называют крупнейшим производителем говядины в Северном полушарии. Здесь говорят, что именно ирландский фастфуд — самый вкусный в мире (котлеты для бургеров якобы высшего сорта), а стейк по-ирландски — это пиршество богов. Можно поспорить, но то, что страна действительно ориентирована на качественную пищу, — факт. Сельское хозяйство, в основе которого фермерство, при этом остается дотационным.

С продуктами и их качеством в Ирландии происходит то, что и в целом в мире. Хорошую фермерскую еду называют экофудом и продают втридорога. В то же время на форумах можно встретить много критических отзывов от русскоязычных эмигрантов: мол, дешевое на полках — сплошь с добавками и консервантами.

Изумрудный остров, согласно отчетам Eurostat, далеко не дешев. Кое-что из продуктов здесь даже дороже, чем в Великобритании. За пачку сигарет просят €8—9 — натуральный грабеж. Та самая элитная говядина в стейках обойдется в €20—30 за кило. Но и выглядит она — пальчики оближешь.

Свинина по €6 за кило. На акциях можно найти дешевле
Уличные рынки в Дублине не столь живописны, как в Лондоне. Но колорит имеют

Рынок для хипстеров со смузи, бургерами, фенечками и прочими важными штуками — неотъемлемый атрибут европейской столицы

По традиции мы сравнили стоимость некоторых продуктов у них и у нас. Цены в таблице приведены в рублях по актуальному курсу НБРБ.

Товар/магазин Tesco (Дублин, Ирландия) «Гиппо» (Минск, Беларусь)
Молоко (2%, 1 л) 17 250 10 100
Яйца (1 дес.) 36 800 23 400
Картофель мытый фасованный (1 кг) 12 350 5800
Лук (1 кг) 11 270 9300
Помидоры черри (1 кг) 63 700 94 900
Перец красный (1 кг) 61 000 96 600
Бананы (1 кг) 11 270 28 900
Яблоки (1 кг) 34 200 13 900
Морковь (1 кг) 6700 7100
Говядина (стейки, 1 кг) 184 000 127 900 (тазобедренная часть)
Свинина (стейки, шея, 1 кг) 92 000 (акция) 97 900
Куриное бедро (1 кг) 51 000 44 700
Куриная тушка (1 кг) 58 000 35 700
Багет (250 г) 23 000 10 500
Уксус (1 л) 15 870 12 700
Спагетти (500 г) 20 500 22 800
Подсолнечное масло (1 л) 36 000 28 800
Индейка 184 000 153 700
Кофе Nescafe Gold 137 000 (200 г) 116 000 (190 г)
Мука (1 кг) 36 800 10 100
Чай (100 пакетиков) 57 000 85 700
Пиво (евролагер, 0,5 л) 43 000 13 600
Туалетная бумага (трехслойная, 4 рулона) 26 000 33 800
Зубная паста Colgate Total (100 мл) 88 000 48 800

Как видим, в Ирландии большинство продуктов дороже. А вот если начнем сравнивать среднюю зарплату, то разница перестанет казаться существенной (и даже наоборот). Единственная неожиданность — мясо и молоко в Дублине, несмотря на профиль страны, сверхдешевыми не назовешь.

Типичный ирландский супермаркет: сплошь кассы самообслуживания и парочка консультантов рядом — неплохая экономия на персонале

* * *

В Ирландии, как и у нас, любят простую еду. Здесь популярны рагу из баранины, фаршированные свиные ноги, капуста со свининой. И, конечно, картошка. В голодные колониальные годы картошка была основой ирландской кухни, она же стала причиной бедствий и голодомора, когда в середине XIX века несколько лет подряд урожай гибнул из-за нашествия фитофтороза.

Пораженные болезнью клубни

Великий картофельный голод стал причиной массовой эмиграции. Через Атлантику на «плавучих гробах» уносились тысячи больных изможденных людей. По некоторым оценкам, страна потеряла четверть своего населения.

Памятник голоду в Дублине

В современной Ирландии картошка — по-прежнему основа основ. Из нее делают пироги, супы, хлеб, гонят брагу. Пекут и драники, или боксти, как их здесь называют. «Не умеешь делать боксти — никогда не завоюешь своего мужчину», — одна из вариаций популярного ирландского стишка.

Ирландцы любят пиарить картофельную тему — и делают это на зависть красиво.

Кстати, именно ирландский фотограф Кевин Абош продал самую дорогую фотографию картофеля в истории, получив за нее миллион долларов.

По количеству картофельных шуток Ирландия впереди планеты всей. С самоиронией у них все в норме.

Говорят, ирландцев сильно смешит, когда белорусы после четырех пинт пива начинают доказывать, где на самом деле расположена главная картофельная страна в мире (конечно, в центре Европы, а не на каком-то там острове). Но, будучи ребятами беззлобными, они готовы признать: окей, друг, пускай это будете вы!

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by