Деньги за мороженое: минчанин решил купить готовый бизнес по франшизе

 
05 августа 2014 в 8:30
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич
Автор: Александр Владыко. Фото: Влад Борисевич

Продолжаем серию материалов про молодых и стремящихся. Сегодня рассказ о Сергее Шалимо, который, в общем-то, уже не так и молод — ему 29 лет. Но вплоть до 26 Сергей занимался футболом, поэтому и времени на раскачку у него было поменьше, чем у ровесников: профессиональный спорт редко допускает совмещение с другими занятиями.

В футболе Сергей не повторил успешный путь своего отца, игрока минского «Динамо» Андрея Шалимо. Получив травму, не совместимую с продолжением футбольной карьеры, наш герой понял, что со спортом придется завязывать.

— Как бы ни было тяжело, в первую очередь морально, понимал, что придется искать себя в чем-то другом, ведь нужно содержать семью, строить новые планы на свою дальнейшую жизнь.

Два года назад Сергей с супругой решили выбрать франшизу для развития в Беларуси.

— Буквально перелопатили интернет в поисках вариантов, — вспоминает Сергей. — Кофейни, выпечка… И тут на глаза попалось мороженое. Зацепила красивая и яркая модель бизнеса, и в то же время мороженого такого уровня на нашем рынке представлено еще не было.

Компания, которую заметила семья Шалимо, оказалась расположена ни много ни мало в 4,5 тыс. км от Минска — в российском Томске.

— В каждом отдельном случае условия по франшизе отличаются. В нашем мы приобрели приоритетные права на продажу мороженого под брендом «33 пингвина». То есть если найдутся желающие продавать это мороженое в Минске, то сначала компания предложит это право нам. Плюс производитель оказывает маркетинговую и консультационную помощь. В то же время мы не платим никаких ежемесячных роялти.

Знакомиться с производителем Сергей отправился на международную выставку по франчайзингу Buybrand в Москву. Там же и попробовал мороженое, которое до сих пор видел на картинках и про которое читал в интернете. Все понравилось, и стороны ударили по рукам. Было это два года назад.

— Наша франшиза предусматривает различные форматы и места размещения, но так как мы планируем работать круглогодично, то в первую очередь рассматривали торговые центры. И найти место оказалось гораздо сложнее, чем могло показаться на первый взгляд, — говорит Сергей.

Стартовое место для торговли Сергей приметил в Гомеле, где предложили хорошие условия. Даже решил временно переехать туда жить. Но когда уладился этот вопрос, «порвалось» в другом месте.

Вот уже заказана мебель, выбрано мороженое (в Томске Сергей покупает все: от самого мороженого до ложечек), готова к выезду из Томска машина, но тут Сергей столкнулся с Гомельским городским центром гигиены и эпидемиологии.

— По российским законам мы могли бы работать без водопровода и канализации, — говорит Сергей, и можно понять, что речь заходит о знаменитых «легкостях» бизнеса в Беларуси. — Да, партнеры не были готовы к нашим условиям, а мы чрезмерно положились на российский опыт. И вот представьте: все согласовано, договоры аренды подписаны, вот-вот нужно будет платить крупные суммы, а центр гигиены нам отказывает в праве работать. Спрашивают: куда будете возить на мойку витрины? Отвечаю: буду на месте мыть, кто же их возит… И так далее. Нашли организацию, которая готова была заняться нашими витринами, но после того, как они созвонились с ЦГиЭ, резко отказались без объяснения причин. Было ощущение, что начали играть свою роль тесные отношения с другими арендаторами организаций общепита в этом центре.

— Вы допускаете, что это ваша ошибка — приехать в другой город чужаком, без связей и опыта и начинать там вести дела?

— Я ни о чем не жалею. Все это — опыт. Зато теперь я знаю, что вокруг каких-то восьми квадратных метров аренды можно возвести горы бреда и абсурдных требований. За все эти два года поиска места, согласований, бесконечных мотаний по кабинетам были моменты, когда хотелось все бросить и забыть.

Следующий этап поисков решили проводить уже в столице.

— Несмотря на то, что в Минске вроде бы и растет количество торговых площадей, открываются новые торговые центры, найти место в аренду на адекватных для старта бизнеса условиях не так просто, — рассказывает Сергей. — Где-то места заняты, где-то неподъемные цены, где-то не все решается на бумаге. В бизнес-планах это не пропишешь, но всем новичкам рекомендую учесть. А если за тобой еще и канализация какая-нибудь тянется, то совсем сложно. В некотором смысле нас удивила реакция некоторых ТРЦ. Сложилось впечатление, что их не волнует качественная составляющая, некоторым даже не было интересно выслушать нас и прочитать презентацию: мол, у нас же уже есть мороженое, зачем нам еще одно?

Сейчас Сергей говорит, что ему повезло с местом в новом торговом центре в спальном районе Минска.

— Адекватные руководители, — раскрывает секрет везения наш герой. — Эти люди были, наверное, одними из первых, кто проявил интерес к принципу нашей деятельности, качеству продукта, ассортименту, к тому, какую работу по отношению к клиенту мы будем проводить, как мы будем его обслуживать.

Мы также старались действовать спокойно: долго присматривались, собирали статистику и на основе данных от франчайзера вычисляли количество потенциальных покупателей. Для нас это соотношение играет ключевую роль в принятии решения об открытии.

Да, есть люди, которые приезжают специально за нашим мороженым из других районов города, но львиная доля — это люди, которые просто проходят мимо.

Любопытно, что местные (речь идет о жителях Каменной Горки) не славятся своим богатством, а продукт у Сергея не из дешевых. 50 граммов мороженого в рожке или креманке стоит почти 20 тыс. рублей.

— Часто наблюдаете, как люди шарахаются от ваших цен?

— Бывает. Наше мороженое не самое дорогое в городе, но значительно выше по цене, чем в магазине. Я уверен в правильном соотношении цены и качества: мороженое у нас натуральное, из цельного молока и сливок, в уникальном ассортименте вкусов, которых насчитывается более 45, и все это разнообразие — в одном месте и сразу. Для сомневающихся мы проводим дегустации: можно попробовать любое мороженое, чтобы убедиться в его преимуществах. Как правило, процентов 80 тех посетителей, которые дегустируют наше мороженое, переходят в разряд покупателей.

Франшиза изначально предполагает не только хороший продукт, но и высокий уровень обслуживания. Мы тщательно подходим к подбору персонала. С вами обязательно должны поздороваться, предложить помощь в выборе мороженого или молочного коктейля, после совершения покупки вас должны поблагодарить за покупку и попрощаться с вами. Если даже что-то одно в цепочке не выполняется, то это уже полноценный повод оштрафовать работника.

Именно по этой причине верхняя планка возраста для продавцов составляет 35 лет. Я ничего не хочу сказать плохого про людей старше 35, но многие из них выросли в условиях, когда понятия «сервис» не существовало как такового.

Молодое же поколение, которое не выросло на посиделках за бутылочкой пива, сейчас очень хорошо адаптируется к современным требованиям. Часто это очень грамотные ребята, которые в своем возрасте уже имеют четкое понимание того, что от них требуется, как это правильно сделать.

Посчитав свои расходы на открытие точки, Сергей остановился на сумме порядка $40 тыс., куда входит не только запланированная стоимость франшизы, но и национальные форс-мажоры вроде водопровода и канализации. По российскому плану, окупаемость точки должна быть достигнута через полгода. Семья Шалимо готова ждать и полтора: в Беларуси выше НДС и наценка ниже рекомендованной франчайзером.

— Все деньги мы намерены вкладывать в этот бизнес, открывать новые точки, — делится планами Сергей. — Работая торговым агентом, я порой получал и до полутора тысяч долларов. Вполне хорошие по меркам нашей страны деньги, но никогда нельзя стоять на месте.

Мы всегда мечтали открыть свой собственный успешный бизнес, который будет приносить удовольствие и поможет обеспечить будущее как нашей семье, так и нашим родителям, которым до пенсии осталось не так и много.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by