Дневник волонтера. Часть 3. Олимпиада в Сочи глазами минского студента

 
17 925
20 февраля 2014 в 16:35
Источник: Денис
Источник: Денис
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Еще неделю назад лыжно-биатлонный комплекс «Лаура» был для меня просто местом работы. Сегодня, когда четыре из шести белорусских медалей добыты для нашей страны именно в этом месте, «Лаура» воспринимается как что-то сакральное. А тот факт, что я был назначен именно на данный объект, видится настоящим подарком судьбы. Помимо прочего, все мои рабочие смены попадали именно на дни триумфов Дарьи Домрачевой. «Тебя нельзя ставить на микст-зону или трибуну прессы! Белорусы сразу побеждают», — подшучивали российские коллеги по группе, расстроенные неудачами собственных биатлонистов на домашней Олимпиаде.

Раздосадованы были и местные журналисты. В пресс-центре «Лауры» то и дело доводилось слышать разговоры в духе «эти медали должны были быть нашими» и воспоминания о сибирском этапе жизни и карьеры Дарьи. А вот рядовые российские болельщики медалям Домрачевой радуются ничуть не меньше, чем успехам своих спортсменов. По крайней мере, на торжественных церемониях награждения в Олимпийском парке люди, разукрашенные в бело-сине-красные цвета, реагируют на фамилию нашей биатлонистки очень бурно и позитивно.

К слову, об Олимпийском парке. В двух предыдущих частях своего дневника я так и не рассказал об этом грандиозном месте, где бьется сердце Олимпиады. По площади он вполне может конкурировать с небольшим белорусским райцентром вроде Хотимска или Брагина. Вот только в Хотимске и Брагине пока не построили такого количества ледовых дворцов. Но мы-то с вами знаем, что это лишь вопрос времени.

Центром Олимпийского парка является факел с огнем, который круглосуточно озаряют вспышки фотоаппаратов. Проходя мимо факела, чувствуешь себя кинозвездой на красной ковровой дорожке, которую так и норовят запечатлеть с разных ракурсов назойливые папарацци. От мысли, скольким людям ты невольно испортил (или украсил?) фотографии своим присутствием, становится немного не по себе. Но стремление гостей парка запечатлеть себя на фоне главного символа спортивного праздника вполне понятно. Как и порыв бросить монетку в фонтан, обрамляющий факел. А вот желание отстоять длиннющую очередь в фирменный магазин Bosco, где толстовка сборной России продается по цене подержанной BMW на Ждановичах, мне вовсе непонятно. Ведь через пару недель ту же толстовку можно будет купить по цене подержанного мопеда.

Фирменный магазин Bosco — не единственное место паломничества гостей парка. Валом валит народ и в Дом болельщика сборной России. В этот сочинский «Мавзолей» очередь стоит и днем, и ночью. Люди прельщаются возможностью надыбать массу халявных значков, магнитиков и прочих сувениров с символикой сборной России. Венцом подарочного набора является огромный российский триколор с надписью «Одна страна — одна команда». Чтобы заполучить весь этот патриотический комплект, болельщикам надо всего лишь сфотографироваться у нескольких стендов, имитирующих зимние виды спорта, и показать эти фотографии на стойке выдачи призов.

Напротив Дома болельщика расположилось еще одно строение, привлекающее туристов, — Дом регионов России. В нем тоже можно стать счастливым обладателем магнитиков и значков с видами Краснодарского края, Адыгеи, Волгограда и прочих аутентичных российских провинций. Мое внимание здесь привлек симулятор сочинской трассы Формулы-1. Любой желающий мог почувствовать себя пилотом мировой серии автогонок и опробовать трассу первого российского Гран-при задолго до Себастьяна Феттеля или Фернандо Алонсо. Кстати, не только виртуальная, но и реальная трасса также будет размещаться в границах Олимпийского парка. Трибуны стадиона для гонок Формулы-1 уже находятся на завершающей стадии строительства.

У всех волонтеров есть свободный доступ в Олимпийский парк на протяжении Игр. Так же беспрепятственно можно прогуляться по его территории с паспортом болельщика. Этот импровизированный документ выдается зрителям, имеющим на руках билеты на какие-либо соревнования. Если же билетов на мероприятие у вас нет, зимние виды спорта вам по барабану, но желание сфотографироваться с Олимпийским факелом не дает спокойно спать по ночам, придется раскошелиться на 200 российских рублей [порядка 60 тысяч белорусских прим.]. И это только за разовое посещение! Так что лучше уж приобрести билет на какую-нибудь утреннюю тренировку фигуристов за смешные по меркам Олимпийских соревнований 500 рублей, получить паспорт болельщика и прогуливаться между олимпийскими объектами в любое время дня. Но не ночи. После 23:00 вход в парк закрыт. А еще после 23:00 в России запрещена продажа алкоголя. Мне кажется, что это не простое совпадение.

Каждый вечер в 20:14 по московскому времени в Олимпийском парке в месте, именуемом Medal Plaza, начинаются медальные церемонии. В принципе, ничего сверхинтересного они собой не представляют, но торжественность момента все равно ощущается. Я побывал на всех церемониях награждения с участием белорусов. Собственно, наших соотечественников много не только на сцене Medal Plaza, но и перед оной. Здесь присутствуют люди как с красно-зеленой, так и с бело-красно-белой символикой. Но никаких идеологических конфликтов между ними в Олимпийском парке не возникает, ибо все объединены радостью победы. Становится понятно, что лозунг «Одна страна — одна команда» уместен не только на российских триколорах.

После медальных церемоний сцена Medal Plaza отдается на откуп российским музыкантам различного калибра и жанровой стилистики. Из самых известных личностей, выступавших здесь, стоит отметить Диану Арбенину, Валерия Сюткина и группу «БИ-2». 21 февраля вроде как будет выступать «Мумий Тролль». Хотя, учитывая сочинские успехи белорусских олимпийцев, организаторы могли бы пригласить в Олимпийский парк и Александра Солодуху.

В комментариях к предыдущим частям дневника неоднократно мелькали вопросы об оплате труда волонтеров. Собственно, ответы на эти вопросы заложены в самом определении слова «волонтер». Оно подразумевает добровольный труд. Но кое-какие бонусы волонтерам все же достаются. Если не брать в расчет форму, бесплатное проживание, питание и передвижение на транспорте, о которых я уже упоминал ранее, самым приятным вариантом оплаты нашего труда являются халявные пригласительные на различные виды олимпийской программы. Мне удалось заполучить таковые на соревнования по шорт-треку, фигурному катанию и на хоккейный матч плей-офф Швейцария — Латвия. Моим коллегам доставались также билеты на биатлон, керлинг, бобслей и горные лыжи. Понятно, что зрители, отдавшие большие деньги за билеты, порой косо поглядывают на волонтеров, пробравшихся посмотреть олимпийские старты на халяву. Впрочем, я на их месте поступал бы точно так же.

Само собой, посещать соревнования по пригласительным волонтеры могут только в те дни, когда у них выходной. Чем ближе конец Олимпиады, тем больше становится таких дней. Однако случается и так, что твои коллеги оказываются более шустрыми и расхватывают все пригласительные билеты, пока ты наворачиваешь горячий борщец в столовой. Не беда! Провести выходной интересно можно и без похода на керлинг с шорт-треком. Одним из популярных маршрутов у населения моей волонтерской деревни являются самостоятельные туры в Абхазию. Наши дома расположены в буквальном смысле в нескольких сотнях метров от этой границы. Все что нужно, чтобы ее пересечь, — российский или белорусский паспорт и немного терпения. Впрочем, если на КПП нет очереди, достаточно только паспорта. От границы в Гагру — ближайший крупный населенный пункт Абхазии — ходит маршрутка, которая стоит всего 70 рублей. И хотя официально эти земли являются территорией Грузии, по факту здесь уже давно не осталось грузин — все они покинули Абхазию после печальных событий 2008 года. Соответственно, грузинский язык и валюта тут не в ходу.

В Абхазии, как и на набережной недалеко от моей волонтерской деревни, очень чистое море. Здесь почти не развито судоходство, а летом не так много туристов, как в Сочи и Адлере, так что загрязнять берег и воду, по сути, некому.

В центре Сочи в эти дни, как ни странно, особого ажиотажа и наплыва гостей также не наблюдается. Большинство болельщиков, с которыми мне удалось пообщаться, предпочитают снимать жилье поближе к Олимпийскому парку — в Адлере или Веселом. Расстояние от Сочи до этих мест — примерно как от Минска до Борисова. Тем не менее большиство сувенирных магазинов с олимпийской символикой сосредоточено именно на сочинской набережной. Ассортимент тут самый широкий — от блокнотов с талисманами Олимпиады до памятных золотых монет, цена которых доходит до 500 долларов. Продают все это добро как в официальных сувенирных магазинах, так и в небольших частных палатках. Пожалуй, никогда еще сочинские предприниматели не получали такой огромной прибыли зимой.

Кстати, в погоне за прибылью организаторы Игр знатно поиздевались над знаменитым сочинским морским вокзалом. Рядом с ним и прямо внутри него расположилась парочка фирменных магазинов Bosco, похожих на тот, что в Олимпийском парке. Один из них почти полностью закрывает собой памятник героям фильма «Бриллиантовая рука», некоторые эпизоды которого были сняты именно здесь. На втором этаже вокзала в специально оборудованной студии записываются выпуски шоу «Вечерний Ургант». Функционирует ли ныне морвокзал по своему прямому назначению, так и осталось для меня загадкой.

Почти все смены на объекте мною отработаны, сувениры куплены, блинчики в столовой съедены. Пришло время ставить точку в моем волонтерском дневнике. Оторваться на три недели от рутинной жизни и окунуться в атмосферу самого крупного спортивного праздника в мире — бесценно. Тем более если он проходит в столь живописных местах. Если вы, как и я, любите спорт и путешествия (и знаете английский язык хотя бы на базовом уровне), настоятельно рекомендую вам последовать моему примеру. Возможно, через два года я буду с большим интересом читать аналогичный дневник белорусского волонтера, вдохновленного моими рассказами, с Олимпиады в Рио.