Благодаря нынешнему августу белорусы твердо усвоили две вещи. Первое — с курсом что-то не так. Второе — в Беларуси может наступить курортный климат, в котором будем жить. Если повлиять на поведение доллара не представляется возможным, то знойные дни, когда город накаляется до 35 градусов Цельсия, можно остудить на Браславских озерах, Свитязи или отечественных «Мальдивах», например. Увы, путь на меловые карьеры под Волковыском, где вода — бирюзового цвета, а спрессованный известняк под ногами напоминает белоснежный песок атолла, белорусам уже заказан. Но Onliner.by отыскал еще одно место на карте нашей маленькой, но богатой мелом республики, которое как нельзя лучше подходит для восторженных «селфи» и сравнений с коралловыми островами.
«Вроде бы романтика, „Мальдивы“… Но на карьерах под Волковыском, которые относятся к предприятию „Красносельскстройматериалы“, гибнут люди! И количество бактерий в воде превышает норму в десятки раз. Поэтому мы сделали все, чтобы не допустить отдыхающих на запрещенную территорию, — голос руководителя Гродненского областного совета ОСВОД Сергея Шурбы строго звучит в телефонной трубке. — Мало того что дорогу к карьерам перекопали, сейчас там постоянно дежурят сотрудники милиции, ГАИ, МЧС и работники „Красносельскстройматериалов“. Их цель — не допустить людей на опасную территорию. Буквально месяц назад в нашей области было принято решение пересмотреть, за кем закреплены все заброшенные меловые карьеры, и обязать предприятия следить за ними. Соответствующее письмо я получил от губернатора. Поймите, эти места не предназначены для отдыха».
Вот так серьезно взялись за дело в Гродненской области. А что происходит в других уголках страны? В поисках ответа мы сели в авто и взяли курс на городок Береза в Брестской области, известный своим мясокомбинатом, который выпускает тонны колбасы. Но этот гастрономический центр района интересен не только сервелатом и тушенкой. В советское время, когда дымили трубы Ново-Березовского известкового завода, здесь появились меловые карьеры. Затем предприятие перешло в частные руки, а промышленные раскопки стали не нужны и со временем заполнились водой. Местные говорят, что в ясную погоду на дне карьеров можно увидеть старые вагонетки. Сейчас это самые обычные озера, разве что легкий бирюзово-зеленоватый отлив воды говорит о том, что когда-то здесь добывали мел. У кромки воды отдыхают гуси, бабушка пытается увести непослушного внука домой, работяги в оранжевой форме устроились на перекур... Очевидно, мохито здесь подавать не будут и крабьи бега наблюдать не придется… За «мальдивской» экзотикой нас отправляют к деревне Кабаки, на трассу Р101.
«Ты понимаешь, бабы берут, им нравится! Вот если такую бутылку купить, с желтой этикеткой, они обалдеют!» — перед отъездом мы застаем разговор местных гурманов, которые обсуждают достоинства шампанского минского розлива, стилизованного под «Вдову Клико».
«Щуку, щуку давай!» — доносятся громкие крики из противоположной части карьера. Местная пацанва облюбовала тарзанку у берега и соревнуется в том, кто искусней нырнет головой вниз, то есть покажет «щучку». Велосипеды, остатки не раз горевшего костра, шлепанцы, карты, радостные крики, брызги воды — мальчишки счастливо проводят оставшиеся деньки летних каникул, упорно игнорируя побуревшую от времени табличку «Купаться запрещено». «Эй, Колян, сейчас моя очередь! Пацаны, смотрите! Юхуууууу!»
«По технике безопасности технические карьеры, заполненные водой, представляют опасность, — говорит ведущий специалист Брестского областного совета ОСВОД Анатолий Степанов. — Объясню почему. В таких карьерах всегда есть очень глубокие ямы. Какая бы высокая температура ни была на улице, верхний слой прогревается, а нижний, на глубине, остается холодным. Попадая в разность температур, человек может резко на это отреагировать: руку или ногу сведет судорога, сердцу станет плохо… Так что ОСВОД настоятельно рекомендует в карьерах не купаться!»
«Этот карьер так себе… Мелкий и тиной давно зарос! Вот где по-настоящему круто, так это в Кабаках! Давайте карту, мы покажем», — шустрые пацаны чертят нам маршрут к бирюзовой воде и белому песочку. Дорога занимает 18 километров, но ради увиденной картинки можно было проехать и все 180. Гладкий спуск к берегу, удивительной красоты вода, нетронутый дикий пляж… Молодая жительница Бреста оказалась здесь впервые и не устает практиковаться в «селфи», попутно отвечая журналистам:
«У нас в городе вода такая грязная, даже заходить в нее не хочется, не то что здесь! Немного необычно чувствовать мел под ногами и видеть, как подымается белый осадок со дна… Зато какой цвет у воды!»
Две дамы в шляпах прерывают разговор о том, что делать с урожаем помидоров, и начинают кокетливо махать фотографу Onliner.by, услышав щелчки камеры. Простенький деревянный столик и пара лавочек даже не намекают на присутствие цивилизации, а над кукурузным полем взлетает стая куропаток, напуганная нашими шагами. Одним словом, сельская идиллия!
Подгоняемые журналистским любопытством, мы залазим на самый верх небольшого «полуострова» и спускаемся вниз к другой части мелового карьера. Груды пустых бутылок, останки костров и прочий неприглядный мусор говорят о том, что эту сторону водоема туристы изучили гораздо «тщательнее».
«Ой, приехали бы вы сюда в воскресенье, места свободного бы тут не нашли, — убеждает мать семейства Тамара. — Мы из Березы сюда приезжаем отдыхать, потому что у нас все пруды заросли, а тут вода такая чистая! Все потому, что здесь, в Кабаках, бьют родники».
Судя по всему, такого же мнения придерживаются редкие парочки на надувных матрасах и, конечно, детвора, которая с удовольствием плещется в бирюзовой воде. Вверху, у самой кромки карьера, припарковано несколько машин. Протоптанная к берегу дорога говорит о том, что купаются здесь постоянно.
«Есть решение Березовского райисполкома №358 от 1 апреля 2013 года. Оно касается мест, запрещенных для купания. Так вот, пруд возле деревни Кабаки входит в список водоемов, где купаться запрещено. Возможно, благодаря этой мере у нас есть позитивная статистика: в этом году в меловом карьере возле Кабаков не утонул ни один человек», — говорит представитель ОСВОД Анатолий Степанов.
Учитывая обычное отношение белорусов к запретительным знакам у водоемов, можно не сомневаться: этот меловой карьер спасается от сотен отдыхающих из Минска, несчастных случаев и гор мусора только благодаря своей удаленности от столицы. Все-таки не каждый согласится преодолеть почти 300 километров ради фотогеничных пейзажей. Да и заменить пальмы кукурузным полем способна только очень бурная фантазия.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by