Торговые сети звонят в Минторг и просят защитить от общественных организаций

 
13 168
11 марта 2014 в 13:50
Автор: Александр Владыко
Автор: Александр Владыко

15 марта — день потребителя, который в этом году отмечается под девизом «Обеспечение защиты прав потребителей мобильной связи». Это значит, что вновь будут подняты вопросы об обосновании платы за голосовую почту, SMS-рассылках и многих других вопросах, с которыми мы миримся или боремся. Но сегодня очевидно: мир потребительских отношений раскололся на лагерь профессионалов и дилетантов. И оба живут по своим правилам.

Работа по усилению защиты прав потребителей ведется по всем фронтам: от мобильной связи до туризма. Количество законов, правил и других правовых основ не влезает в голову обычного человека. Но, наслушавшись о нарушениях своих прав, загнанный на работе и в жизни покупатель начинает видеть ущемление в каждом спорном случае. Но аргументировать свои права он чаще всего не способен, для этого в нашей стране нужно быть юристом.

Рядом работают профессионалы: общественные организации, контролирующие органы, отдельные инициативные личности. У одних задача заработать комиссионные, у других — изменить статистические показатели по нарушениям. Они настолько хороши в рамках законов, что складывается парадоксальная ситуация: в Минторг звонят торговые сети и просят защитить от общественных проверок.

— На это я отвечаю всегда одинаково: только вы сами можете себя защитить, не нарушая правил торговли, — говорит Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга.

В Минторге нет статистики по объектам, на которые чаще всего жалуются потребители, однако Ирина Барышникова говорит, что руководство торговых сетей хотя бы старается наводить порядок и повышать качество.

С географией ситуация совершенно запутанная. Если по всей стране в прошлом году было подано 247 исковых заявлений, то в одном Пинске — 47. Говорит ли это о том, что Пинск стал центром торговли и услуг страны? Или о том, что пинчане — самые инициативные и принципиальные? Скорее всего, это говорит о том, что белорусский потребитель (это касается и поставщиков товаров и услуг) пока зелен. И устойчивой, понятной для всех среды еще не сформировано. Пока большинство людей покупают товары и услуги по заведенному порядку, вопросов не возникает. Но как только отношения покупателя и продавца выходят за рамки обычной покупки, начинаются забрасывания друг друга шапками.

В прошлом году государственными организациями и Белорусским обществом защиты потребителей было возмещено материального ущерба в пользу покупателей на сумму почти 4 млрд рублей (из них морального вреда — более 250 млн).