Юный жодинец Тимур Сушко стал настоящей сенсацией вступительной кампании этого лета. Еще бы: в 12 лет закончить школу и поступить в Белорусский государственный медицинский университет! Самое удивительное, что этим достижения Тимура не ограничиваются. Отличных результатов он добился и в плавании: в спортивном арсенале парня более 125 медалей и 30 кубков, полученных на республиканских и международных соревнованиях.
— Твои выдающиеся способности начали проявляться очень рано. В год ты уже хорошо разговаривал, в два научился читать, в пять пошел в школу. Быть особенным — это счастье или испытание? Как воспринимаешь постоянное повышенное внимание к себе?
— Никогда не видел в этом ничего особенного. Я просто так живу, мне нравится такой ритм жизни. Думаю, большинство детей на это способны, только нужно немного больше времени уделять учебе и спорту, уметь сосредотачиваться на главном, тогда времени и на развлечения будет достаточно. Особого внимания к себе не чувствую: на соревнованиях никаких привилегий нет, при сдаче экзаменов также все как у всех. Звездной болезнью не страдаю и никогда не отрываюсь от земли — это могут подтвердить все люди, которые знают меня лично.
— Поскольку ты постоянно «перерастал» школьную программу, рассчитанную на учеников твоего возраста, учиться доводилось с одноклассниками, которые были старше тебя. Не сложно было находить с ними общий язык?
— Со второго по пятый класс я учился с одноклассниками, которые были старше меня на два-три года. Вначале пришлось побороться с лидерами класса. Но это было недели две во втором классе. Потом, когда мой авторитет был установлен, уже никто не замечал, что я младше. Тем более что ростом и телосложением я от одноклассников не отличался. После пятого класса я перешагнул в седьмой, из седьмого — в девятый, из девятого — в одиннадцатый. С седьмого класса был на индивидуальном обучении, то есть занимался дома, сдавал экзамены раз в четверть и с одноклассниками встречался крайне редко. А в команде у нас спортсмены от 7 лет до 16. Со всеми нахожу общий язык, ведь мы делаем одно дело — защищаем честь команды и страны на соревнованиях, а это очень сплачивает.
— Расскажи, как ты пришел в спорт. Планируешь ли продолжать тренировки, став студентом?
— Как и большинство других спортсменов, в секцию плавания меня привели родители. Вид спорта был выбран не случайно: уже с года я каждый день плавал в ванне по несколько часов. Системные занятия спортом привили мне такие нужные каждому человеку качества, как собранность, ответственность, работоспособность, целеустремленность. Постоянное участие в соревнованиях научило бороться до победного конца, выкладываться для достижения поставленной цели на сто процентов. Я считаю, что именно профессиональные занятия плаванием во многом поспособствовали моим успехам в учебе. Так что, став студентом БГМУ, я буду заниматься плаванием с удвоенной энергией. Ведь Олимпиада-2020 в Токио уже не за горами, и я надеюсь, что к тому времени смогу бороться за победу с лучшими брассистами мира. Уверен, мои занятия спортом в период учебы в БГМУ дадут дополнительную энергию для освоения нелегкой программы медицинского университета.
— Как перспективный спортсмен, ты проходил ДНК-тестирование. Расскажи, что сказали генетики.
— Да, я проходил генетическую экспертизу индивидуальных особенностей человека в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Если дословно, то в заключении было сказано следующее: «В генотипе спортсмена присутствуют важные редкие варианты генов, необходимые для достижения высоких спортивных результатов». В их числе — генотип A/A по гену MB, очень редкий генотип, который обеспечивает запасание молекулярного кислорода и передачу его окислительным системам клеток; генотип R/R гена ACTN3, свидетельствующий о скоростно-силовых способностях человека; генотип 4b/4b по гену eNOS, ассоциированный с проявлением выносливости и так далее. Конечно, приятно осознавать, что я унаследовал хороший генетический код. Но на одни гены никогда не полагался. Высокие результаты в плавании могут быть достигнуты только профессиональным, системным подходом к тренировкам и соревнованиям. Именно секундомер всегда определит твой уровень подготовки, какие бы генетические тесты ты ни проходил.
— Выбирая будущую профессию, чем ты руководствовался? Почему медицина?
— Мне с самого раннего детства хотелось быть полезным миру и людям. Я уверен, что, став доктором, смогу воплотить в жизнь свою мечту. Мне очень нравятся биология (особенно анатомия человека) и химия. Часами могу изучать строение человеческого тела, читать о достижениях медицинской науки, новых методах лечения болезней. Осознание того, что люди умирают, подтолкнуло меня к выбору дальнейшей профессии. Я решил стать врачом и изобрести эликсир вечной молодости, чтобы люди жили долго и не болели. Верю в то, что смогу открыть лекарства от неизлечимых болезней и новые методы их лечения, которые спасут многие жизни. Буду стараться делать все возможное, чтобы всем обратившимся ко мне за помощью было хорошо и спокойно за себя и своих близких. Мечтаю через всю свою жизнь пронести слова клятвы Гиппократа — «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного!».
— Насколько сложной оказалась для тебя вступительная кампания?
— Подготовиться к ЦТ мне помогли прежде всего знания, полученные в школе. Кроме того, дополнительно по химии и биологии я занимался с преподавателями очень высокого уровня. Так что к тестированию подошел с хорошим багажом знаний. Экзамены на ЦТ я бы не назвал сложными, наоборот, они показались мне проще, чем задания на предварительном тестировании. Однако это ощущение простоты с некоторыми моими знакомыми сыграло злую шутку. Поэтому советую будущим абитуриентам ни в коем случае не расслабляться во время прохождения ЦТ.