Например, последнее время в Беларуси часто говорят о защите отечественного производителя — вводятся сертификаты для предпринимателей, гражданам ограничивают суммы не облагаемых налогом посылок из-за рубежа, существенно снижается лимит на беспошлинно ввозимые товары физическими лицами.
Изучая названные меры экономической политики, даже не хочется погружаться в глубокий анализ. Ведь без серьезной доли сарказма воспринимать это стало практически невозможно. Теоретический базис, на котором зиждутся данные действия, уже является достоянием учебников по истории экономической мысли.
Может, все строится на каких-то фундаментальных принципах? В этом случае актуален ответный вопрос: а кто вообще сегодня вспоминает это понятие, обосновывая экономическую политику? Иногда кажется, что принципов либо нет, либо они настолько подвержены изменениям, что ухватить их за хвост и понять фактически невозможно.
Поэтому памфлет, друзья, сатирический памфлет — вот что лучше всего подходит для описания наблюдаемой протекционистской политики нашей страны.
Хотя истории уже известны десятки, если не сотни, таких работ, написанных экономистами (и не только). В них простыми словами, в лучших традициях речей Демосфена, показана ошибочность закрытия своих рынков от внешнего мира. Защита от внешней конкуренции отечественных производителей, которые создают рабочие места для одних, оборачивается серьезными потерями для других. Так, еще в 1800-х годах французский экономист Фредерик Бастиа в своих работах «Что видно и чего не видно» (Ce qu'on voit et ce qu'on ne voit pas) и «Экономические софизмы» (Sophismes Economique) через доведение до абсурда отразил всю суть сказанного выше: «Мы страдаем от разрушительной конкуренции со стороны иностранного соперника, который в деле производства света очевидно поставлен в несравненно более благоприятные условия, чем мы… Этот соперник не что иное, как солнце. Оно начинает против нас такую ожесточенную борьбу… Мы покорнейше просим вас издать закон, который предписал бы запереть все окна, стеклянные крыши, ставни, затворы, створы, форточки — словом, заткнуть все отверстия, дыры, щели и трещины, через которые солнечный свет обыкновенно проникает в дома в ущерб тем прекрасным продуктам промышленности, которыми мы наделили страну…» (из прошения производителей сальных и стеариновых свечей ламп, подсвечников и т. д.).
Крайность? Конечно крайность! А как еще поступать, доказывая свою позицию, если обычные аргументы уже не воспринимаются теми, кто продолжает выдумывать все более изощренные способы усложнить нашу жизнь.
Если же все-таки закончить с лирикой, наполненной эмоциональностью, и немного удобрить этот текст щепоткой экономического анализа, то мы только подтвердим сказанное выше.
Чтобы понять, зачем вводятся различные ограничения, необходимо проследить за тем, в чьих это интересах.
Если мы говорим в целом о протекционизме внутреннего рынка, то, безусловно, главными бенефициарами являются государственные предприятия и те частные компании, которые смогли пролоббировать введение защитных мер в своем секторе. Первые, защищаясь от импортных товаров, скрывают свою низкую конкурентоспособность; вторые создают для себя уникальные условия с целью получения сверхприбыли. И в том и в другом случае страдает обычный потребитель: он либо платит за низкокачественный товар высокую цену, поддерживая таким образом часто убыточные компании, либо формирует ту самую сверхприбыль «избранных». Уйти от этого нельзя — выбор ограничен законодательными нормами.
В Беларуси достаточно секторов, которые не отличаются конкурентной средой и закрыты от товаров иностранного происхождения. В ход идут не только тарифные меры (оперировать ими стало сложней из-за вступления в Евразийский экономический союз), но и лицензирование, сертификация и т. д. Однако это все равно не помогает белорусским производителям.
Наиболее свежий пример — ситуация с отечественной деревообработкой. После почти 2 млрд долларов вливаний в этот сектор экономики, за 2015 год объем обработки древесины и изготовления изделий из нее сократился на 6,0%, а запасы продукции на складах на 1 января 2016-го в 1,6 раза превышают среднемесячный объем производства продукции. Согласно данным Минфина, многие предприятия деревообработки убыточны: так, семь предприятий, которые в ближайшее время должны войти в состав нового холдинга, только за 3-й квартал 2015 года имеют непокрытый убыток в размере 22,8 млрд рублей. При этом в Беларуси уже несколько лет действует достаточно сложное лицензирование импорта различных изделий из древесины, позволяющее контролировать поставки зарубежных товаров этого сектора на отечественный рынок. Но нетарифная защита отечественной деревообработки не помогла отрасли.
Аналогичная ситуация и в других секторах. Введение ограничений на посылки и сокращение объемов беспошлинного провоза товаров через границу — боязнь потерять часть валюты страны, постепенно перетекающей за рубеж, а также защитить белорусскую легкую промышленность от дешевых китайских товаров.
Однако ничего из этого не сработает. Ведь есть десятки исторических примеров, которые доказывают это. Например, протекционистская политика Австро-Венгерской империи в свое время привела к тому, что цена металлов была в среднем в пять раз выше мировой. Отсутствие стимулов к развитию явилось причиной технологического упадка в промышленности, а производимые товары стали неконкурентоспособными на мировом рынке. Существуют и современные примеры: Аргентина, Венесуэла и т. д.
Беларусь — малая открытая экономика, что является общеизвестным фактом. Экономическая политика такой страны должна строиться на максимальной открытости внешним рынкам. При данном сценарии цены на товары будут находиться на среднерегиональном уровне, ассортимент в магазинах позволит белорусам свободно выбирать необходимые им вещи, а белорусские предприятия и их менеджмент просто будут обязаны менять свои подходы к управлению, чтобы оставаться на плаву. В ином случае — на страницах экономической истории к провалам политики протекционизма присоединится и наша страна.
Не помогут и огромные армии советников из различных международных организаций, которые учат такие страны, как наша, правилам современной жизни в условиях мировой экономики. Не стоит брать их учения на веру и, соответственно, не подвергать сомнению. Наоборот, в Беларуси должна зародиться традиция цивилизованной дискуссии на тему экономической политики. И через ее жернова следует пропускать все идеи, которые зарождаются в отечественных коридорах власти, а также импортируются из кабинетов Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), ООН, ЕФСР и других достопочтенных организаций.
Хотелось бы подвести какой-то итог. И в качестве квинтэссенции всего вышесказанного на ум приходит следующая фраза: я люблю свою страну, поэтому мне немного не по себе, когда правительство считает, что ее экономику могут разрушить покупки, сделанные в соседних странах, и/или посылки из Китая.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by