Чем Беларусь удивила мир. Репортаж Onliner.by из Милана, где стартовала крупнейшая выставка достижений стран — «Экспо-2015»

 
04 мая 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич

1 мая в Милане начала работу самая крутая выставка в мире — «Экспо-2015». Мероприятие проходит раз в пять лет и сравнимо по уровню интереса публики с мундиалем и Олимпиадой. По сути, это и есть чемпионат мира среди стран. Государства строят свои павильоны, показывают технические достижения, стараются удивить планету. В нынешней «Экспо» полноценное участие принимает и Беларусь. Чтобы посмотреть на то, как наша страна выглядит на фоне остальных, корреспонденты Onliner.by отправились в Италию. В нескольких репортажах мы подробно расскажем про «Экспо», а еще — о жизни белорусов, переехавших в Милан, о современной и исторической архитектуре города, нюансах шопинга, европейских модниках и модницах. Сегодня — первый материал — о кусочке европейской Беларуси, которую можно увидеть только за рубежом.

В «Экспо», которая на этот раз проходит под девизом «Накормить планету. Энергия для жизни», участвует более 140 стран. Масштаб выставки впечатляет. Огромная аллея, вокруг которой выстроены павильоны, похожа на взлетно-посадочную полосу.

Шум, гам, веселье, тысячи артистов в национальных одеждах: там танцуют зажигательные бразильянки, тут бьют в барабаны ребята из Израиля. Мы идем по этому бурлящему проспекту, смотрим, раскрыв рты, по сторонам и вдруг слышим, что кто-то заводит в стороне: «Ясноглазые, светло-русые, белорусы мы…»

У зеленого холма припарковался красный трактор — значит, точно наши. Нашли.

У каждого павильона на выставке есть концепция, которая звучит умно и красиво. Наш, по замыслу проектировавших его людей, демонстрирует основные богатства белорусской земли: хлеб, соль и воду. Проект назвали «Колам жыцця». В центре экспозиции — здоровенное колесо водяной мельницы, которое хотели сделать вращающимся, но из-за норм безопасности не вышло. Колесо, тем не менее, все равно получилось ярким, привлекает внимание сотен зевак, которые делают на его фоне фотографии.

Задумка
И реализация
Павильон выглядит очень компактным. И необычным — похож, как отмечают почти все, на жилище хоббитов

Под колесом, разделяющим павильон на две части, проложена дорожка, которая должна символизировать русло реки. Визуально все это выглядит весьма неплохо. Модный трактор на входе полюбили китайцы. Несколько десятков тысяч селфи на его фоне будет сделано уже к концу месяца. Может быть, кто-то даже попытается его купить.

В одной из частей павильона расположены ресторан, сувенирный магазин и «переговорка». Вторую (основную) 1 мая открыть не успели. Здесь при активном участии «Горизонта» установлено мультимедийное оборудование: мониторы и тач-панели. На них будут крутить ролики, выводить световые проекции о стране и ее сельскохозяйственных достижениях. Нас заверили: эта часть павильона откроется вот-вот. А что не успели — так некоторые страны и вовсе процесс подготовки к «Экспо» завалили и в первые дни свои экспозиции открыть не смогли.

* * *

Чем может гордиться Беларусь, что ей не стыдно показать миру? Судя по нашему павильону, это зефир «Бобруйский», шоколад «Аленка», зубровка, водка, селедка и морская капуста. Селедку «Матиас» продают по €4, капусту — по €3,5. На витринах вскоре должна появиться продукция от «Савушкина продукта» и некоторых других предприятий. На самом деле, говорят члены белорусской делегации, вопрос усложнился тем, что выставка проходит в ЕС и привести сюда можно только сертифицированные для европейского рынка товары. Да и итальянцы с организацией напортачили. В общем, что получилось, то и выставили.

Необычные магниты — вот здесь никакой иронии. Будут пользоваться спросом.

Что символизируют матрешки на стенде Беларуси, мы так и не разобрались.

Отличный ресторан со стильными интерьерами. Здесь будут работать как итальянские, так и белорусские повара. Обещают около 20 видов горячих блюд.

На выставке работают красивые девушки.

А еще в белорусском павильоне есть бесплатный и довольно шустрый Wi-Fi без необходимости показывать кому-либо паспорт. Интернет на «Экспо» имеется, но не очень качественный, а у нас поставили собственную точку. Вот она — та самая Беларусь из телевизора, в которой так хотелось бы жить!

* * *

Открывать белорусский павильон приехал вице-премьер Михаил Русый. В пиджаке и галстуке, как полагается, но держался не так сурово, как принято держаться высоким чиновникам у нас: улыбался, шутил. Европейский воздух делает свое дело.

После того как артисты спели несколько песен, заместитель премьер-министра сказал краткую речь: о том, что в Беларуси полностью решена проблема продовольственной безопасности, что мы даже делимся излишками продукции с другими.

— Хочется, чтобы главным итогом выставки стал такой: в мире не останется ни одного человека, который хотел бы кушать, — резюмировал Русый.

Когда перерезали красную ленточку, всем желающим наливали шампанское и дали на пробу холодник.

— Ну и как вам Беларусь? Что скажете? — приставали мы с вопросами к зашедшим на фуршет иностранцам.

— Очень круто, — улыбались они в ответ. — Кстати, а где находится ваша страна?

* * *

Пожалуй, в этом и есть главный смысл «Экспо» — презентовать страну так, чтобы подобных вопросов не возникало. В интерпретации официальной это звучит следующим образом: участие в выставке «будет способствовать формированию и укреплению позитивного международного имиджа Беларуси как динамично развивающегося и социально ориентированного государства».

Во время «Экспо» будут проходить семинары, встречи, запланирована деловая программа — возможно, и какие-нибудь инвесторы заглянут к нам на холодник. Точная стоимость банкета не афишировалась, но ранее на одной из пресс-конференций дипломаты называли цифру в €4,5 млн. Правда, с оговоркой: это не только государственные средства, но и частные. Стоит ли имидж таких денег, рассуждать не беремся. Для примера: от участия в «Экспо» чуть ли не в последний момент отказалась Латвия. Власти мотивировали это непропорционально большими расходами и неясными бизнес-перспективами. Наши, наоборот, говорят так: если учитывать продолжительность выставки (а это шесть месяцев), стоимость участия совсем не велика.

После окончания «Экспо» белорусский павильон придется разобрать — таковы условия организаторов. Везти в Минск его дорого, что сделают с колесом, пока не ясно. Продолжительность жизни «европейской Беларуси», увы, ограничена шестью месяцами

* * *

Если чиновники рассуждают о масштабных величинах, то для миллионов посетителей «Экспо» это в первую очередь шоу и уникальная возможность отправиться в кругосветное путешествие, потратив всего лишь €30—40 на билет (на Faсebook продают и по €25). Только что ты фотографировался с белорусским трактором, а вот уже попал в футуристический павильон Малайзии. А потом к испанцам — поглазеть на хамон. К британцам — удивиться необычности их инсталляции. Пару шагов — и ты уже в Катаре, пробуешь местную экзотическую еду. Не сказать чтобы белорусское «колесо» на этом фоне выглядело бледно (вполне даже наоборот), но и денег мы потратили в разы меньше, чем, к примеру, Азербайджан.

Соседи из Литвы: павильон находится рядом с нашим. Снаружи ничего примечательного, стандартный «кубик», интереса к нему явно меньше, чем к белорусскому. Зато литовцы уже в первый день устроили бесплатную дегустацию сыра.

Еще одни наши соседи по выставке — Малайзия. У них типичный для «Экспо» павильон: модный, инновационный, притягивающий внимание.

Огромный амбар-ангар построили поляки. На крыше — симпатичный садик. А внутри — практически одни яблоки в ящиках. Но, вероятно, экспозицию еще дополнят.

Россияне, как водится, подошли к вопросу с размахом и устроили внутри своего павильона огромную лабораторию. Россия и Беларусь на «Экспо» дружат семьями: делегации ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и любезностями.

О японском хай-теке и павильонах других стран — в следующем репортаже

* * *

Нынешняя «Экспо» посвящена теме продовольствия. Посетителям напоминают, что каждую минуту в мире умирают от голода дети, что недоедает Африка. Все эти плакатные лозунги, конечно, мало трогают зевак, делающих селфи на фоне супердорогих павильонов-дворцов. Старая как мир история — сытые будут богатеть, нищие будут голодать, ведь так устроен мир.

У самих итальянцев отношение к «Экспо» неоднозначное. На сотнях миланских зданий, на витринах бутиков и автобусных остановках каждый день появляются надписи «No Expo». 1 мая в городе были беспорядки. Причин для недовольства несколько. Во-первых, мало заплатили строителям, которые участвовали в возведении этого супергорода. Во-вторых, в Италии не любят чиновников, не верят в их честность, считают, что огромные суммы, выделенные на подготовку к главному событию пятилетки, были разворованы. «Зачем эта показуха посреди кризиса?» — задаются вопросом трудящиеся. Но много и тех, кто фактом проведения глобальной выставки в родном городе гордится.

Чемпионат мира по показухе? Пускай будет так, говорят они. Но ведь государство по своей сути и есть огромный аппарат по созданию миражей. Что в Беларуси, что в Италии, что в Малайзии. И этими миражами иногда чертовски приятно любоваться!

Детальный репортаж о том, как устроена «Экспо», что показывают развитые страны, какие технологии применяют в сельском хозяйстве, чем интересна новая американская концепция food.2.0 (а также о многом-многом другом), мы опубликуем в ближайшее время. Не пропустите!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by

Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич