Из жизни заставок для Windows: как иностранный эксперт инспектировал наш пивоваренный ячмень

 
33 850
23 июля 2015 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Когда-то у многих белорусских городков были собственные пивзаводы — заскорузлые и насквозь натуральные. Тамошним технологам никто не объяснил, что такое крафтовое пиво, они просто выпускали напиток, который надо было употребить за трое суток. А не то прокиснет. Потом многие пивзаводы вымерли, остались в основном крупные фирмы, которые пошли по пути концентрации производства. Наверное, такой и должна быть эволюция в этой отрасли. Нынче Heineken даже ячмень старается использовать собственный, специально выращенный. Пивовары предложили Onliner.by выехать в поля, проинспектировать, как «растет» пиво.

Основные компоненты пива — солод, хмель, дрожжи и вода. Солод делают из пророщенных зерен ячменя. Как поживает этот ячмень, мы и едем смотреть.

В 2008 году Heineken запустила программу по выращиванию в Беларуси пивоваренного ячменя — с такими параметрами зерна, которые нужны пивоварам. С тех пор под пивные надобности выделены поля в хозяйствах Гомельской и Могилевской областей.

Направляемся в сельхозпредприятие «Жиличи» недалеко от Бобруйска. Здесь уже не первый год «растят» пиво. Мы будто в заставке для старой ОС Windows. Но в этих пасторалях не все так просто и красиво.

Помимо представителей компании, в машине находится и эксперт из Бельгии Роберт Персон. Именно он курирует ячменные поля пивоваров, причем не только в Беларуси. Вообще-то, такие инспекции — процедура рутинная, обычно она не выставляется напоказ. Тем интереснее.

В Беларуси Heineken выращивает три сорта ячменя, адаптированные под местные условия. Ну как адаптированные… Как выясняется, сейчас такой климат, что все надо адаптировать заново.

Там, где мы видим просто золото на голубом, Персон явно видит что-то другое. Внешняя красота не способна обмануть эксперта. Он ушел в поле, что-то там рвет, мнет в пальцах. Возвращается с мрачным видом.

Стоя по колено в золоте, бельгиец горестно смотрит на добытые корешки. Корешки жалобно смотрят на бельгийца.

— Они должны быть длиннее и более разветвленные, — огорчен эксперт. — Кроме того, каждое семя должно давать минимум десять побегов, а мы видим только один. В нормальном колосе этого сорта минимум 30 зерен, а здесь их в несколько раз меньше… Растениям просто не хватило влаги. Но это не потому, что местные специалисты что-то сделали неправильно. Похожие проблемы и на полях Индии, и в Мексике. Агроном ведь не может контролировать погодные условия. Полагаю, выход — в создании локального сорта, более устойчивого к засухе.

К слову, такая адаптация растений — особая тема для Heineken. Здесь говорят о необходимости целой госпрограммы. Не исключено, что к решению проблемы пивоваров мог бы подключиться гомельский Институт радиологии, который давно занимается созданием «тропических» сортов для Беларуси.

Для аграриев тоже не все просто. С одной стороны, заказ пивоваров — это гарантированный доход. С другой — возни с пивоваренным ячменем больше, чем, к примеру, с фуражным. Надо выдерживать определенный уровень белка в зерне, не переборщить с минеральными удобрениями в погоне за объемами… Урожайность пивного ячменя по определению ниже, хотя и сто́ит он дороже. В прошлом году рентабельность этой культуры для «Жиличей» составила 25%. Как будет в этом (с учетом засухи), пока непонятно.

Агроном-семеновод КСУП «Жиличи» Николай Корольков говорит, что ячменем на этих землях занимались еще тогда, когда мало кто здесь подозревал о существовании фирмы Heineken. Так чем не угодил исконный советский ячмень? Из чего-то же у нас всю жизнь делали пиво!

— В прежних сортах содержание белка часто было завышено, а это важно для пивоварения, — объясняет Корольков. — Теперь мы выращиваем специально выведенный сорт «Кангу», в нем все в пределах нормы.

Роберт Персон ответ на тот же вопрос старается сформулировать дипломатично:

— Я приехал в Беларусь семь лет назад и увидел здесь неплохие сорта. Но Heineken требует несколько другие параметры зерна для получения солода.

На втором поле результат получше: оно расположено в низине, растениям досталось больше влаги.

Но это тоже не предел мечтаний Персона. Корешки покудрявей, хотя колосья лишь по колено, а должны быть раза в два выше.

В компании напоминают, что, помимо прочего, для белорусских растениеводов это полезная практика с доступом к опыту международных экспертов. Роберт Персон полагает, что белорусским аграриям (равно как и всем прочим) еще есть куда развиваться в технологическом плане:

— Кое-что можно было бы сделать лучше. Например, на тех полях, что мы видели, зерно должно было лежать на несколько сантиметров глубже в грунте. Это позволило бы добиться более высокой плотности посевов…

Подобные замечания — служебная обязанность эксперта. Для растениеводов будет сделан более подробный разбор полетов, чтобы получить максимум возможного в следующем сезоне.

Как бы то ни было, «благодаря» погоде в этом году урожай пивоваренного ячменя окажется процентов на 20—30 ниже прошлогоднего. В Бобруйске успокаивают: будем с пивом. Говорят, что белорусский Heineken без качественного зерна в любом случае не останется, недостающее будут закупать у других производителей.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by