В редакцию Onliner.by позвонил минчанин Игорь, который утверждает, что на днях с трудом купил жетончик в метро. Проблема не новая: в Беларуси ходят крупные купюры, а сдачи на всех не хватает.
— Утром зашел в вестибюль станции метро «Партизанская», — рассказал Игорь. — Карточки с собой не было, а в кошельке лежало только пару 200-тысячных банкнот. Протянул одну из них кассиру, а та покрутила головой — мол, сдачи нет. Меня это задело. Разве это не проблемы метрополитена? Женщина начала говорить что-то о том, что по законодательству у них не может быть утром большого количества мелочи, что все сейчас ходят с крупными купюрами и что проблемы кассиров никого не волнуют. Спросил — так как мне зайти в метро? Она лишь покрутила головой и ткнула пальцем в стопку тысячных купюр — мол, если так уж хочешь, попробую отсчитать. Ладно. Вышел, нашел работающую торговую точку, разменял. Потратил несколько минут — ничего страшного. Но если в метро действительно проблема с «разменкой», пусть объявляют об этом по громкой связи, как-то предупреждают. Ведь что, допустим, делать, если ты едешь первым поездом, а вокруг все закрыто и деньги не «разбить»?
Ситуацию прокомментировал пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Кузьмин:
— То, что у нас нет сдачи с крупных купюр, конечно, наши проблемы. Ограничивать людей мы не имеем права, таких документов нет и быть не может. Но ведь в автобусах часто объявляют, что при покупке талонов у водителя лучше рассчитываться купюрами номиналом в 10 и 20 тыс. — и это никого не удивляет. И нам бы хотелось, чтобы люди думали не только о себе, но и о работе кассиров, если это возможно, имели в кошельке мелкие купюры. В любом случае, повторюсь: отказывать гражданину в продаже жетона только лишь потому, что у него купюра в 200 000, неправильно.
Стоит сказать, что проблемы с мелочью то и дело возникают в разных организациях. К примеру, в конце прошлого года в некоторых магазинах Полоцка и Новополоцка людей предупреждали по громкой связи об «остром дефиците мелких купюр» и просили рассчитываться картой. Торговцы после пояснили: «„Разменка“ стала очень дорогой, а банки берут за нее большие деньги».
Что касается транспорта, то отказ выдавать сдачу действительно является нарушением. О типичной истории мы рассказывали в мае прошлого года. Минчанин Константин утром ехал на работу. Сел в маршрутное такси Шабаны — Малиновка, протянул водителю купюру в 100 000 рублей (мельче не было) для оплаты. Но тот везти его отказался. Гражданин обратился в Транспортную инспекцию. Маршрутчика в итоге привлекли к административной ответственности — оштрафовали на 75 тыс. рублей.