Репортаж с места производства знаменитой минеральной воды «Боржоми». Доезжает ли до Беларуси настоящая?
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
216
27 июля 2015 в 8:00
Автор: Александр Владыко

В начале месяца многие из вас прочитали текст о производстве «Дариды». Когда мир не терпит пустоты, на место знаний приходят домыслы. Кто-то написал под статьей, что «белорусская минералка несравнима с „Боржоми“, но настоящей грузинской воды не достать в Беларуси — сплошь подделки в пластиковых бутылках». На прошлой неделе мы побывали в знаменитой долине Грузии и спешим передать вам все, что видели. Читайте материал о том, что на самом деле разливают в городе Боржоми, как это выглядит и способно ли доехать до Беларуси.

Большинство населения планеты о Боржоми не слышали, в бывших соцстранах искренне считают, что это название воды. На самом деле Боржоми — это городок с населением около 15 тыс. человек, похожий на белорусский райцентр: невысокий, тихий, с исполкомом. Вся многовековая (а других в Грузии, похоже, и нет) история города была связана с защитой от турецких агрессоров: граница с Турцией проходит относительно недалеко.

История воды «Боржоми» — вначале ее называли «кавказской „Виши“», а затем «Боржом» — началась в 1830 году благодаря наличию в Российской империи царского рода, которому хотелось отдыхать, охотиться и лечиться. Боржомское месторождение воды и парк были выкуплены Романовыми за несколько миллионов золотых рублей.

Сначала высокие гости приезжали отдыхать лично, потом воду научились бутилировать и привозить в крупнейшие города страны. Вот так это выглядело на знаменитых цветных фото Прокудина-Горского. Каждая бутылка укупоривалась вручную и плотно оборачивалась соломой.

Старый завод, работавший до 1954 года, до сих пор стоит в парке Боржоми — одном из самых красивых парков страны.

Парк был отреставрирован по инициативе Михаила Саакашвили и открывался c участием приглашенного Виктора Ющенко. Об этом раньше было написано на поставленной в честь открытия скамье. Но это химический состав «Боржоми» не меняется, все остальное — тлен. Времена изменились, надпись замазали.

Вот таким был знаменитый Екатерининский источник. Раньше именно он давал нужные царской промышленности объемы воды. Сейчас доступ к источнику открыт во время работы парка — туристы пользуются этим и запасаются водой как могут.

С момента начала освоения минеральной воды в Боржоми было пробурено 25 скважин. Часть из них не используются, а служат для наблюдения за уровнем воды. Дело в том, что теоретически запасы боржомских вод неиссякаемы. Место забранной воды быстро заполняется новой, которая также на огромной глубине (до 8 км) прошла через горные породы, насытилась минералами и смешалась с верхними слоями. Главное — не забирать больше, чем нужно.

— Первые данные о химическом составе воды были получены в 1830 году. С тех пор состав не менялся. Если мы будем следить за балансом и ответственно относиться к забору воды, то состав не изменится еще долго, — рассказал Темур Корошинадзе, главный гидрогеолог IDS Borjomi Georgia — компании, которая занимается производством «Боржоми» и является частью IDS Borjomi International (в нее входят 12 брендов, включая «Боржоми», «Миргородскую», «Моршинскую» и «Святой источник»).

Сегодня запас (дебет) воды минеральных источников Боржоми составляет 683 тыс. л в сутки.

Часть «Боржоми» идет отсюда. Участок никак не похож на промышленное предприятие, скорее на один из домов частного сектора. Есть деревенские ворота на замке, жилой дом для сотрудников, которые командированы из Тбилиси, домик охраны. Даже несколько соседских кур копаются в кустах. Скважина находится в отдельном помещении. Глубина некоторых пробоин долины может достигать 1500 метров, данная — 140.

В Беларуси воду приходится поднимать насосами, здесь она под давлением газа бьет сама — 130 тыс. л в сутки. Вот как выглядит «Боржоми» до попадания на завод — никакой разницы, чистая вода.

При этом она обладает металлическим привкусом (местные говорят, что вода «заржавеет» через пару дней: содержание железа — до 5 мг), теплая (41 градус), но главное — со специфическим запахом, который не всем приятен. В эти моменты мозг делает поправку: «Боржоми» — это не от жажды, а для «лечения», или, как говорит производитель, «избавления от лишнего».

Здесь нужно уточнить, что многие думают, будто газы в «Боржоми» носят естественный характер. Это не совсем так. Минеральная вода на выходе на самом деле содержит CO2, чем не могут похвастать белорусские воды. Но своего газа в воде слишком мало (именно он и пахнет специфически). Кроме того, в процессе фильтрации и подготовки от газа нужно избавиться. Поэтому воду все-таки газируют на производстве, делая акцент на том, что CO2 тоже натуральный, добывается в соседнем регионе.

— Чтобы сохранить баланс воды, нужен углекислый газ: он останавливает химические реакции в воде, — уточняет Темур Корошинадзе.

Вода из скважины (в том виде, какой есть) начинает свой путь на завод. В трубе под землей ей предстоит пронестись 4 км. И если состав воды не меняется, то заводы переживают смену эпох с разной степенью успеха.

Историю производства «Боржоми» здесь делят на три этапа: царский, советский и грузинский.

Первая бутылка была разлита в 1890 году — скоро бренд отметит 125-летие. Уже к 1913 году производство достигало 9 млн бутылок в год.

В СССР для «Боржоми» были построены два завода, где разливалось до 200 млн л минералки. За счет огромной экономической модели перекосы в рамках небольшого предприятия были едва ощутимы.

— И в Грузии, и во Владивостоке бутылка «Боржоми» продавалась по 20 копеек. Из них тара стоила дороже воды — 12 копеек. Это был не бизнес, а субсидируемый социальный проект, — говорит Леван Багдавадзе, первый заместитель гендиректора компании IDS Borjomi Georgia.

Когда страна получила независимость, а граждане начали войну друг с другом, оказалось не до «Боржоми». Завод вроде полностью не останавливался, но сокращение производства до 5 млн бутылок в год можно приравнять к остановке: дотаций нет, рынки потеряны. Потом был совершенно смутный этап, когда воду разливали несколько компаний.

В 1997 году единственной компанией, которая получила 10-летнюю лицензию на розлив (вода в Грузии принадлежит государству), стала компания IDS Borjomi. Ей предстояло не только вернуть рынки, но и выгнать с них «пиратов».

Сначала выкупили стекольный завод, потому что фальсификат шел в пластиковых бутылках. Потом запустили информацию, как отличить настоящий «Боржоми» от подделки. Например, наняли бабушек, которые ходили по магазинам и устраивали спектакли на весь зал, когда находили подделку, вспоминает Леван Багдавадзе.

Компания IDS Borjomi Georgia, по условиям последнего аукциона в 2009 году, будет разливать воду до 2034 года.

В Боржоми сейчас работают два современных завода, оба примерно на месте советских проектов. На одном наливают только минеральную воду, на втором — бренды питьевой воды для внутреннего рынка.

Грузины гордятся дорогим оборудованием, но этапы производства минеральной воды примерно схожи во всех странах: трубы с водой, выдув бутылки, заполнение, укупорка, склад.

Современная линия автоматически определяет положение оленя на бутылке и центрирует относительно него этикетки — до сих пор это остается серьезной степенью защиты.

«Боржоми» на единственном производстве льют не только в стеклянные бутылки, но и в ПЭТ, поэтому все идеи относительно фальсификата этой категории на белорусском рынке — дело веры и фантазии. Еще один миф, который вызывает улыбки сотрудников белорусского представительства «Боржоми», — розлив воды в Украине. Там на самом деле находится головной офис компании IDS Borjomi International, но все производство «Боржоми» — исключительно вблизи скважин.

— Вы белорусский рынок хорошо знаете? Что думаете по поводу производителей воды? — спрашиваю напоследок у гидрогеолога. «Боржоми», чего уж спорить, нынче дорогая вода.

— Я с минеральной водой работаю с начала восьмидесятых годов прошлого века, поэтому со многими хорошо знаком. Из всех ваших вод мне нравятся несколько. Правда, пробовал все давно, сейчас они, наверное, еще лучше. Главная проблема белорусских производителей — отсутствие императора в истории создания и маркетинга. Нам же ничего придумывать не надо  особенная вода и уникальная история.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Александр Владыко
ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
27.07.2015 в 8:01
С утра в понедельник очень актуально)
339
Лучший комментарий
27.07.2015 в 8:01
С утра в понедельник очень актуально)
27.07.2015 в 8:01
Поздно пить Боржоми когда почки отказали!
27.07.2015 в 8:01
Так вам правду и показали)))
27.07.2015 в 8:03
Конечно это не то Боржоми, которое производят в Грузии
27.07.2015 в 8:04
В Беларуси все разбавленное
27.07.2015 в 8:04
Те кто пил Боржоми при союзе знают, что вода уже не та..
27.07.2015 в 8:04
Вот Боржоми классная вода. Не чета дариде и минской!
27.07.2015 в 8:05
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
27.07.2015 в 8:05
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

И это очень плохо, меньше пейте, мой вам совет!
27.07.2015 в 8:06
Хочу в Грузию, а отдохну в Нарочи. Так и с водой.
27.07.2015 в 8:07
Репортаж хороший, спасибо!
27.07.2015 в 8:08
Думаю не доходит до нас настоящая... А вы?
27.07.2015 в 8:09
Статья интересная, но она не спасет Аидиес Боржоми Бел ИООО от кризиса.
27.07.2015 в 8:11
Как же я хочу в Грузию, там такая красивая природа, закачаешься просто!
27.07.2015 в 8:13
Ничего страшного не будет боржоми в магазинах думаю не засохнем без неё...
27.07.2015 в 8:13
Вкус какой_то ...вот Минская -4 -отличная вода
27.07.2015 в 8:13
Конечно это не то Боржоми, которое производят в Грузии
"Bеня":

Почитал бы сначала.
27.07.2015 в 8:17
Думаю не доходит до нас настоящая... А вы?
"mr.pocket":

Неужели настолько принципиально? Это же не напиток какой нибудь, а просто вода прежде всего.
27.07.2015 в 8:17
до Беларуси доезжает, а Москве практически 100% контрафакт
27.07.2015 в 8:19
Доезжает настоящая!
27.07.2015 в 8:20
Зачем пить Боржоми, если есть Набеглави.
27.07.2015 в 8:21
Думаю не доходит до нас настоящая... А вы?
"mr.pocket":

А нам всё равно...
27.07.2015 в 8:22
Брал на днях на отходняк, ни о чём.
27.07.2015 в 8:23
Да и сейчас, бутылка дороже самой воды стоит
27.07.2015 в 8:23
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

Человеку, измученному нарзаном, поздно пить боржоми!
27.07.2015 в 8:27
Боржоми хорошая вода, но только в стеклянных бутылках.
27.07.2015 в 8:27
Доезжает.
В багаже пассажиров рейсов Тбилиси - Минск и Батуми - Минск....
27.07.2015 в 8:27
Ессентуки рулят!
27.07.2015 в 8:28
Вот Боржоми классная вода. Не чета дариде и минской!
"pooh83":

минская 4 гораздо лучше ,а боржоми на любителя
27.07.2015 в 8:29
За такие деньги покупать не буду, лучше белорусской водички попью)
27.07.2015 в 8:30
Как же я хочу в Грузию, там такая красивая природа, закачаешься просто!
"Bеня":

Какие проблемы?
Лоукостеры из Минск-3 не летают, что ли?
Через 3 часа Вы в Кутаиси, а там.....в любую сторону Грузия....
Хочешь - море, хочешь - горы, хочешь - Тбилиси.....
27.07.2015 в 8:32
Боржоми - классная вода. Но какая хитрая ж..морда придумала емкость поменять с 1л на 0.75 а ценник оставить? Явно корни не из Грузии растут.
27.07.2015 в 8:33
"...искренне считают, что это название воды. На самом деле Боржоми — это городок с населением около 15 тыс. человек"
Так именно и есть - вода называется "Боржоми" по месту добычи оной.
Сомневаюсь, что кто-то думал, что минералка названа в честь великого грузинского поэта.
27.07.2015 в 8:33
В эти моменты мозг делает поправку: «Боржоми» — это не от жажды, а для лечения.
А то! Хорошее средство от бодуна.
27.07.2015 в 8:34
Дарида вкусней.
27.07.2015 в 8:35
Хорошая вода, но дорогая
27.07.2015 в 8:36
Хорошая вода, отличная страна!
27.07.2015 в 8:36
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
"djmazhor":


«Боржоми» на единственном производстве льют не только в стеклянные бутылки, но и в ПЭТ

а до конца статью слабо дочитать?
27.07.2015 в 8:37
наняли бабушек, которые ходили по магазинам и устраивали спектакли на весь зал, когда находили подделку


Классика жанра.
27.07.2015 в 8:39
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

особенно после свадьбы которая была с субботы по воскресенье вечер))
27.07.2015 в 8:41
Настоящая боржоми тёплая и пахнет сероводородом. Пил её там - потом два месяца живот болел непонятной болезнью - обследовался - всё нормально сказали. Потом прошло, зато уже 5 лет нет проблем вообще никаких с животом
27.07.2015 в 8:42
Реку на фото видели?
Это Ваш боржоми
27.07.2015 в 8:44
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

Для тех у кого желудок нормальный.
Если не очень - то из дома лучше не выходить.
27.07.2015 в 8:45
настоящий Боржоми(без очистки, газирования и т.д.) теплый и вонючий(сера, железо и т.д.)
27.07.2015 в 8:50
Вкус Боржоми, купленной в Минске, отличается от вкуса Боржоми, купленной в Латвии и в Грузии. Интересно, почему?
27.07.2015 в 8:50
Настоящая боржоми тёплая и пахнет сероводородом. Пил её там - потом два месяца живот болел непонятной болезнью - обследовался - всё нормально сказали. Потом прошло, зато уже 5 лет нет проблем вообще никаких с животом
"petia":

Всё правильно, в первую очередь нормальный Боржоми - это лечебная вода, а не литрами её хлестать.
27.07.2015 в 8:52
точняк хочу боржоми)))))))
27.07.2015 в 8:54
В 100 раз лучше нашей воды с углекислотой
27.07.2015 в 8:55
В 100 раз лучше нашей воды с углекислотой
"meganubas":

без обид, ест инфа что это полный бред))))))))
27.07.2015 в 8:58
Да нет конечно.. Бывший министр здравоохранения Росси Онищенко даже говорил, что в таких объемах в которых она стоит в магазинах Росси Беларуси т д. ,скважина чисто физически не может дать ..
27.07.2015 в 8:59
Дорогая водичка у грузин.
27.07.2015 в 9:01
наедалово
27.07.2015 в 9:02
хорошая статья !
27.07.2015 в 9:03
Обожаю боржоми. Знаю, что очень многим не по вкусу. Девушки так вообще редко ее пьют. А я просто тащусь. Нашу кислятину Минская-4 или Дарида не перевариваю))
Жаль, что дорого!
27.07.2015 в 9:04
А Грузия очень интересная страна. Хочется туда сгонять )
27.07.2015 в 9:04
Сами спалились с украинским розливом.
27.07.2015 в 9:06
когда был в Грузии месная боржоми очень вкусная, здесь содой отдает.
27.07.2015 в 9:09
topaz11,
Настоящая боржоми тёплая и пахнет сероводородом. Пил её там - потом два месяца живот болел непонятной болезнью - обследовался - всё нормально сказали. Потом прошло, зато уже 5 лет нет проблем вообще никаких с животом
"petia":

Всё правильно, в первую очередь нормальный Боржоми - это лечебная вода, а не литрами её хлестать.
"topaz11":

:)) Нормальный боржоми даже если захочешь - много не выпьешь.
27.07.2015 в 9:09
Конечно это не то Боржоми, которое производят в Грузии
"Bеня":

Почитал бы сначала.
"1518601":

почитай этикетки на бутылке Боржоми купленной в минске. Производится на заводах в Липецке и Костроме
27.07.2015 в 9:10
Вкус Боржоми, купленной в Минске, отличается от вкуса Боржоми, купленной в Латвии и в Грузии. Интересно, почему?
"therapist":

вода в кране везде разная. вот и думай
27.07.2015 в 9:11
В Беларуси одна из самых лучших вод в мире. Боржоми за 25 тысяч за 0,7 водички - как то в горло не лезет.
27.07.2015 в 9:12
Статья интересная, но она не спасет Аидиес Боржоми Бел ИООО от кризиса.
"versa4i":

лучшая реклама это скидка 50%, как с Ессентуками. А эта статья выкинутые деньги
27.07.2015 в 9:14
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
"djmazhor":

дочитать не пробовал?
27.07.2015 в 9:15
В Беларуси одна из самых лучших вод в мире. Боржоми за 25 тысяч за 0,7 водички - как то в горло не лезет.
"SurferB":

Цены счас конечно АД. Еще зимой продавали 0.5 по 12 тыщ в быдлоопте. Почему так цены выросли нипонятно(((
27.07.2015 в 9:19
Брал боржоми , когда были литровые бутылки 12-15тыщ, но теперь когда 0.75 больше двадцати стоит !!! - неплохо и дарида идет
27.07.2015 в 9:19
С учетом потребления , а вернее сказать обьемов предоставленных для потребления только в Беларуси ,не учитывая других стран, это сколько надо накачать воды?и эта мысль мне подсказывает, что грузинам кто то помогает.
27.07.2015 в 9:23
Был в Грузии. Спрашиваю у местного агрочиновника:
- Почему в Беларусь "Боржоми" пахнет бинтами?
- Потому что разливают в Украине.
- ???
- Старайся не брать пластик, бери воду в стекле. А вообще, "Боржоми" скоро закончится, источник иссякает...
27.07.2015 в 9:29
Настоящая боржоми тёплая и пахнет сероводородом. Пил её там - потом два месяца живот болел непонятной болезнью - обследовался - всё нормально сказали. Потом прошло, зато уже 5 лет нет проблем вообще никаких с животом
"petia":

У настоящей воды из источника еще присутствует запах ржавчины, причем он явно выражен, а при окислении железа выпадают хлопья....
Местная вода из магазина ни разу не Боржоми....
27.07.2015 в 9:29
Добрая водичка!
27.07.2015 в 9:34
1890 + 120 = 2010. Что-то напутали или копипаста?
27.07.2015 в 9:40
Самая лучшая вода в Грузии "Митарби". А Боржоми там вообще никто не пьет, у них это самая дешевая вода. Что то вроде как для нас "Фрост", он есть, но никто его не пьет.
27.07.2015 в 9:44
Утро субботы - "Боржоми", утро воскресенья - "Боржоми".............реально помогает :)
27.07.2015 в 9:44
Кто эту воду вообще покупает!? По вкусу она хуже чем из крана, как и Минская 4, и Ессентуки.
27.07.2015 в 9:49
Та же Набеглави гораздо лучше по вкусовым качествам. А вообще употребляю Армянский Джермук - отличная вода. Боржоми уже не тот, порошковая вода какая-то.
27.07.2015 в 9:49
Не люблю Боржоми, вонючая и дорогая. Наша Минск-4 в сто раз лучше!
27.07.2015 в 9:52
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
"djmazhor":

а этикетка 0,75 это что бы еще качественней было.
27.07.2015 в 9:56
В Беларуси одна из самых лучших вод в мире. Боржоми за 25 тысяч за 0,7 водички - как то в горло не лезет.
"SurferB":

Цены счас конечно АД. Еще зимой продавали 0.5 по 12 тыщ в быдлоопте. Почему так цены выросли нипонятно(((
"Hitmаn":

Минторг не доглядел ;)
27.07.2015 в 9:56
Та же Набеглави гораздо лучше по вкусовым качествам. А вообще употребляю Армянский Джермук - отличная вода. Боржоми уже не тот, порошковая вода какая-то.
"Агасси":

Золотые слова!
27.07.2015 в 9:58
не люблю газирования
27.07.2015 в 9:59
romashko_o, напутали, не бейте
27.07.2015 в 10:01
Ни чего не могу сказать про боржоми, а вот купил в мартине есентуки, чуть почки не отвалились-обычная вода из водопровода с добавлением соли и соды. Сейчас беру только минскую или дариду, остальная минералка - фейк
27.07.2015 в 10:01
несколько раз слышал историю что мол из порошка у нас "Борожими" сейчас контрафактный. Меня (вода) это не впечатлила (на вкус). Нарзан -гораздо лучше
27.07.2015 в 10:02
наша вода лучшая
27.07.2015 в 10:04
Если и покупаете Боржоми, берите только в стекле, в ПЭТ совсем не та вода.
По вкусовым качествам в стекле именно та же вода, что и в Грузии, говорю по собственному опыту.
Но в Грузии пьют в основном Набеглави, с этим соглашусь.
27.07.2015 в 10:05
Та вода "Боржоми", которую я пил в 1974-1975 году, и та, что сейчас продаётся в Минске - даже не сравнить. Не знаю, в чём тут дело - то ли её природный вкус изменился, то ли сказалась другая технология разлива, но я вообще считаю, что сейчас её просто делают с нуля - синтезируют, исходя из химического состава классической "Боржоми". Вкус и ощущения от нынешней воды абсолютно не те - та, прежняя, реально бодрила и очень хорошо утоляла жажду - причём и вынутая из холодильника, и тёплая - не из холодильника ! Покупал несколько раз ( думал, может, партия неудачная ? ) - и каждый раз убеждался - это новодел-имитация - и точка !
27.07.2015 в 10:08
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

Актуальнее было бы в воскресенье вечером. И спать!
27.07.2015 в 10:17
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

ПРИСОЕДИНЯЮСЬ!
27.07.2015 в 10:21
В августе еду в Грузию, там попробую )))))
27.07.2015 в 10:28
Отличная статья, интересная)Спасибо Онлайнеру!
27.07.2015 в 10:28
привкус специфический у баржоми.
27.07.2015 в 10:28
Боже, что с людьми делают стереотипы и реклама. Уже в который раз наблюдаю в очереди в маркете бабушек с виду очень малообеспеченных которые кладут самую дешевую ливерную колбасу (или что то пободное), пачку молока и БАРЖОМИ. Я еще пойму людей с достатком - пусть понтуются. Но когда бабушка покупает за чуть ли не последние деньги эту дорогую разрекламированную фигню... Простите, это видать выше моего сознания.
27.07.2015 в 10:31
куда подевалась вкуснейшая вода моршиньская? в украине только ее и пил, у нас одно время была, быстро разбирали, сейчас вообще нет(((
27.07.2015 в 10:35
Конечно это не то Боржоми, которое производят в Грузии
"Bеня":

Почитал бы сначала.
"1518601":

почитай этикетки на бутылке Боржоми купленной в минске. Производится на заводах в Липецке и Костроме
"mahaniok":

Разлито на месте добычи из Боржомского месторождения минеральных вод (СКВ. №№ 25, 41)
Вот что на бутылке написано!
27.07.2015 в 10:37
Sergey12345, а вы не думали, что бабушка Боржоми покупает не потому, что эта вода разрекламирована, а потому что бабушка с советских времен привыкла пить Боржоми? :)
27.07.2015 в 10:39
Sergey12345, а вы не думали, что бабушка Боржоми покупает не потому, что эта вода разрекламирована, а потому что бабушка с советских времен привыкла пить Боржоми? :)
"Ivein":

А вы не думали что такое наблюдаться начало последние 2-3 года? А до этого Баржоми у нас не продавали?
27.07.2015 в 10:43
Доезжает к нам настоящая Borjomi! Друзья лично тягали с Грузии в Минск на склады воду. Бутылки и вкус идентичный тем которые стоят на минских полках в магазинах. Не надо выдумывать сплетни господа комментаторы. И цена на неё нормальная, вам всё дорого!
27.07.2015 в 10:46
ессентуки 4 реально помогают, а боржоми почему то нет
27.07.2015 в 10:47
Из всех лечебных именно Боржоми самая лучшая. Но, пить ее надо в меру. А для восстановления водного баланса 2 литра чистой, не газированной воды в день. И будет все Ок.
27.07.2015 в 10:52
" Ее главная проблема — отсутствие императора в истории создания и маркетинга. Нам же ничего придумывать не надо — особенная вода и уникальная история."
Надо подключать к решению проблемы имепратора)))
27.07.2015 в 11:02
Попробовал - вода водой...
27.07.2015 в 11:02
Реку на фото видели?
Это Ваш боржоми
"BennyBlanko":

Белый ларек на фото видели?
Там разливают...
27.07.2015 в 11:02
Что бы не говорили, мне нравиться боржоми, да дорого, но честно что по вкусу что по степени газировки - вода идеальна, особенно в понедельник сутра)
27.07.2015 в 11:03
у нас в магазинах 90% баржоми с пластиковыми крышками , что как бы намекает кто делал. В грузии даже на фото видно какие крышки.
27.07.2015 в 11:06
Доезжает, не доезжает. Какая разница? Даже в настоящей Боржоми окислительно-восстановительный потенциал имеет значение +170 mV, у крови в среднем по человеку -70, поэтому эта вода не дает энергии и целебные свойства ее сомнительны, структурированную воду нужно пить. Там ОВП составляет от -300 mV, соответственно отдает энергию.
27.07.2015 в 11:09
История «Боржоми» в фотографиях. Хорошая статья ,мне очень понравилась!
27.07.2015 в 11:10
Природа там очень красивая!
27.07.2015 в 11:15
Минская 4
метра от берега тоже вполне хороша!
27.07.2015 в 11:20
Воду надо пить непосредственно с источника, как например в Трускавце, вода Нафтуся, а не с бутылок, при том чтобы мысли чистые были к окружающим! Только тогда вода помогает. Всё остальное - фуфел и пиар ход маркетологов и проплаченых врачей
27.07.2015 в 11:24
И Беларуская «Минская-4» успела вставить свои пять копейк рекламы !!!
27.07.2015 в 11:26
Спасибо за статью! Интересно было взглянуть на производство. Боржоми пью регулярно. Отличная минералка!
27.07.2015 в 11:32
Неадекватная цена у нас, к сожалению. Из минералок в последнее время полюбил Ессентуки ( в меру, естественно). Те же Боржоми, только в три раза дешевле.
27.07.2015 в 11:33
djmazhor, статью читать не обязательно, чтобы ляпать с дуру
27.07.2015 в 11:34
Воду надо пить непосредственно с источника, как например в Трускавце, вода Нафтуся, а не с бутылок, при том чтобы мысли чистые были к окружающим! Только тогда вода помогает. Всё остальное - фуфел и пиар ход маркетологов и проплаченых врачей
"X-Faktor":

А понос потом не проберет?А то в этот источник может попадать минералка с соседней фермы:)
27.07.2015 в 11:52
Очень классная вода.Слава Богу-ни чем не болею,но запить Боржомкой самый плотный и самый жирный(самый острый)обед-никаких Фесталов и Мезимов не надо!!!Желудок аж урчит от удовольствия.!
27.07.2015 в 11:58
Завтра поругаются - напишут что это гадость...
27.07.2015 в 11:59
у нас в магазинах 90% баржоми с пластиковыми крышками , что как бы намекает кто делал. В грузии даже на фото видно какие крышки.
"bysell":


дочитайте статью до конца, да. тара на предприятии как стелянная, так и ПЭТ.
27.07.2015 в 12:04
"Святой источник" помню по статье онлайнера, назвали самой худшей водой.
27.07.2015 в 12:22
Нарзан класс вода!
27.07.2015 в 12:31
"НАБЕГЛАВИ" лучше сами грузины говорят.
27.07.2015 в 12:32
И Беларуская «Минская-4» успела вставить свои пять копейк рекламы !!!
"funtik9273":

это не минская рекламу вставила, у нас нельзя хвалить импорт и не сказать, что белорусское тоже супер но, не повезло с императором
27.07.2015 в 12:32
А крышки на бутылках то разные!!!
27.07.2015 в 12:37
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

в любой день недели для Беларусов.
27.07.2015 в 12:49
Нет не доезжает! Сода и соль. Вот уже около года нет у нас в стране оригинальной "Боржомки" СОВСЕМ. Приходится боровой перебиваться или Исентуки.
27.07.2015 в 12:51
Фигня, а не репортаж, тема не раскрыта. Не понятно настоящая доезжает или нет, как отличить.
27.07.2015 в 12:52
пронестись 4 км. И если состав воды не меняется, то заводы переживают смену эпох с разной степенью успеха
"pfizer-x2":

знаю где купить 100% Hennessy, Jack Daniel's, Borjomi

*made in Russia
27.07.2015 в 12:56
покажите лучше как производят у нас водку на кристале, думаю этот обзор станет более актуальным и просматриваемым
27.07.2015 в 12:56
Сливают и заливают из-под крана но с раствором соли. А то ж сильно отличатся будет от местной из-под крана и люди начнут догадываться.
27.07.2015 в 13:09
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
"djmazhor":

Читай внимательно!
27.07.2015 в 13:20
НЕ ЧИТАЛ. так доезжает или нет?
27.07.2015 в 13:21
Минеральная вода на выходе на самом деле содержит CO2, чем не могут похвастать белорусские воды. Но своего газа в воде слишком мало (именно он и пахнет специфически).


CO2 - газ без цвета и запаха!
27.07.2015 в 13:30
Онлайнер, дополни статью о цене, пожалуйста! Интересно, по чём водичка на выходе с завода, ну или в местных магазинах?
27.07.2015 в 13:33
Те кто пил Боржоми при союзе знают, что вода уже не та..
"denis_harper":

Совсем не та - а точно 20 копеек стоила при цене пивной бутылки 12 )
Обслуживающие стадион Динамо могли за несколько лет за бутылки авто купить. )
27.07.2015 в 13:35
Поздно пить Боржоми когда почки отказали!
"xapyga":

Меньше пива нужно было пить.
27.07.2015 в 13:36
Нет не доезжает! Сода и соль. Вот уже около года нет у нас в стране оригинальной "Боржомки" СОВСЕМ. Приходится боровой перебиваться или Исентуки.
"pablodrug":

Думаю не доезжает ( Да и насчёт 4 Ессентуки - лично у меня большой вопрос - Там был - Что продаётся в евроопте ИМХО более солёная чем на месте , а про 17 вообще молчу (
27.07.2015 в 13:55
Зачем украинский флаг на камне?
27.07.2015 в 13:56
Нет не доезжает! Сода и соль. Вот уже около года нет у нас в стране оригинальной "Боржомки" СОВСЕМ. Приходится боровой перебиваться или Исентуки.
"pablodrug":

Думаю не доезжает ( Да и насчёт 4 Ессентуки - лично у меня большой вопрос - Там был - Что продаётся в евроопте ИМХО более солёная чем на месте , а про 17 вообще молчу (
"Alexashka":

Самая нормальная и настоящая минералка у нас - это Набеглави.
27.07.2015 в 14:01
Тема не раскрыта. Я один не понял доезжает она , или нет? Сплошная биография компании и не больше.
27.07.2015 в 14:02
Цена у нас в магазине и пить перехочется
27.07.2015 в 14:03
Цена у нас в магазине и пить перехочется
"ВИКТОР-78":

23 тыс за 07 литра
27.07.2015 в 14:19
Минская - 4 реально хорошая водичка! Среди всех очень нравится.
27.07.2015 в 14:21
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

В субботу и воскресенье, тоже гуд)
27.07.2015 в 14:24
Самая лучшая вода в Грузии "Митарби". А Боржоми там вообще никто не пьет, у них это самая дешевая вода. Что то вроде как для нас "Фрост", он есть, но никто его не пьет.
"smolochka":

Что за чушь ?
27.07.2015 в 14:41
Упомянутая в статье "Миргородская" кстати очень хороша. В Минске нет ее, а жаль.
27.07.2015 в 14:54
чего-то там про оленя и степень защиты прочитал....
27.07.2015 в 15:22
Баржоми - развод "чистой воды"...
На пару тысяч дешевле можно купить Набиглави в стекле, а не это разрекламированное "чудо" в тухлом пластике и за неадекватную цену!
p.s. Еще я не поддерживаю Грузию с её про украиснкой позицией и стараюсь не покупать грузинские и украинские продукты!
27.07.2015 в 15:29
Очень сомнительно, что вода может быть на столько полезной
27.07.2015 в 15:44
сало,як сало )))
27.07.2015 в 15:54
Вы отдаете себе отчет в том, это всего лишь вода с растворенными в ней химичискими элементами в определенном соотношении, характерным для данного источника? С чего вы думаете что такая вода должна лечить и обладать магически-лечебными свойствами, что нельзя сделать аналогичную воду вручную, а обязательно пить непосредственно с источника? 21 век вроде бы, ей богу.
27.07.2015 в 15:57
покажите лучше как производят у нас водку на кристале, думаю этот обзор станет более актуальным и просматриваемым
"yurik1984":

Не довес 20 грам с каждой бутылки, золотой источник!
27.07.2015 в 15:58
когда был в Грузии месная боржоми очень вкусная, здесь содой отдает.
"stoGramm":

Кстати, да. "Боржоми" в Боржами содой не отдает. Два года назад спецом туда ездили на две недели попить воды, она реально работает. Источников там много, но из доступных только два. Местные набирали очень много воды во всевозможную тару из холодного источника, она ну просто как газировка. Я тоже сомневаюсь, что из такого ограниченного ресурса можно произвести столько бутылок, которые стоят в каждом сельмаге всего СНГ. А настоящую "Боржоми" нужно пить только в Боржоми.
27.07.2015 в 15:58
Видел репортаж как под Москвой из батарей разливают ваш боржом, впечатлило.
27.07.2015 в 16:05
ну цену снизить бы не помешало.Когда бутылка минеральной воды стоит дороже чем бутылка беларуского чернила.)
27.07.2015 в 16:09
taplia, Согласен! Любой состав газированной воды можно клонировать в химлаборатоии. Добавили в очищенную воду хлора, натрия, углекислоты и получили Баржоми. Нужно грузинам защищать оригинальную упаковку, лазерную галографику и т.п. Сам часто пью Баржоми, но в последние пол года Баржоми как то стало отличаться вкусом :(
27.07.2015 в 16:18
норм вода....цена ей 12тыс...за бутылку а не как в минске...
27.07.2015 в 16:50
Видел репортаж как под Москвой из батарей разливают ваш боржом, впечатлило.
"bec11":

Ссылку в студию! А как арабы едят свинину не видели?
27.07.2015 в 16:52
Теперь хоть понятно, что настоящий Боржоми производят только в Грузии и нигде больше.
Миф развенчан. Боржоми льют как в стекло, так и в пластик. Пластиковые бутылки потом удобно использовать для домашнего вина из смородины. Я пью Боржоми с детства: вкус по-разному ощущается, но ведь и условия хранения воды разные. Мало ли как ее везут из Грузии и где хранят потом. Я где-то читала, что такую воду лучше хранить в прохладном месте и не на свету. Олень у них, кстати, на бутылке прикольный. Я думаю, что если выпускать где-то такую тару кустарно, то замучаешься, а главное, - сразу видно, что подделка или не подделка.
27.07.2015 в 16:57
Лучше пить Боржоми, чем продукцию кристалла)
27.07.2015 в 17:16
Теперь хоть понятно, что настоящий Боржоми производят только в Грузии и нигде больше.
Миф развенчан. Боржоми льют как в стекло, так и в пластик. Пластиковые бутылки потом удобно использовать для домашнего вина из смородины. Я пью Боржоми с детства: вкус по-разному ощущается, но ведь и условия хранения воды разные. Мало ли как ее везут из Грузии и где хранят потом. Я где-то читала, что такую воду лучше хранить в прохладном месте и не на свету. Олень у них, кстати, на бутылке прикольный. Я думаю, что если выпускать где-то такую тару кустарно, то замучаешься, а главное, - сразу видно, что подделка или не подделка.
"1698365":
Оленя подделать не проблема. Любой станочник 6 разряда с ЧПУ и Франклина может выфрезеровать на бутылке. У Баржоми интересная этикетка с датой изготовления и сроком годности ( возле штрих-кода) Это нанесение не лазером, не печать на термознаке. Обращайтесь внимание, если покупаете!
27.07.2015 в 17:33
Ессентуки рулят!
"Пурга":

есентуки в евроопте в 5-7 разных бутылках и не знаешь какую брать

вот про неё бы написали, где подделка и где правда, бутылки разные а и пробки тоже, и производства тоже адреса
27.07.2015 в 17:40
bysell, я думаю, что очевидно, что на бутылках из стекла и пластика должны быть разные крышки. У пластиковой бутылки и крышка из пластика, иначе будет пропускать газ. А что касается пластика в магазинах, стекло ведь стоит дороже. А по итогу они отличаются только сроками хранения - в стекле 24 месяца, а в пластике - 12 месяцев.
27.07.2015 в 17:48
а у меня в этом городке друг живет, классное место! Очень красиво!
27.07.2015 в 17:49
Бинты! ))
27.07.2015 в 18:00
Один знакомый Грузин говорил, что этот Баржоми не настоящий.
27.07.2015 в 18:07
Как всегда не думают что пишут )да и на политику замахнули .И у нас есть оригинальная Боржомь,в стекле и алюмин.пробкой .В пластике вообще никогда ничего не покупаю .Был много раз в Грузии ,вода не сильно отличается !Очень много идёт на экспорт ,в основном Европу .Грузия замечательная страна с душой !
27.07.2015 в 18:57
denis_harper, да и стакан уже не тот
27.07.2015 в 18:58
ес я был прав минская4 лучшая)на рынке рб даже баржоми признает это)
27.07.2015 в 19:16
А мне дарида нравиться
27.07.2015 в 19:31
В Беларуси все разбавленное
"Mortification11":

а делали бы сами что-нибудь нормальное, ваше разбавленное пили бы за границей
27.07.2015 в 19:40
Вот Боржоми классная вода. Не чета дариде и минской!
"pooh83":

но и цена в 3 раза дороже! но от изжоги отличная вещь ...
27.07.2015 в 19:42
Ессентуки рулят!
"Пурга":

есентуки в евроопте в 5-7 разных бутылках и не знаешь какую брать

вот про неё бы написали, где подделка и где правда, бутылки разные а и пробки тоже, и производства тоже адреса
"Дядя_Фёдор":

есентуки гадость редкая- соли хоть уху из неё вари.....
27.07.2015 в 20:16
месяц назад вернулся из Грузии,там точно такая же вода и в пэт и в стекле и вкус точь в точь только там раза в четыре дешевле
27.07.2015 в 20:56
Боржоми - классная вода. Но какая хитрая ж..морда придумала емкость поменять с 1л на 0.75 а ценник оставить? Явно корни не из Грузии растут.
"vvpgsm":

уже и 0.5 появились, и пишут что скидка (от цены за 0.75)
27.07.2015 в 21:05
Самая лучшая вода в Грузии "Митарби". А Боржоми там вообще никто не пьет, у них это самая дешевая вода. Что то вроде как для нас "Фрост", он есть, но никто его не пьет.
"smolochka":

Это вы просто фрост в стекле не пробовали)))) купите нашу минералку не в ПЭТ??
27.07.2015 в 21:15
Я с детства пил после футбола Боржоми.Продавались с красивой этикеткой-это экспортный вариант.Сейчас я вообще не могу встретить тот самый вкус из детства. ВОДА С СОДОЙ!
27.07.2015 в 21:19
Вот бы попробовать на настоящей Боржоми пущанскую самогоночку заварить... Не хуже абсента штырило бы!
27.07.2015 в 21:29
Для плебеев боржом дороговато, предпочитаю ессентуки 4, да и то на скидках в евроопте)
27.07.2015 в 21:30
ее можно пить максимум 1 стакан в день
и то
под присмотром
а не литрами запивать водку.
27.07.2015 в 21:30
Боржоми стоит почти как вино. По этой причине перешёл на Набеглави - нравится меньше, но цена адекватная.
Конечно это не то Боржоми, которое производят в Грузии
"Bеня":

Какой смысл подделывать если можно стандартно 500% сверху накрутить. Скорее всего один из "специмпортёров" её ввозит.
27.07.2015 в 21:33
Как всегда не думают что пишут )да и на политику замахнули .И у нас есть оригинальная Боржомь,в стекле и алюмин.пробкой .В пластике вообще никогда ничего не покупаю .Был много раз в Грузии ,вода не сильно отличается !Очень много идёт на экспорт ,в основном Европу .Грузия замечательная страна с душой !
"Oktopush":

А чего ей отличаться если технология налил в бутылку и всё. Разве что от длительного хранения вкус изменится.
27.07.2015 в 21:44
Боржоми - классная вода. Но какая хитрая ж..морда придумала емкость поменять с 1л на 0.75 а ценник оставить? Явно корни не из Грузии растут.
"vvpgsm":

А 0.33 в стекле это не извращение?
27.07.2015 в 21:58
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

Человеку, измученному нарзаном, поздно пить боржоми!
"fogast":

Не нравится мне эта "крылатая" фраза. Нарзан - отличная минеральная вода. Приходилось отдыхать в Приэльбрусье. Нарзан из природного источника одна из лучших минеральных вод. Мне Нарзан нравился больше, чем Баржоми. Кстати, Нарзан с кабардинского языка переводится - "напиток богатырей" (нарт-санэ - "напиток нартов"). Кстати, тоже очень интересная история. Достойна репортажа onliner.by.
27.07.2015 в 22:07
С середины 70-х пил эту воду (болел в детстве), несколько раз был в Боржоми, у нас это не та вода. Потом, включите логику люди. В СССР эта вода была дефицицом и продавалась в аптеках по рецепту или для ветеранов была в столах заказов. Теперь ей забиты полки даже в магазинчиках в райцентрах. ну не может городишко Боржоми прокормить всю Беларусь, Москву Питер и города вплоть до Владивостока. P.S. Вода что продают у нас по вкусу похожа на разбавленую соду. А Боржоми считалась самой вкусной водой минеральной.
27.07.2015 в 22:08
Настоящая боржоми тёплая и пахнет сероводородом. Пил её там - потом два месяца живот болел непонятной болезнью - обследовался - всё нормально сказали. Потом прошло, зато уже 5 лет нет проблем вообще никаких с животом
"petia":

покупал её здесь. эффект схож, 2 дня мучений и о проблемах забыл.
27.07.2015 в 22:08
Боржоми - классная вода. Но какая хитрая ж..морда придумала емкость поменять с 1л на 0.75 а ценник оставить? Явно корни не из Грузии растут.
"vvpgsm":

А 0.33 в стекле это не извращение?
"slavarasup2":

вы хоть 0,75 выпейте, гадость редкая)
27.07.2015 в 22:10
месяц назад вернулся из Грузии,там точно такая же вода и в пэт и в стекле и вкус точь в точь только там раза в четыре дешевле
"1698527":

тащить далеко + пошлины
27.07.2015 в 22:15
Хорошая статья! Спасибо!
27.07.2015 в 22:33
С середины 70-х пил эту воду (болел в детстве), несколько раз был в Боржоми, у нас это не та вода. Потом, включите логику люди. В СССР эта вода была дефицицом и продавалась в аптеках по рецепту или для ветеранов была в столах заказов. Теперь ей забиты полки даже в магазинчиках в райцентрах. ну не может городишко Боржоми прокормить всю Беларусь, Москву Питер и города вплоть до Владивостока. P.S. Вода что продают у нас по вкусу похожа на разбавленую соду. А Боржоми считалась самой вкусной водой минеральной.
"microbit":

Вкусной? Да ладно?! Она реально лечит, не знаю как про скажность, может и в лаборатории состав повторили, но мою язву усмирила и спасибо ей. Последнюю бутылку так и не допил, вылил остаток, больно противная на вкус. В этом смысле наша Минская лучше, она вкусная и пить её можно ведрами, вопрос в лечебных свойствах.
27.07.2015 в 22:36
Вкус Боржоми, купленной в Минске, отличается от вкуса Боржоми, купленной в Латвии и в Грузии. Интересно, почему?
"therapist":

испортилась?
срок годности вышел?
президент плохо на нее влияет?
27.07.2015 в 22:37
С утра в понедельник очень актуально)
"chemurgez":

Человеку, измученному нарзаном, поздно пить боржоми!
"fogast":

Не нравится мне эта "крылатая" фраза. Нарзан - отличная минеральная вода. Приходилось отдыхать в Приэльбрусье. Нарзан из природного источника одна из лучших минеральных вод. Мне Нарзан нравился больше, чем Баржоми. Кстати, Нарзан с кабардинского языка переводится - "напиток богатырей" (нарт-санэ - "напиток нартов"). Кстати, тоже очень интересная история. Достойна репортажа onliner.by.
"Yury1955":

диджитал лайфстайл недостоин ;)
27.07.2015 в 22:46
хорошая водичка , с бодуничка)
27.07.2015 в 23:19
На самом деле она вкусная.
27.07.2015 в 23:50
Советую "кисловодский нарзан"в стеклянной бутылке,намного вкусней,ессентуки на любителя,но пью все в стекле!!)
27.07.2015 в 23:54
Нет не доезжает. источники этой воды давно иссушены, ее не существует
28.07.2015 в 1:06
Прокатали деньги в Грузию, а тему так и не раскрыли полностью. По поводу того, что продается у нас так и не понял - шило или оригинал. Сам пью "Набеглави" и изредка "Боржоми".
28.07.2015 в 2:11
Классная водичка рекомендую!
28.07.2015 в 5:00
Так я не понял, таминералка, что есть во всех магазинах с надписью "Боржоми" настоящая или нет?
28.07.2015 в 8:20
Вот Боржоми классная вода. Не чета дариде и минской!
"pooh83":

наговариваете вы на нас, грешно это.
28.07.2015 в 10:51
В статье боржоми в стекле! а в магазине в пластмассе! сечете где белорусское качество?
"djmazhor":

до конца дочитай..
28.07.2015 в 10:51
belarus_best, да!
28.07.2015 в 11:28
Когда 1л Боржоми стоил 12-14т.р. я покупал десятками. Когда она стала стоить 25-27т.р. я перешёл на Набиглави. Пусть славятся и дальше, но с такими ценами идут лесом.
28.07.2015 в 11:34
Мне нравится Боржоми, пью только ее. Правда ценник кусается, но на здоровье нельзя экономить)
28.07.2015 в 12:07
А лечебное варенье из шишек когда к нам привезут?
28.07.2015 в 12:48
Дарида вкусней.
"j.boond":

а по мне, так Дарида это вообще фигня какая-то. Минская ещё хоть что-то. А боржоми вот это минералка!
29.07.2015 в 17:52
а на бутылках стеклянных и ПЭТ о
лени смотрят в разные стороны
29.07.2015 в 19:46
Ессентуки рулят!
"Пурга":

Есентуки слишком соленая, каждый день сложно пить. Боржоми нормаальная вода, по вкусу практически не отличима от нашей Дариды.
29.07.2015 в 22:32
боржоми реально целебная, как и нагутская 26.
31.07.2015 в 12:19
Borjomi - спонсор 1-го января
01.08.2015 в 17:40
belarus_best, настоящая
09.08.2015 в 14:22
В Беларуси одна из самых лучших вод в мире. Боржоми за 25 тысяч за 0,7 водички - как то в горло не лезет.
"SurferB":

А пивасик и дороже на ура идет правда?)И коктельчики по 100)
09.08.2015 в 14:28
Кстати привкус у боржоми мне очень нравится и в воде гидрокарбонатов много а сульфатов почти нет.Отсюда она гораздо полезней минской и дариды и где их дофига а гидрокарбонатов в 10 раз меньше.
22.11.2015 в 11:04
Вот Боржоми классная вода. Не чета дариде и минской!
"pooh83":

это потому что дорогая и не белорусская? Или может потому что бренд всемирно известный со своей историей? Так чем лучше то?
25.03.2016 в 21:28
Сегодня купил в магазине соседи две пластиковые бутылки боржоми. Открыл, а там нечто похожее на минскую 4. Расстроился, куда можно пожаловаться о подделке?
09.11.2016 в 8:12
Был в Грузии, привёз 10 упаковок минералки в пластике по 1 литру. Сравнили с той минералкой что у нас продаётся, это как небо и земля, отметили все кому я давал попробовать две разные инералки. Хочу отметить что в качестве эксперимента я никому не говорил где какая и все отметили в лучшую сторону воду из Грузии. И самое интересное что вода там стоит в три раза дешевле чем в Беларуси. Некисло кто-то наживается на белорусах продавая поддельную воду!
29.05.2017 в 21:24
Пью миргородскую и моршанскую с Украины вода супер, такая же как в ссср в аптеках продавалась.
16.07.2017 в 18:45
Понавозили в Беларусь какую-то липовую воду. Привкуса "Боржоми" нет совсем. А поначалу был. Или скважины 25, 41 выработаны. Они на всех бутылках в любом магазине. В любом случае деньги отдаем за фуфло.