63% европейцев считают белорусские товары качественными, а маркетинг — кустарным: «Жаль, что вкусная конфета продается в ужасной обертке»

 
29 557
304
05 мая 2015 в 13:00
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков

Литовское рекламное агентство Ad hunters baltics поделилось интересными результатами своего опроса с Onliner.by: 63% жителей ЕС, купивших белорусские товары, удивлены их высоким качеством. Одобрение европейцев заслужили несколько отечественных производителей — «Санта Бремор», «Савушкин», «Брест-Литовск», «Белита Витэкс», Conte, «Кристалл», «Зорка», «Марко», Belwest, «Атлант» и «Керамин». В опросе участвовали 724 жителя Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши и Германии. 

Как рассказал Onliner.by председатель правления группы рекламных агентств Ad hunters baltics, эксперт по маркетингу и общественным отношениям стран Балтии Кястутис Исакас, уже не первый год его компания работает в том числе и на белорусском рынке. Кястутис без колебаний ставит печальный диагноз белорусскому маркетингу.

«Очень жаль, что множество качественных белорусских вещей сейчас, по большому счету, продаются кустарным образом, — объясняет Onliner.by Кястутис. — Кто-то возит крема на рынки в Литву и Латвию. В нескольких местах есть белорусские торговые дома, но они работают очень странным образом. Там нет ни нормальных полок, ни интерьера, ни отделки... Понимаете, конфета может быть очень вкусной, но, если она продается в плохой обертке, ее никто не будет покупать. И наоборот, весьма средняя, но хорошо разрекламированная конфета в очень привлекательной обертке будет пользоваться большим спросом. Белорусские товары качественные, но, на мой взгляд, им очень не хватает хорошей обертки. Я сам многие вещи для дома покупаю в Беларуси и привожу в Латвию. У меня чайник „Атлант“ работает четыре года без всяких проблем, от Tefal не отличишь. А стоит намного дешевле. Проблема в том, что маркетинг белорусских предприятий находится не на должном уровне».

«Граждане стран Евросоюза, которые при посещении Беларуси приобрели товары местного производства, отметили, что белорусские товары обладают высоким качеством. В первую очередь иностранцам понравились продукты питания — молочные, мясные и хлебобулочные изделия, соки, алкогольные напитки, минеральные воды, пиво. Особенно европейцы отметили продукцию „Санта Бремор“, „Савушкин“, „Брест-Литовск“. Из других областей были выделены товары ювелирных заводов „Кристалл“ и „Зорка“, обувных фабрик „Марко“ и Belwest, косметика и бытовая химия завода „Белита Витэкс“, колготки и чулки Conte, бытовая техника „Атлант“, в частности холодильники и стиральные машины, плитка и сантехника „Керамин“. Респонденты подчеркивают натуральность, когда речь идет о продуктах питания или косметике. По оценкам жителей Евросоюза, большинство продукции белорусских предприятий могли бы успешно продаваться на европейском рынке. Зачастую белорусским товарам не хватает маркетинга и рекламы, чтобы они были грамотно представлены как менеджерам торговых сетей, так и конечным потребителям. Это связано и с тем, что в странах Евросоюза информация о Беларуси в целом подается достаточно однобоко, и зачастую говорится только о ее проблемах, но не об успехах. Чувствуется, что государственные институции, отвечающие за образ страны, не уделяют достаточного внимания общественным отношениям за рубежом, не делают этого на должном уровне и коммерческие структуры. Вопросы сертификации можно решить, но без продвижения и вложения средств в маркетинг здесь не обойтись. Экспортный потенциал предприятий Беларуси огромен, и фактически он не используется должным образом», — говорит глава Ad hunters baltics.

По мнению эксперта, экспорт белорусских товаров заточен исключительно под Россию и Казахстан.

«Несомненно, это огромные рынки. Но экономический кризис четко показал, что нужна диверсификация экспортных рынков. От этого белорусские производители только выиграют. Во-первых, в страну пойдет валютная выручка, во-вторых, не будет зависимости от одного рынка. Но подходить к экспорту в Европу надо серьезно. Не хватает просто завезти товар и думать, что он просто пойдет. Нужна грамотная программа  маркетинга в Литве, Латвии, Польше, Германии и других государствах Евросоюза, что могло бы не только увеличить объемы продаж белорусских товаров, но и укрепить образ Беларуси в целом как современного государства, стать катализатором для увеличения иностранных инвестиций. Увы, на данный момент  белорусские товары продаются в основном одиночными челноками на рынках Литвы и Латвии, а также с рук.  Приятное исключение — сеть обувных магазинов Belwest  в Латвии, но и ей недостает рекламы», — убежден Кястутис Исакас.

Автор: Полина Шумицкая. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ