20 лет назад Александр Пикуза совершил неожиданный жизненный вираж: из успешного инженера-строителя, руководителя крупного предприятия взял да переквалифицировался в фермера. Приобрел землю, завел хозяйство. По мере накопления опыта на его подворье появлялись то кролики, то норки, то шиншиллы… Наконец, дошло дело и до откровенной экзотики — африканских страусов. О том, как удается выращивать в наших условиях птиц, чья родина там, где солнце, пески и зной, и какие с этого можно получать дивиденды, — в нашем репортаже.
— А куда они зимой голову прячут, в снег, что ли? — задаем фермеру первый и, как нам кажется, самый главный вопрос.
— Понаснимают мультфильмов, а потом вся страна живет в уверенности, что страусы втыкают голову в песок. Ну не видел я за 10 лет такого ни разу! Ямы самцы для самок, чтобы те туда яйца складывали, роют — это правда, но чтобы голову зарывать… Это ж надо было такое придумать! — сыплет упреки в адрес советских мультипликаторов Александр Алексеевич.
Его страусиная ферма разместилась в 20 километрах от Мозыря. За высоким забором когда-то процветающего, а потом заброшенного свинокомплекса нас встречает суровый мохнатый сторож. Пес безукоризненно исполняет свои служебные обязанности. Чтобы остудить пыл охранника, хозяину приходится усадить его на цепь.
Заслышав недружелюбный лай, к оконному стеклу фермы припадают постояльцы.
— Страусы очень любопытные. Особенно самки. Они как и наши женщины — у них иногда любопытство даже берет верх над инстинктом самосохранения, — смеется Александр.
— А вот самцы агрессивные. Их в живой природе даже львы и пумы обходят стороной. Вот этот Кеша доску-сороковку разбивает одним ударом в щепки. Поэтому тут без соблюдения техники безопасности никуда. Сейчас зима — они спокойные, а в период размножения, бывает, яйца забрать невозможно. У страусов самцы их высиживают, хранят как зеницу ока, — раскрывает подробности птичьей жизни Александр Пикуза.
Впрочем, есть одна хитрость, которой пользуется фермер, чтобы беспрепятственно зайти в загон. Известно, что страусы никогда не нападают на того, кто выше их ростом. А потому, направляясь к ним, Александр Алексеевич нередко берет с собой… нет, не ходули, высокую жердь, на макушку которой водружает головной убор. Перед таким чучелом даже самые непокорные самцы в панике отступают.
Как и в дикой природе, самцы страусов домашних стремятся к лидерству, нередко выясняя отношения между собой. Побеждает сильнейший, но случаются и другие истории.
— Три более слабых страуса никак не могли забыть обид, которые им причинил их более сильный соплеменник. Так они напали на него втроем и забили до смерти. Вот такую хитрость и подлость проявили. А еще говорят, что у них на 120 килограммов веса только 38 граммов мозга, — удивляется фермер.
Чтобы подобных инцидентов не происходило, агрессора Кешу с несколькими самками от греха подальше Александр Пикуза отсадил в отдельный загон. В двух других — парни поспокойнее. При виде гостей дружелюбно вытягивают свои метровые шеи то в одну, то в другую сторону.
— Смотрите, а то могут и серьги стянуть. У меня постоянно шапку воруют с головы, — предупреждает помощник Александра Алексеевича Василий.
В его обязанности входит круглосуточный присмотр за пернатыми. Время от времени Василий уезжает пытать финансового счастья на стройки России, но вскоре непременно возвращается.
— Много где я был, но такого чуда не видел. До чего ж интересные птицы, — восхищается помощник фермера и безбоязненно просовывает между жердями загона руку. Птицы жадно щиплют его за пальцы. Наверное, это больно, но Василий улыбается.
В отдельном помещении под красной тепловой лампой притаились четверо четырехмесячных птенцов. Пока они размером с индейку, но уже к осени мало чем будут отличаться от своих старших соплеменников.
— Страусы очень быстро растут. Поэтому их и выгодно содержать. Здесь рентабельность 200%. В Европе это уже давно поняли. Если еще 15 лет назад в мире поголовье домашних страусов составляло 10 тыс. особей, то сейчас их уже более 3 млн. Говорю вам, это бизнес будущего. Попомните еще мои слова, — хитро улыбается фермер. О преимуществах страусиного предприятия он может рассказывать часами.
— Во-первых, в содержании они не затратны. 40% их рациона составляет сено, остальное — комбикорм и овес. Во-вторых, иммунная система у страусов достаточно сильная, болеют они редко. В-третьих, это полностью безотходное производство. Мясо, яйца, перья, кожа и даже скорлупа яиц — все идет в дело. И если мясо — прибыль, то кожа — это уже сверхприбыль. Сейчас она очень ценится в мире. С груди и спины идет на куртки и одежду, она очень высокого качества, с ног — на дорогую обувь, в частности ковбойские сапоги, так как кожа очень износостойкая и непромокаемая, не хуже крокодильей.
Еще пару лет назад поголовье страусов Александра Пикузы достигало 80 птиц. Сегодня их в два раза меньше. Фермер признается: ему не хватает сил.
— Это инвестиции хорошие, но долгосрочные. Поздно я занялся этим делом. Будь мне сейчас 46, а не 64, мне бы хватило времени поставить на ноги этот бизнес. Найти бы неравнодушного энергичного человека, который бы все это забрал да занялся вплотную. Здесь же два гектара земли, можно такое придумать! И агротуризм развить, рядом с участком есть озеро, и поголовье увеличить. В общем, если не лениться, то здесь озолотиться можно. Это живые деньги, которые нужно просто поднять с земли.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by