Минский студент — стрейт-эджер: «Не пью, не курю, не хочу, чтобы нация деградировала»

 
04 марта 2014 в 8:30
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Артур Боровой. Фото: Алексей Матюшков

Onliner.by продолжает рассказывать о молодежных течениях и философиях, культивируемых в байнете. Наш предыдущий герой — веган-бодибилдер Сергей — 12 лет живет без мяса и иначе свою жизнь не представляет. Идеология веганства проста, понятна и безобидна. В чем-то схожее мировоззрение, получившее за рубежом название straight edge, столь однозначно не охарактеризуешь. О субкультуре и ее белорусских особенностях рассказывает минчанин Юрий, четверокурсник Белгосуниверситета. 4 года назад он завязал с вредными привычками, став на путь «четкой грани».

Из «Википедии»

Straight edge (англ. четкая грань, сокращенно sXe) — ответвление хардкор-субкультуры, возникшее как реакция на сексуальную революцию, гедонизм и другое отсутствие воздержанности, связанное с панк-роком. В своей простейшей форме философия straight edge отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также прочих наркотических веществ в целом. В наиболее радикальных ответвлениях sXe до брака полностью запрещены половые отношения. Термин был заимствован из творчества музыкальной группы Minor Threat.

***

— Я студент четвертого курса Белгосуниверситета, мне 20 лет, — начинает рассказ Юрий, попросив прежде, чтобы мы не фотографировали его лицо. — Интересоваться этой культурой я начал лет в 16. Получается, мой «стаж» стрейт-эджера — около четырех лет.

Почему именно straight edge? Узнал о нем в интернете. Почитал статьи, выбрал то направление, которое показалось мне наиболее близким — так называемый softline, то есть «мягкий курс». Отличие от «жесткого» в том, что мы занимаемся мирной пропагандой своих идей и взглядов. Мы не приемлем никаких насильственных методов прямого действия. Есть и «хардлайнеры», но их в Беларуси не так много. Это движение не обрело популярность.

— В чем суть философии? Объясните скептику, зачем отказываться от бокала пива или от рюмки вина? Что в этом плохого?

— Речь не о рюмке или бокале, а в целом о большой беде, с которой столкнулась страна. Основа культуры такова: мы стремимся, чтобы белорусская молодежь была здоровой. Главная идея — полный отказ от употребления алкоголя, никотина, других наркотических веществ, отказ от беспорядочных половых связей и других якобы «модных» вещей, популярных в обществе. Также мы защищаем права животных. Считаем, что каждое живое существо имеет право на жизнь. Поэтому боремся против вивисекции, других опытов. Не навязываем, но призываем народ быть вегетарианцами, веганами. Straight edge, кстати, не надо путать с этими течениями, он развивался параллельно.

— Давайте о «большой беде». Среди минских студентов здоровый образ жизни так и не стал модным?

— Где-то половина моей группы курит. Пиво пьют почти все. Для белорусской молодежи, повторюсь, это серьезная проблема. Страна деградирует, особенно молодые люди. Согласно данным ВОЗ, насколько я помню, по количеству алкоголя на душу населения мы находимся среди лидеров. Я считаю, что это катастрофа. А тут еще и мода на спайс… Сейчас это самая острая тема. Народу, молодежи все это преподносится как некий новый культ. Дескать, можно просто покурить, как обычную сигарету, и ничего не случится. Только получишь кайф. Понятно — вранье. Спайс уничтожает нервную систему, клетки головного мозга. Некоторые мои одногруппники употребляли, чего тут скрывать. Но больше смеси берет клубная молодежь, тусовочная.

— Вернемся к алкоголю. Почему все-таки отказались?

— Я не из Минска, приехал сюда учиться. А родился в небольшом городке. Всякое было. Ну, знаете, сигареты на перемене, «полторашка» пива в подъезде… Потом я неожиданно понял, что могу без всего этого жить. И даже больше — чувствовать себя прекрасно. Замечательно, когда у тебя поутру не болит голова. Вы только подумайте: ни одно другое живое существо, кроме человека, не травит себя сознательно. Только человек целенаправленно убивает себя никотином и алкоголем! Не дико ли это?

— Вы говорили о полном запрете. А безалкогольное пиво стрейт-эджеры пьют?

— Нет, ведь определенный процент спирта там содержится. Конфеты с ликером тоже не употребляем. Как и кефир, и даже квас.

— Быть трезвым в обществе, где развит культ алкоголя, тяжело?

— Конечно, было тяжеловато. Помогли знакомые, друзья, которые также стали на этот путь. Здесь же что главное? Сила воли, желание показать в первую очередь себе, что ты можешь бороться со слабостями.

— Альтернативу этим слабостям вы нашли?

— Это простое общение внутри своей тусовки. Активно занимаемся спортом. Сходить в спортзал, потягать штангу, сыграть в футбол, съездить на концерт — альтернатив масса.

— Так вы почти как БРСМ, который тоже ратует за здоровый образ жизни!

— Какую-то пропаганду, безусловно, государство проводит. Но, как мне кажется, все это, по большому счету, для галочки. Мало и неэффективно. Мы тоже занимаемся пропагандой. Проводим акции. В защиту животных, за отказ от курения и так далее. Распространяем атрибутику, рисуем граффити.

— Что говорят знакомые, когда узнают, что вы проповедуете straight edge?

— Некоторые называли сектантом. Глупость, конечно. Родители сразу волновались, чем это таким я увлекся. Мол, как это так, на праздник, на Новый год, даже бокала шампанского не выпить… Потом привыкли.

— Вы говорите правильные вещи — о трезвости, проблеме наркотиков. Но в интернете, если присмотреться, straight edge ассоциируется в том числе с национализмом. Понимаете, что это весьма тонкая грань?.. Да и ваша атрибутика выглядит угрожающе. Зачем черные маски мирным агитаторам за трезвость?

— Мы никоим образом не радикальная группировка, хотя являемся патриотами своей страны. Да, в основе культуры есть подобные идеи, но лично для нас они абсолютно не главенствуют. Мы делаем упор на социальную проблематику, на профилактику пьянства, других пороков. Это главное. Что касается символики… Эта хулиганская, если так можно выразиться, тематика популярна среди молодых людей. Своего рода средство привлечения внимания, не больше.

— Вопрос напоследок. А вы уверены в себе? Вот окончите вуз, вернетесь в свой городок, а там все пьют, потому что делать больше нечего…

— Я уверен, что не сорвусь. Для меня straight edge уже стал смыслом жизни. Или гражданской позицией — можете назвать и так.

***

Юрий отправляется на учебу, а мы думаем, как воспринимать то, что он рассказал. Белорусские стрейт-эджеры точно не будут травиться дешевым вином и гробить себя спайсом — в этом они молодцы. Но и национализм пахнет так же дурно, как и «чернильный» перегар. Где гарантия, что от пропаганды «чистоты организма» ребята не перейдут со временем к активной агитации за «чистоту нации»? Или уже перешли? Откуда вообще эти ультраправые веяния? Белорусская молодежь балансирует на грани между крайностями...

— Я сталкивался с представителями разных молодежных движений, в которых преподносится или развивается та или иная идеология, — говорит пресс-секретарь ГУВД Александр Ластовский. — Если в основе лежит позитивный контекст, какая-то общая цель, то ничего против подобных течений не имею. Сам был молодым, прекрасно ребят понимаю. Другое дело, что им не стоит забывать: помимо их идей, существует Уголовный и Административный кодекс. Сейчас в интернете несложно получить консультацию у представителей ГУВД, МВД, других служб. Узнать, к примеру, где разрешено рисовать граффити, а где нет, какая предусмотрена ответственность за правонарушение. Было бы желание — без информации не останешься. А желания нередко не хватает.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by