«Какой самый дорогой? Вот чай, который в рознице мог бы стоить около 50 млн за кило», — Андрей высыпает в тарелку горку сухих лепестков. Наверное, от понимания цены напитка опьянение должно быть не хуже, чем от дорогого алкоголя. Однако молодые люди, которые приходят и просят «чай для расслабления», ждут конкретного, а не вымышленного результата. Возможен ли он? Представляем вам репортаж из «Чайной комнаты».
История открытия «Чайной комнаты», которая работает в Минске вот уже полгода, по-своему любопытна. Еще полтора года назад здесь был ничей подвал. Потом появились ребята, решившие открыть антикафе. Дело не пошло. Помаявшись, антикафе закрыли. Зато открыли «антикофе» — так ведь можно назвать точку, где в прайсе один сплошной чай?
Когда выбор чаев огромен и цена за 100 граммов разнится от 70 тыс. до 950 тыс., невольно начинаешь вспоминать о чудодейственных свойствах напитка и красивых ритуалах — всем том, что несовместимо с лимоном, бутербродом и на бегу.
— Сколько в Минске чайных? Несколько, — спрашивает и отвечает Андрей. — Учитывая, что мы не только дегустируем, но и продаем, почти все покупатели приходят с вопросами. У каждого своя ситуация: не могу заснуть, не могу проснуться, нужен чай для экзамена, нужен чай для расслабления.
Ниже коснемся чайной философии и займемся поиском сорта «для экзаменов». Пока же о расслаблении. Люди, никогда не увлекавшиеся чаем глубже чтения ярлычков на пакетиках, послушали Басту и Гуфа. Песня — творческое произведение, но при желании из контекста вырываются следующие мысли: пуэр похож на амфетамин, чай Те Гуань Инь — «как планчик», а Да Хун Пао — мечта каждого чайного пьяницы.
Вот, кстати, эти чаи (в порядке упоминания в песне).
Андрей, вспоминая о песне и потоке клиентов после нее, едва сдерживает улыбку.
— Это просто чай. Те Гуань Инь — светлый, с цветочными нотками. Да, он дает легкое ощущение эйфории, но точно так же трогает грустный фильм или заряжает эмоциями какой-нибудь мотивирующий. Да Хун Пао — тот же улун, но с более терпким вкусом. С ним вообще связана куча легенд. Например, история про обезьянок в красных халатах.
История про обезьянок в красных халатах
Чай Да Хун Пао растет высоко в горах, на утесах. Поэтому для того, чтобы его возделывать, людям приходилось рисковать жизнью, а иногда сбор и вовсе был невозможен. Мудрые китайцы нашли выход из ситуации: за чаем снарядили небольших обезьянок с маленькими рюкзачками из бамбука. А чтобы они не терялись и были заметны, обезьянок нарядили в красные халаты. С тех пор чай называется Да Хун Пао, чтобы в переводе означает «большой красный халат».
— Ну бред же, — подытоживает Андрей. — Сейчас Да Хун Пао уже даже не чай, а название собирательного бренда. Под ним можно найти разные чаи в разных регионах китайской провинции Фуцзянь. Самый правильный Да Хун Пао растет и производится только в заповеднике Уи Шань. Все, что в пределах 150 километров от заповедника, еще можно назвать Да Хун Пао. Все, что дальше, — уже только лишь название без сути.
Модный пуэр
Пуэр тоже окутан тайнами и легендами. Необычный вид и запах чая подтверждает легенду, что пуэр готовится в земле.
— Ни в какой земле он не готовится, — разгоняет туман Андрей. — Этот чай, в принципе, появился в середине семидесятых. Вернее, пуэр был, но он был зеленым, в переводе с китайского — «сырым». Тема земли родилась с появлением ферментированного пуэра. Как он делается? На бетонный пол помещения насыпается горы зеленого чая, смачиваются водой и накрываются тканью. По-научному такой метод называется влажным скирдованием. Нужно только следить за влажностью кучи, потому что чай начинает разогреваться изнутри и сохнуть. В результате за месяц в чае происходят необратимые процессы ферментации. Его остается спрессовать — и можно продавать. Все легенды о 15-летних пуэрах — чаще всего маркетинговая уловка. За годы изменения в его составе не очень значительны, достаточно дать чаю «отдохнуть» полгода-год. Какие ощущения он дарит? Одних бодрит, других расслабляет, но только как фон вашего собственного настроения, а не как таблетка.
«Я рад за людей, которые заваривают чай в кружке: они постигли суть чая»
В «Чайной комнате» царит расслабон. Люди сидят с термосами воды и безо всякой закуски пробуют разные чаи. Андрей говорит, что не принципиально, как заваривать чай, главное — делать это со смыслом.
— Можно ли заливать чай кипятком прямо в кружке? Можно, конечно. Я радуюсь за таких людей: они поняли суть, а не ищут нефритовую чашку, не глотают из нее Те Гуан Инь и не созерцают мир через окно с мыслями о собственной крутости, — Андрей в меру ироничен.
Попытаемся уловить смысл. Для этого нам понадобится чайный стол, термос с горячей водой и несколько чашек.
— Будем заваривать габа-чай. Я считаю, что это отличный напиток для горожанина, он очень полезен, — советует Андрей. — Перед экзаменами — то, что нужно.
Габа — это не сорт, а способ приготовления и одновременно английская аббревиатура гамма-аминомасляной кислоты. Информации о ней много, степень ее достоверности мы не проверяли. Особенно высоко содержание кислоты в улунах (в разы больше, чем в остальных сортах чая). Листья чая помещают в барокамеры, закачивают вместо воздуха азот, поднимают температуру и давление — так под действием этих факторов из одной аминокислоты в чайном листе получается габа-кислота, которая после этого отлично растворяется в воде.
— Тема воды для чая на самом деле важная, а процесс поиска всегда интересен. Но я уже нашел свой вариант и успокоился. Меня устраивает вода из бутылей, а дома — обычный кувшин с фильтром. Единственное, что я настоятельно рекомендую: не кипятите воду дважды и выключайте электрочайник сразу, как только пойдут пузыри. Черный чай (любители чая называют его правильнее — красный) можно заливать кипятком, для заваривания зеленого пусть чайник немного остынет.
На доске, помимо утилитарных предметов, — пузатый китаец Федор. Андрей периодически поливает его водой и чаем — Федору нравится, он буквально просветляется. Это работает термокраска.
— Доска — территория Федора. Это атрибут культуры. Вокруг доски можно собраться компанией, общаться, смотреть, как льется вода, и то испытывать от чая приступы веселья, то погружаться в себя.
Снова и снова (6—7 раз) чай заливается водой из термоса, переливается в стеклянный сосуд для смешивания, а оттуда — по чашкам. При этом воду на доску можно проливать, и это почему-то радует и успокаивает.
Для пуэра процедура та же, но заваривается он в глиняном чайнике с толстыми стенками.
— Пуэр любит тепло, а глина лучше сохраняет его, чем стекло или фарфор, — объясняет Андрей. — Вообще, кроме песни Гуфа, я не вижу причин, по которым пуэр стал настолько популярным, круче наболевших «чизкейка с латте». Думаю, что дело в его необычном запоминающемся вкусе и действии на организм. В Китае его бум был десять лет назад.
Глядя на все эти процедуры, задаемся вопросом: у наших родителей была другая культура чаепития или это был век чайного невежества?
— Мне кажется, у нас тоже культура: самовары, маленькие чайники для заварки. Но больше всего по ней ударили чайные пакетики, — считает Андрей.
Ради интереса завариваем в правильной по качеству и температуре воде пакетик популярного производителя. Что скажет наш эксперт?
— Нормальный чай по вкусу, но не более того. Нет послевкусия, «игры», — впрочем, Андрей сразу оговаривается, что этого и не нужно. — Каждому свое. Я люблю кофе 3 в 1, а кто-то пьет капучино. Такой чай можно пить быстро или на улице, чтобы согреться. Для компаний и дегустаций он едва ли подойдет. Ну и вопрос полезности такого чая мне кажется спорным.
К Андрею люди приходят за решением своих проблем. А если возвращаются, то часто с новой философией и взглядами на чай. Не как на напиток, а как на повод для новых ощущений.
— Мне кажется, что чай становится все более популярным среди молодежи. Многим моим ровесникам надоело однообразие — алкоголь и ночные веселья. Вместо этого у нас есть и шоу с водой, и новый формат вечеринок, где решающее место отведено дружескому общению и концентрации внимания. Да и отдыхаешь в такой атмосфере гораздо лучше. За чаем легко усмирить рой своих мыслей и наконец начать управлять ими самому.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by