Минчанин 30 лет строил парусное судно на балконе своей «однушки»

 
21 571
30 июня 2014 в 9:55
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов
Автор: Андрей Рудь. Фото: Глеб Фролов

Как известно, все уже изобретено и продается на eBay или Onliner.by. Но бывают неспокойные люди, которые упорно, иногда вопреки здравому смыслу конструируют что-то сами. Собирают из старой жатки и водосточной трубы самолет. Строят автомобиль, на котором запрещено ездить. Вытачивают карманные часы из картофеля… В общем, делают мир не таким прагматичным и унылым. Бывший гомельчанин Евгений Рыжанович позвал нас на испытание яхты, которую он начал создавать фактически 30 лет назад. Пробный заплыв получился, мягко говоря, слишком увлекательным.

На городском пляже города Ветки три человека увлеченно копошатся вокруг замысловатой конструкции. С виду она похожа на тримаран. Но уж больно много здесь всего понавешано. Скобы, карабины, тросики, мотки веревки, совсем уж непонятные детали с рыболовными вертлюжками… То есть явно что-то очень важное и высокотехнологичное.

Процессом руководит представительный мужчина с наружностью морского волка. Это Евгений, пенсионер из Минска, бывший инженер-электронщик. Ему помогают двое друзей из местных жителей — Павел и Юра. Понять, как они определяют, куда что привязывать, пристегивать и привинчивать, совершенно невозможно.

— А все здесь выстрадано до последнего винтика, поэтому и знаю, что куда, — смеется Евгений. Но привинчивают Павел с Юрой.

На флоте Евгений не служил, по реке никогда не ходил, парусному делу учился по советским журналам «Катера и яхты». Сегодня он впервые попробует отправиться в относительно длинное путешествие — по Сожу от Ветки до Шарпиловки. Прошлым летом Евгений испытывал и дорабатывал свою лодку на Цнянском водохранилище, но на течении да при извилистом русле ее еще не пробовал.

Пришли полюбопытствовать и местные жители: что можно сделать из обычной советской байдарки «Салют М-5,2»? Во времена застоя и позже такую байдарку полагалось иметь каждому любителю авторской песни. Стоила лодка около 150 рублей, приобреталась для походов по рекам Карелии, после покупки десятилетиями хранилась на балконе.

Евгений купил свой «Салют» в 1983-м, еще до женитьбы. Менялись эпохи, генсеки, рабочие места, жены — а лодка оставалась. В культовом в узких кругах советском журнале «Катера и яхты» электронщик нашел чертежи парусной лодки некого английского автора. Тогда любили публиковать подобное — не факт, что кто-то воспользуется (да и неизвестно, работает ли оно вообще), но смотрится красиво, богато. В общем, возможно, Рыжанович — единственный, кто всерьез принялся воплощать проект, адаптировав его под советскую туристическую байдарку. Собирал ее фактически на лоджии своей однокомнатной квартиры — к ужасу и возмущению супруги.

Другой бы бросил лет через 20. Но не Евгений. Он верит, что теперь это — яхта. Паруса ведь есть. Каждая деталь сделана с любовью и большим старанием. Если соединение биметаллическое — значит, обязательна самодельная магниевая обманка против коррозии. Если деталь деревянная — значит, она тщательно обработана и пропитана чем следует. Если парус — то по специальным выкройкам заказан в ателье. Советские пятаки пригодились в качестве шайб под гвозди и болты — этот сплав, считает Евгений, более устойчив к агрессивным средам, чем нержавейка.

Замечаем необычной конструкции топовый фонарь на верхушке мачты.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что корпус светильника сделан из баночки от обувного крема. А в качестве отражателя, похоже, фольга из кофейной банки.

Можно, конечно, купить нормальный плафон. Но это было бы слишком просто — не таков наш умелец.

Пригодились и другие предметы хозяйственно-бытового назначения. Бамбуковые балки, которыми поплавки крепятся к корпусу, — рукоятки от подсаков, они когда-то в изобилии и за копейки продавались в советских охотничьих магазинах. Мачты — из елок.

В носовой части монтируется панель из куска текстолита, на которой есть дисплей эхолота, вольтметр и винтажный немецкий барометр, который пугает грозой. Тут же гнездо для зарядки мобильника от аккумулятора.

Береговые знатоки готовятся жечь «комментами». Специалистов не проведешь — сыплют вопросами, тут же сами себе отвечают.

«Такое впечатление, что здесь многовато лишнего…»«Мотора не хватает».«Ага, педалей…»

«А зачем вон те крылья?»«А это она будет на них глиссировать».

Некоторые стараются вынести из дебатов максимум полезного.

Вскоре комментаторы отвлекаются на новую неотложную тему: собака попалась на удочку. Нужно обсудить и спасать.

В тримаране есть действительно любопытное приспособление, которое, как надеется его создатель, будет работать от энергии волн. Стальной цилиндр с подпружиненным поршнем крепится на растяжке между корпусом и поплавком. От цилиндра внутрь поплавка идет трубка. Считается, что в случае волнения эта плунжерная пара будет растягиваться и сжиматься, откачивая по капле воду, которая просачивается в поплавок.

Судостроитель делает все обстоятельно, неспешно, тщательно. Выбирает карабинчик из сундучка. В двух руках несет его к лодке. Пристегивает — нет, не подошел. Отправляется за следующим. Понятно, почему лодка строилась 30 лет…

Спустя шесть часов такой работы с перерывами на дождь, перекур, попить кофе, поболтать, опять дождь становится ясно, что старт немножко задержится. Часов на десять…

И все же результат того стоит. Судно медленно, но верно обрастает столь мудреным такелажем, что в нем черт ногу сломит и будет сидеть плакать.

Наконец тащим «фрегат» на воду, устанавливаем грот-мачту.

Все ждут повода произнести что-нибудь высокопарное про «ветер свистит в снастях». Но он как-то не особо свистит.

Перед самой погрузкой Евгений вручает детский круг для плавания и большой красочный мяч:

— Надо надуть. Мы их поместим в нос и корму для повышения плавучести.

— А как это они, интересно, повлияют на плавучесть, если будут находиться внутри?

— Это на случай, если корпус будет заполнен водой, — яхтсмен предусмотрел все.

В байдарку отправляются также мангал, две сетки дров, раскладной стул, примус, продукты, большие мешки с прочими совершенно необходимыми в путешествии пожитками.

— Будешь впередсмотрящим! — объявляет радостную весть Евгений.

Звучит круто! Если не знать, что эта должность подразумевает в ближайшие восемь часов почти непрерывную работу веслом спортивного каноэ в неудобной, но чрезвычайно героической позе.

Наконец отходим. Нам предстоит пройти 20 километров до Гомеля.

Красивые паруса из ателье безучастно болтаются. Пока это никого особенно не смущает — ветер наверняка будет, когда выйдем из-за поворота. Помогаем небыстрому течению веслом.

Телефонный навигатор, обнаружив себя посреди реки, в шоке: «Вы движетесь в неверном направлении! Развернитесь». GPS никак не нащупает здесь автодорогу и от этого паникует.

Ни за поворотом, ни через десять поворотов ветра нет.

Евгений колдует с парусами, надеясь поймать хоть мало-мальский поток. Все тщетно, даже внешность Тура Хейердала не помогает. А значит, опять надо грести.

Короткое весло от спортивного каноэ не слишком подходит для громоздкой посудины, но больше ничего не предусмотрено. Телефонный навигатор, явно глумясь, отображает скорость: 3 км/ч.

Спустя несколько часов гре́бли романтика немного отпускает. Закрадываются некоторые сомнения относительно эффективности паруса в качестве движителя вообще.

— Евгений, а в чем, по-вашему, преимущество парусов? — после нескольких тысяч гребков этот вопрос звучит над темными водами как-то по-особому прочувствованно. — К чему эти муки? Не проще ли купить моторку?

— Ненавижу моторные лодки, — тихо ненавидит моторные лодки Евгений. — Они бензин жрут…

Действительно, гораздо дешевле и романтичней плыть вот так, легко и задорно рассекая воду веслом. А перед этим сутками собирать парусник на берегу. А перед этим везти его через полстраны за две пенсии в грузовике к месту старта. А перед этим 30 лет строить.

— Вообще-то, парусные суда придуманы, чтобы ходить, когда есть ветер! — решительно вступается за свое хобби пенсионер. — А когда штиль, надо стоять.

Смеркалось.

Включились звезды размером с пятак, устойчивый к агрессивным средам. Ночной сплав под парусами, вообще, чрезвычайно увлекателен. Даже слишком. Квакают речные жители, у борта то и дело с шумом ныряет что-то невероятно огромное. Ветер категорически отсутствует. Плывем во мраке на ощупь. Идиллию дополняет Евгений, который тихонько скорбит где-то за спиной: у него мокрые штаны, неудобно сидеть из-за горы вещей, не поворачивается больная шея, все берега, по его мнению, недостаточно пологи для стоянки, а кувшинки мешают причалить… Как с таким набором переживаний он решился на отважное путешествие, совершенно непонятно. Но куда ж ты денешься с «яхты».

Постепенно выясняется, что при всех бесспорных достоинствах «яхты» есть у нее и отдельные мелкие недостатки. Любителям комфорта тут, мягко говоря, не понравится. Швартовка к другому судну практически невозможна из-за поплавков и хрупких элементов. (Например, подводный датчик эхолота мы отломали о дно уже при отчаливании в Ветке.) Из-за них же невозможно высадиться на причал. Выйти на берег — проблема, придется мочить ноги. Кроме того, можно повредить руль и вертикальные «плавники»…

Огни Гомеля замаячили за поворотом, когда начало светать. Находим относительно пологое место для стоянки. Похоже, немного устало даже весло.

Евгений планирует поставить палатку, отоспаться и провести здесь день-другой, а затем отправиться дальше. А в Минске его ждут собственноручно разработанные чертежи гидросамолета. Осталось построить. Ведь их, эти самолеты, еще никто не изобрел, нужно срочно что-то делать.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by