Кто победит на «Евровидении»? Профессор, менеджер, ведущая и хардкор-музыкант оценивают финалистов конкурса

 
21 042
23 мая 2015 в 8:41
Автор: Александр Чернухо. Фото: Владислав Борисевич

Споры вокруг «Евровидения» не прекращаются, а букмекеры принимают последние ставки. Уже сегодня в Вене назовут победителя досрочно завершившегося для белорусов конкурса. А накануне финала фокус-группа Onliner.by посмотрела выступления всех стран-участниц и сделала свой прогноз.

Нашу фокус-группу мы собрали из людей с разными музыкальными предпочтениями, чтобы итог не получился слишком предсказуемым. Участники «смотра-конкурса» работают в разных сферах.

Владимир Васильевич — член Белорусского союза композиторов, профессор, в прошлом — заведующий кафедрой композиции Белорусской государственной академии музыки.

Алеся — выпускница Белорусской государственной академии музыки, но работает менеджером по рекламе.

Вика — ведущая спортивной передачи на одном из белорусских телеканалов.

Руслан — вокалист культовой минской хардкор-группы.

Словения

Руслан (Р.): Группа ABBA. Очень похоже.

Вика (В.): Очень специфический тембр. Песня странная.

Р.: Вполне стандартная песня, ничего необычного.

В.: Давайте дальше!

Франция

В.: Странный номер. Хорошая композиция, а девушка абсолютно невыразительная.

— Она внешне тебе не нравится?

В.: Да, выглядит как-то…

Владимир Васильевич (Вл.): Очень хороший голос у девушки. И ничто в выступлении не отвлекает от песни — здесь ставка на исполнение.

Алеся (А.): Да, но образ никак не соответствует композиции. Действительно странно выглядит. «Евровидение» — это же шоу!

Израиль

В.: Ой, а ему точно 16 лет? Может, соврали?

А.: Начало как у Джастина Тимберлейка.

В.: Точно!

Вл.: А вот уже восточные мотивы начались. Теперь видно, что это Израиль. Поет хорошо.

Р.: Я ни одной такой песни до конца не дослушал. По мне, они все на одно лицо. А вообще, похож на Диму Билана, который не ходит в тренажерный зал.

Эстония

— А это одни из фаворитов нынешнего «Евровидения».

В.: Ха, это Пол Маккартни?

Р.: Прикольные тени за ними. Такая эстетика Тарантино, смешанная с американскими комиксами. И песня вроде ничего.

В.: Только парень какой-то безжизненный.

А.: Он просто ее не любит!

Вл.: Да, хорошая песня по исполнению и подаче. Мне она понравилась. И для «Евровидения» не совсем стандартная.

Великобритания

Р.: У британцев столько крутой музыки. А это что? Очень стандартная песня.

Вл.: Вот тут я с вами согласен. Вроде и придраться особо не к чему, но и хвалить не за что. Проходной номер.

А.: Давайте дальше. Могли бы что-нибудь получше придумать для «Евровидения»!

Армения

В.: Ой, а может сразу пропустим? Нудятина какая-то.

А.: Видно, что здесь была неплохая задумка, но они ее совсем не воплотили. Номер скучный, шоу не дотягивает.

Литва

Р.: А вот это уже интересно. Я просто знаю, что в Литве с поп-музыкой совсем туго. Как и в Польше. Поэтому сейчас посмотрим, что у них получилось.

А.: Как девочка на Кайли Миноуг похожа!

Вл.: Я перед нашей встречей смотрел клип на эту композицию. И мне понравилось. А вот в живом исполнении тускло звучит песня, чего-то в ней не хватает. Не цепляет.

Р.: Да нормально для Литвы! Эту песню можно в какой-нибудь американский фильм саундтреком ставить, там она хорошо будет звучать. На уровне.

Сербия

В.: Ого какая!

А.: О, а вот это уже элемент эпатажа, шоу.

Р.: Такое ощущение, что они попросили оперную певицу поехать на «Евровидение». Мол, вот тебе ноты, партия попроще, чем ты обычно поешь, — выступай!

Вл.: Знаете, вот когда она начала петь, я как-то скептически слушал. А теперь нравится! Очень хороший номер. Ставлю ему жирный плюс.

Норвегия

— Когда-нибудь Норвегия все же отправит на «Евровидение» блэк-метал-группу.

Р.: Вот это было бы круто!

В.: Ой, как этот парень мне не нравится.

А.: Зато смотри, какая девушка интересная. Послушай, какой у нее голос!

В.: Да-а, так уже намного лучше!

Р.: А по мне, стандартная песня. Таких очень много, и эта ничем не выделяется.

Вл.: Соглашусь. Исполнители хорошие, профессиональные. Аранжировка в порядке. Но это можно сказать про всех конкурсантов: они примерно на одном уровне. А норвежцы не яркие.

Швеция

— А вот и главный фаворит «Евровидения». Девочки, готовьтесь!

В.: Ну, как-то внешне не то чтобы супер. Чем-то мне вокалиста Maroon 5 напомнил.

А.: Зато какой номер. Вот это как раз формат «Евровидения» — шоу, зрелище.

Р.: И песня у него модная. Для дискачей и танцполов. Она там нормально будет прокачивать.

В.: Ой, как красиво! Супер!

А.: А в песне намешано всего: и Depeche Mode в начале, и танцевальная электроника. Она, конечно, мне не очень нравится. Но за нее будут голосовать, потому что номер очень зрелищный. То, что нужно.

Вл.: Да, вот этого парня я, пожалуй, тоже отмечу. Сильный номер — его интересно смотреть.

Кипр

В.: Дальше будет веселее?

А.: Похоже, что нет. А давайте следующую песню!

Австралия

— А вот новичок этого года — австралиец.

Вл.: Хорошие вокальные данные. Жалко, что нет возможности оценить его уже на сцене «Евровидения». Но это вроде тоже живое исполнение, и он нормально справляется.

Р.: Песня нормальная, будет играть на радио без проблем.

А.: Да, будет. Но это точно не песня победителя «Евровидения». Не дотягивает.

Бельгия

А.: О, вот этот номер очень интересный. Необычная песня, все очень гармонично сочетается.

Р.: Да, мне даже понравилось.

В.: И парень с искрой. Правда, чем-то напоминает мне главного героя фильма «Один дома».

— Мы гадаем, ломался ли у него голос. Владимир Васильевич, как думаете?

Вл.: В его возрасте ломка должна была уже закончиться. Думаю, это просто тембр. А вот композиция хороша! Здесь очень много мелких нюансов, на которые акцент не делается, но они придают изюминку. Отмечу для себя этого парня.

Австрия

— Австрия на правах хозяйки «Евровидения» не участвовала в полуфинале. Вот последователь Кончиты Вурст.

Р.: Ну и тягомотина.

В.: Песня вроде нормальная, но как будто группа не на «Евровидении» выступает, а дает где-то в баре концерт. Может, промотаем?

Греция

Р.: Ну, здесь главное достоинство — это не песня и не номер.

В.: Декольте что надо!

Вл.: А песня проходная абсолютно. Не за что зацепиться.

Р.: Мне кажется, что нужно сделать отдельный фестиваль для девочек, которые любят лить слезы. И пускай вот там поют эти песни. Думаю, фестиваль будет пользоваться успехом.

А.: А это идея!

Черногория

В.: Я никогда не была в Черногории.

— Шутят, что это местный Стас Михайлов.

А.: А что, похож!

Р.: Ему бы контракт с Меладзе подписать. Думаю, они бы сработались. Может, к припеву будет лучше?

Вл.: Нет, лучше не стало. Давайте следующий номер смотреть.

Германия

Вл.: Хорошая песня. Чем-то она мне напомнила победительницу «Евровидения-2010».

В.: Лену Майер-Лаудрут?

Вл.: Да, точно. Только та совсем простая была. Я даже удивился, что этот номер победил. Здесь все же поинтереснее.

Р.: Германия априори не может сделать плохо. У них культура на очень высоком уровне.

А.: Но опять же… Это не песня победителя «Евровидения».

Польша

Р.: О, а вот и Польша. Интересно, что они придумали?

А.: Девушка в инвалидном кресле. Как я не люблю такие спекуляции. Понятно, что все имеют право петь и выступать. Но представлять страну на «Евровидении»… Как-то это отдает дешевым пиаром.

Вл.: Да, если бы песня еще была яркая… А эта совсем обычная и ничем не запоминается.

В.: Непонятно, за счет чего она оказалась в финале. Ни номера, ни песни. Просто девушка в инвалидном кресле. Странно.

Латвия

Р.: Ей Aphex Twin аранжировку писал? Заморочились они, конечно, капитально.

В.: А мне очень нравится. Завораживает эта песня.

— Не складывается впечатление, что девушке трудно петь?

Вл.: Вы заметили, да? Я тоже слышу, что натужно поет. Есть такие нюансы.

А.: Песня хорошая, но мне кажется, что это не формат «Евровидения». Вот швед точно попал в струю: он поет для масс.

Румыния

А.: О, поют на родном языке. Это уже плюс.

Р.: Ха-ха-ха, парни с гитарами. Я думал, сейчас будет рок. А тут какая-то баллада. Не соответствует картинка содержанию песни — они смешно выглядят.

В.: Ой, я тоже заметила.

— Зато с чемоданами приехали.

Р.: Румыны ведь!

Испания

— Испанцы начнут сразу с финала, поэтому нам придется смотреть клип.

В.: Парень красивый.

Р.: А клип дешевый. Даже смешно его смотреть.

Вл.: Давайте дальше. Ничего интересного.

Венгрия

Вл.: Вот еще одна песня без номера. Но у француженки голос отличный и песня неплохая. Давайте припева дождемся.

Р.: Еще одна претендентка на фестиваль девочек, которые льют слезы.

В.: Скучно как!

Грузия

А.: Ничего себе! Образ нестандартный.

Р.: А это круто, мне нравится. Голос отличный.

Вл.: Да, поет хорошо. Грузия всегда славилась замечательными певцами.

А.: Вот это яркая песня. Ставлю ей плюс.

Азербайджан

А.: Почему белорусы не могут так сделать? Номер хорошо подготовлен, песня неплохая. Не супер, но на хорошем уровне. А у нас каждый год одно и то же.

Р.: Да, у нас не понимают, что нужно. Давно пора реформы в сфере культуры проводить, менять подход. А наши чиновники живут позавчерашним днем.

А.: Согласна. На «Евровидении» нужно ловить тонкую грань между актуальной, современной музыкой и вкусами массовой аудитории.

В.: Красивый номер. Мне понравился: выглядит очень атмосферно.

Россия

В.: А вот и Полина. Мне она очень нравится!

А.: Зачем она на английском поет? Этот акцент сразу слух режет.

Р.: Точно, лучше бы отправили пацанов с «Ягуаром», в трениках, врубили бы хард-бас. Это бы стебно смотрелось, колоритно. И страну бы показали.

Вл.: У девушки очень хороший голос, она поет замечательно. Но песня неудачная. Возможно, если бы для нее выбрали более яркую композицию, она бы была вне конкуренции.

В.: Да лучше бы взяли другую песню из репертуара Полины. Зачем вот эта? Мне она тоже не очень нравится. А сама Гагарина — молодец!

Албания

А.: Это она специально руки держит на диафрагме? Чтобы голос был сильнее?

Р.: Совсем неудачная песня.

Италия

— Еще одни фавориты — итальянцы. Они будут выступать последними.

Вл.: Я думал, что у парня будет голос повыше.

Р.: О, смотрите, это же сюжет из «Назад в будущее»!

А. и В.: А-а, Человек-паук!

В.: На самом деле ужасная песня. Кто угодно, но только не они.

А.: Мне тоже очень не нравится: вульгарно, безвкусно. Вообще никак.

Р.: Я у родителей дома находил кассеты с записями итальянских исполнителей — там было примерно то же самое. Но тем песням ведь не один десяток лет.

Вл.: Да, это точно не выигрышный вариант.

* * *

Руслан просит показать выступление группы из Финляндии. Девушки смотрят его с нескрываемым удивлением.

Р.: В Финляндии очень хорошая экономика, и люди могут позволить себе нигде не работать и кататься по миру, выступать на фестивалях. А пьют так, что нам и не снилось! Они «горят» постоянно. Если стало плохо — пошел в туалет, вернулся и пьет дальше. И это взрослые люди!

Вл.: Вот эта группа выделяется на общем фоне.

А.: Вопрос, для чего?

Р.: Знаете, для чего нужен панк-рок? Для того, чтобы угореть.

А.: Чтобы угорать, нужно быть полноценным человеком. Когда ты болеешь, слово «угар» звучит как злая шутка.

Р.: Я думаю, что этим ребятам гораздо прикольнее сыграть на «Евровидении», чем сидеть в больничке.

А.: Я просто не понимаю задумки в контексте этого конкурса.

Вл.: В музыке есть разные жанры, и все они имеют право на существование. Здесь вокалист честно поет свои три ноты, гитарист честно играет свои три ноты. Но мне, например, этого мало.

Р.: Вот поэтому они не прошли. Вопрос аранжировки. Если бы ребята могли сыграть что-то посложнее: с синкопами, брейкдаунами… Думаю, они бы были в финале.

— А как вы думаете, чего белорусам не хватило? Реально могли бы они выйти в финал с этой песней?

В.: Я как раз вчера с Юзари познакомилась. Очень хороший парень! Только в жизни он как-то полнее. А говорят еще, что камера полнит.

Р.: Песня как песня. Совсем ничего особенного. Вот с таким успехом могли белорусы выйти в финал, но за них не проголосовали, а проголосовали за кого-то другого.

Вл.: Я согласен, что на общем фоне эта песня совершенно не выделяется. «Евровидение» — это ведь шоу в первую очередь, а не конкурс. И с упором на это нужно и номер готовить. Если нет яркой песни или номера, то ты просто окажешься середнячком. Главное тут — не быть ниже определенной планки, чтобы потом стыдно не было.

В.: А девочка, которая играет на скрипке, какая-то испуганная.

* * *

Подводим итоги нашего просмотра. Фокус-группа отдает единогласное предпочтение Монсу Семерлеву из Швеции:

Вл.: Я не смотрел «Евровидение» последние несколько лет, и мне кажется, что уровень конкурса вырос во всех жанрах. Вспоминается, что раньше было много фальшивых нот, каких-то огрехов. А тут слушаешь, и вроде не к чему придраться: и аранжировки на уровне, и драматургия выстроена. Единственный критерий, по которому я могу здесь кого-то выделять, — это сочетание качества исполнения с шоу. Я выбрал для себя пять исполнителей: на первом месте — Швеция, на втором — Сербия, на третьем — Грузия, на четвертом — Бельгия, на пятом — Азербайджан. И не могу не выделить Францию. Это хорошая исполнительница, но, конечно, в рамках «Евровидения» ей ничего не светит.

Мне кажется, что здесь вообще не стоит преувеличивать значение голосования. Прежде всего это шоу. Любое массовое голосование проходит по принципу «нравится — не нравится». А это очень слабый критерий, и его результатом могут быть самые непредсказуемые последствия. Может победить исполнитель, на которого мы даже не обратили внимание.

Р.: Главный вопрос: для чего вообще проводится «Евровидение»? Наверное, для того, чтобы страны показали, что они представляют в культурном плане. Я вижу, что на этом шоу страны равняются друг на друга, подражают друг другу и топчутся на одном месте. Ни одна страна не показала свою культурную особенность. Я «Евровидение» никогда не смотрел и смотреть не буду: для меня этот конкурс не является показателем чего-то. Швеция, Грузия, Финляндия, Эстония, возможно, Бельгия — вот то, что мне понравилось. Но кто победит, я сказать не могу. Для меня это все однородная масса — то же, что крутят по радио.

А.: Я, как ни странно, смотрю «Евровидение» каждый год. Если делать музыку ради музыки, понятно, что никакой ценности этот конкурс не имеет. Но если речь идет о том, чтобы зарабатывать деньги, то на примере этого большого проекта можно увидеть, что сейчас едят массы. Меня в последнее время радует, что иногда среди всего этого безыдейного простреливает что-то действительно интересное. Яркий пример — Швеция. Это внешность человека, его подача, умеренность, хорошее визуальное шоу. Если человек талантлив, то он в любом случае заявит о себе: на «Евровидении», на «Рок-каранацыі»… Где угодно.

В.: Я в этом «Евровидении» нового для себя не увидела. Здесь нет чего-то, чтобы сказать «вау!». Конкурсантам нужно просто вливаться в струю, а в основном они в нее не вливаются. Но я рада, что посмотрела и послушала все это. Отметила для себя несколько исполнителей. Швеция — симпатичный парень, замечательная картинка, ненавязчивая песня, от которой, как говорит мой папа, не будет рака уха. Латвия, Грузия, Эстония и Россия мне тоже очень понравились — скачаю себе эти песни.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by

Автор: Александр Чернухо. Фото: Владислав Борисевич