Точно не подсчитано, сколько проблем в ежедневной рутине мы имеем из-за национальной терпимости и веры в то, что лучше промолчать и сойти за умного. Вернуть не понравившееся или холодное блюдо в заведении общепита для многих сродни подвигу. Мы отправились в минские кафе и рестораны, где рядом с ценами в меню размещены картинки блюд, чтобы сравнить, насколько принесенные блюда будут похожи на те, что изображены в меню.
Начинаем с «Васильков». Рестораны этой сети давно радуют своих посетителей красивыми фотографиями в меню. Текстовая часть нужна только для того, чтобы соотнести картинки с ценами и принять решение.
Выбираем то, что нам кажется слишком красивым: медальоны из свинины с лесными грибами и творожный десерт с соусом из лесных ягод. В первом случае нас интересуют качество гарнира и объем грибов, во втором — наличие цельных ягод.
— Вам десерт сразу нести? — спрашивает официант. Боги, откуда эта готовность накормить клиента «задом наперед» или приносить блюда, как любят говорить официанты, «по мере готовности»? Пока один ест, второй смотрит. Потом меняются ролями.
Заказали. Ждем, как обычно, полчаса. Пуст зал «Васильков» или полон, здесь напрочь отсутствует атмосфера торопливости.
Подошли медальоны. Первые впечатления: на фото кусочки мяса кажутся крупнее, количество грибов радует не меньше, чем на картинке. А вот гарнир едва ли напоминает яркое и сочное изображение на бумаге.
— Смотрите, у вас на картинке такой гарнир аппетитный: перцы, морковь… А у нас на тарелке только что-то белое…
— Это овощи гриль, туда входит перец. У нас всегда так делают, — извинительным тоном говорит официант. — Может, вы гарнир хотите дополнительный? Нет?
Через пару секунд официант забирает нашу тарелку. Мы понимаем, что что-то будут переделывать.
И правда, спустя несколько минут тарелку приносит другой сотрудник. Гарнир добавил в содержании перца.
— Извините, это ошибка повара. Он делал несколько порций и неравномерно разделил гарнир.
— Скажите, а многие люди жалуются на несовпадение ваших приготовленных блюд с картинками?
— Честно говоря, нет, для меня это первый случай. Но в этом нет ничего страшного. Вы платите деньги, так что это нормально. Разные ситуации бывают, все люди ошибаются, мы в том числе.
Скулить по поводу десерта мы посчитали провокацией. Ягоды на самом деле были, а на то, что варенье разлито иначе, чем на картинке, предлагаем жаловаться перфекционистам.
Заказывать салаты мы отправились в Byblos, давно работающий с ливанской кухней. Выбрали «Греческий» и «Де шеф».
Принесли вот что. Не знаем, к чему придраться, на картинках салат выглядит не лучше.
— Мы уже давно печатали эти картинки, — рассказала позже администратор заведения. — Бывает, что жалуются по вашему аналогу, хотя и редко. Заранее точно никто не говорит, что хочет именно такое, как на картинке. Поэтому блюдо либо возвращают, либо мы исправляем. Это окей, зона ответственности повара.
— Официантов, повара это злит?
— Не должно. Есть разные ситуации. Кто-то пришел в плохом настроении, а ему приносят салат, где помидор лежит на другом бочке, в отличие от картинки. Порой на самом деле есть что исправить.
— Может, стоит отказаться от этих картинок, чтобы не провоцировать покупателей?
— Нет, меню с картинками блюд — очень хорошее решение. У нас появляются новые блюда, на которые еще нет картинок, и они продаются намного хуже, чем те, что с картинками.
Рядом итальянская кухня в «Иль Патио». Заказываем пиццу. Сколько раз вы обжигались на том, что вместо аппетитной пиццы получали залитый соленым сыром толстый пирог?
Плохо для журналистов и хорошо для клиентов: пицца — почти как на картинке, если не пересчитывать количество кусочков колбасы.
— Разные повара есть, каждый делает немного по-своему, — рассказывает администратор, когда мы расплачиваемся. — Очень редко бывает, что люди ссылаются на картинку и возвращают. Чаще это иностранцы. Переделываем — а что скажешь?
В меню «Иль Патио» написано, что изображения на картинках могут не совпадать с видом блюда. На наш взгляд, это юридическая казуистика, которая не освобождает заведение от моральной ответственности.
Такую же надпись мы нашли в меню ресторана TGI Fridays. На картинках — супербургер. Пусть он и стоит 130 тыс., заранее понятно, что в жизни таким он быть не может. Заказываем, чтобы проверить.
Вежливый официант приносит вот такой. В лучшем случае это дальний родственник изображенного в меню.
— Послушайте, да он такой разваленный, что я не знаю, с какого конца начинать его кушать. Вилкой, что ли? Они никогда не бывают такими? — показываю пальцем на красавца из меню.
— Ну вы же понимаете, на картинке иногда используют эффекты фотошопа, — официант по-прежнему вежлив. — По рецептуре все соответствует: котлета, булочка с чесночным маслом, нарезанные малосольные огурцы, помидоры, кольца лука, латук…
— Только меня смущают картинки? Неужели я один такой привередливый?
— Если честно, то да. Я и вправду не знаю, чем вас смущает этот бургер.
— Меня смущают собственные ожидания от картинки.
— Давайте мы переделаем. Постараемся, но не факт, что получится такой же, как на картинке. Даже мясо при жарке может быть чуть иной формы.
Через 5 минут нам возвращают бургер. Он выглядит веселее, но, конечно, далек от образца. На глазах конструкция снова разъезжается. То есть надо или крепить его зубочисткой на кухне, или прекратить фотографировать несуществующие виды для меню.
Переходим дорогу и попадаем в «МакДональдс». Очереди портят настроение настолько, что в конце покупатель готов сожрать бургер в любом состоянии. Но мы принципиальны, заказываем «Биг Мак». Сейчас весь город увешан его рекламой.
Полученный бургер похож на картинку гораздо больше, чем мы надеялись. Огурцы не торчат, надежно спрятаны внутри.
Снова становимся в очередь и заказываем еще один.
— Пожалуйста, добавьте в «Биг Мак» огурцов и соуса, потому что он суховат, — заявляю на кассе. Девушка смотрит на меня пару секунд. Видно, что просьба не частая. Через минуту она приносит коробочку с бургером. Там чуть больше соуса, но те же два кружка огурца. Возможно, изначально был один, поэтому все по-честному.
Напоследок заезжаем в Goody’s. У них как раз предлагают новый бургер барбекю, который с каждой листовки на подносе заявляет: «Я божественен!»
В реальности бургер оказывается вот таким.
Возвращаемся к кассе.
— Добрый день. Купил ваш новый бургер и расстроился. У вас были когда-нибудь жалобы на то, что ваши бургеры отличаются от тех, что в рекламе? Или я буду первым?
— Нет, никогда никто не жаловался, — девушка выглядит несколько ошеломленной. — Ну вы же понимаете, что картинка — это картинка.
— Но на картинке другие котлета и салат. Точно не айсберг.
— Первый раз такое, — снова говорит продавщица и замолкает. Судя по паузе, она не прочь, чтобы я в своем статусе первого жалобщика развернулся и пошел есть то, что дали.
— Давайте тогда я вас попрошу: обратитесь к повару с просьбой сделать мне гамбургер, чтобы он был похож на картинку. Творческое задание. Можете переделать этот или приготовить новый, мне все равно.
Постепенно собираются сотрудники кухни. Всем любопытно посмотреть на зануду.
— Он и так получается такой, как на картинке, только салат другой, — на защиту встает второй менеджер.
— Настаиваю на том, что котлета на картинке другая: толстая, сочная, аппетитная.
— Котлета 90 грамм, — пытаются увести меня в рецептурные дебри. А граммы, как известно, не могут быть вкусными или невкусными.
Не поддаюсь.
— Я не знаю, как вы ее можете изменить, но хочу как на картинке. Возьмется повар или нет?
Берется.
— Картинка — это картинка, — снова повторяет менеджер. — Сколько здесь цвета!
— Но люди же по картинке выбирают бургеры. У вас написано, что картинка может не соответствовать?
— Ну почему она не соответствует, состав же соответствует, — снова повторяют сотрудники. С такой логикой можно положить на поднос 90-граммовую котлету, холодную булку, отдельно ломтик помидора, сырого лука и горсть муки — все как в рецепте.
Через минуту приносят новый бургер. Конечно, с котлетой ничего не сделали: что тут поделаешь, разве что вторую наверх положить. Добавили другой салат, ломтик бекона, помидорку, соуса. Стало лучше, но не картинка.
Имеет ли клиент юридическое право требовать «блюдо как на картинке»? В правилах осуществления розничной торговли и общественного питания про это ничего не сказано. К торговле по образцам это тоже не относится. Возможно, на эти меню распространяется Закон «О рекламе», но определение рекламы у нас такое широкое, что под него можно подвести практически любую информацию.
По нашему убеждению, принесенное официантом блюдо должно быть таким же, каким оно изображено в меню. Мы же не на выставке, чтобы фотографиями любоваться. Все, что не похоже, вводит в заблуждение. Это не юридическая, а гражданская позиция, основанная на принципах всемирной справедливости.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by