С Сергеем, известным в соцсетях спортсменом-бодибилдером, мы встретились в минской пиццерии. Он заказал зеленый чай, а мы взяли по пицце. Сергею 28 лет, у него небольшой бизнес в сфере услуг и взгляд на жизнь, который большинству белорусов пока в диковинку. «От мяса я отказался в 16 лет, а вскоре стал строгим вегетарианцем», — начинает парень свой рассказ. О философии веганства, «разрешенных» и «запрещенных» продуктах, спорте и культуре еды — наш разговор.
Отказ от мяса
— Я вполне обычный человек, — смеется Сергей. — Раньше занимался музыкой, потом увлекся спортом. Никакого специального образования у меня нет. Поступил в Высший радиотехнический колледж, но быстро понял, что высшая математика — это не мое. С женой держим небольшой бизнес, так и зарабатываю на жизнь.
Мясо я перестал есть в 16 лет, когда учился в 11-м классе. Сейчас уже сложно вспомнить, с чем это было связано. Может быть, и с музыкой. В моем кругу общения были музыканты, которые мясо не ели. Постепенно решил, что откажусь и я. В 18 лет перешел на строгое вегетарианство, то есть на веганство.
На начальных порах, кроме мяса, перестал употреблять продукты, полученные при помощи убийства животных. Например, деревенские яйца, ведь они фактически являются зародышами. Или желтые сыры — их делают на сычужном ферменте, который «достается» из желудков телят. Все это вегетарианские темы.
Часто спрашивают, была ли у меня «ломка», когда перестал есть свинину и говядину. Наверное, нет. Хотя, если подходить с медицинской точки зрения, я действовал не очень правильно. Менять рацион надо постепенно, а не одномоментно, в один день. Многие говорят: «Отказался от мяса — начались проблемы со здоровьем». Спрашиваю: «А что ели»? — «„Роллтоны“, а еще пил…» Конечно, результат в таком случае будет отрицательным.
— Вопрос насчет алкоголя…
— Есть такое понятие, как стрейт-еджер — человек, который отказывается от употребления алкоголя, сигарет, наркотиков. Я стал им через несколько лет после того, как приобщился к веганству. Для меня это непересекающиеся вещи, кроме того, что сигареты жестко тестируют на животных. С 20 лет не пью и не курю.
Но есть так называемые «алковеганы», как их называют в шутку. Они от алкоголя не отказываются. Животных компонентов в нем нет.
Одежда
— С одеждой было сложнее. Кожаную носить продолжал, в гардеробе оставалось много таких вещей. Не представлял, как можно отказаться от кожаной обуви. Но постепенно, с развитием интернет-торговли совершать покупки стало проще. На зиму заказал теплую куртку Columbia на синтетике, начал покупать туфли и ботинки из качественного кожзама. Doctor Martens, New Balance делают весьма неплохие модели.
Вегетарианцы носят шерсть, веганы — нет. Но какого-то жесткого свода правил не существует. Кто-то, не исключаю, считает, что в доме можно держать собачку колли, связать из ее меха теплый свитер — и это будет нормально.
— Держать домашних животных, кстати, можно? Ведь тем самым вы ограничиваете их свободу…
— Лично у меня ни кошки, ни собаки нет. Насколько я знаю, на Западе, если у вегана есть домашнее животное, то оно спасенное или его взяли из приюта.
Спорт
— В школе я был освобожден от физкультуры. Всегда был очень худым, в 18 лет весил всего 63—65 килограммов. Немного занимался тайским боксом, а потом мне надоело быть «дрыщом», и я пошел в спортзал. Долгое время делал все неправильно: без должной подготовки, с перерывами, без правильного подхода к питанию. «Качаться» всерьез начал летом 2010 года.
Никто не верит, что в школе я был освобожден от физкультуры. Но после того, как отказался от мяса, врожденные болезни куда-то исчезли, «испарился» ПМК. Я не медик, поэтому не буду утверждать, что здесь есть прямая связь. Но от многих людей слышу, что они стали более энергичными, у них появилось больше сил после отказа от мясных продуктов.
Пока «качаюсь» для себя, на соревнования не езжу. Спортсменов-веганов хватает, даже бодибилдеры и стронгмены на Западе есть. Но не в наших краях. В Беларуси, России, других странах СНГ много веганов-легкоатлетов, в Москве даже существует команда по пауэрлифтингу «Вегетарианская сила». Но чтобы «качаться», наращивать мышечную силу — таких людей немного. Многие в соцсетях пишут, что я для них пример. Это приятно.
Поход в магазин
— Веганы, в отличие от вегетарианцев, не покупают продукты, полученные не только путем убийства животных, но и их эксплуатации. То же молоко я не пью. Когда меня спрашивают о том, что вегану нельзя, привожу банальный пример с батоном. В магазине читаю состав на упаковке: если там есть маргарин, то батон я не куплю, в нем могут содержаться животные компоненты. Если же написано четко «растительный маргарин», то покупать можно.
Давно составил список всяческих компонентов, «ешек» и эмульгаторов, которые производители обычно не расшифровывают и которые могут быть животного происхождения. К примеру, лецитин может быть соевым, подсолнечным и яичным. Я прекрасно знаю, что я ем, а что нет.
Что обычно покупаю? Так как рацион спортивный, работаю на набор массы, то приобретаю в основном продукты, богатые белками и углеводами. Каши, свежее тофу (соевый творог) в нескольких местах в Минске найти можно. Еще чечевицу, иногда орехи. Фрукты практически не беру. Когда минимум пять раз в день съешь по порции каши и белковой пищи, на них в желудке не остается места.
Жена с тещей говорят, что веганский рацион обходится дороже обычного. Я с ними спорю. Все зависит от того, что ты покупаешь, смотришь ли на качество продуктов.
Качество жизни
— Белорусская торговля, если честно, для веганов приспособлена не очень. В соседних странах выбор больше. Есть специальные веганские продукты, за рубежом это очень большой бизнес. У нас тоже продают, к примеру, чипсы Pringles с пометкой «веган». Я их не покупаю, потому что это корпоративный продукт.
Самое дорогое из того, что беру в магазине, — это, наверное, конфеты. Сейчас нравится «Грецкий орех в шоколадной глазури». Глазурь, разумеется, без молока, на растительных эмульгаторах. Часто балует и жена, готовит дома. На самом деле удовольствие от еды можно получать и без рыбы, курицы и стейков. Те же артишоки вкусно сделать. Те, кто утверждает, что без мяса качество жизни снижается, абсолютно «не в теме».
Что касается общепита, то специальных веганских меню в минских заведениях не держат. Исключение — кафе «Хулиган», которое недавно открылось. Когда прихожу в ресторан, обычно беру самые простые блюда. Салат, к примеру. Когда бываю на Ближнем Востоке, заказываю хумус.
Чтобы не отвечать тысячу раз на один и тот же вопрос «Чувак, ты питаешься одной травой?», Сергей выложил в интернете список блюд, которые он ест. И некоторых продуктов, которые покупает.
Философия
— Все мои знакомые давно привыкли к моему образу жизни. Мнение людей незнакомых мне безразлично. В дискуссии в интернете между веганами и мясоедами, к слову, почти никогда не вступаю. Не люблю никого «грузить».
Веганство для меня — это не течение, не движение, не идеология, а взгляд на жизнь. Скажем так, я стараюсь жить по избитому правилу: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Если меня никто не обижает, я не считаю себя вправе причинить кому-то боль, страдания.
Эта позиция относится не только к людям, но и к животным. Они слабые, беззащитные, я не вижу смысла применять к ним силу. Для меня дикость, когда группа вооруженных людей, охотников ради развлечения идет на убийство.
Веганы — это не секта. Повторюсь, я не пропагандирую свою позицию, я не миссионер. Никогда не буду приставать к людям, призывать их отказаться от убийства животных, от мяса. Если спросят — отвечу, расскажу про себя.
— Многие и спрашивать не будут — просто покрутят пальцем у виска…
— Пускай! Все это я бы объяснил консервативностью, косностью общества. Посмотрите, что люди покупают: мясо, хлеб, курицу, молоко. Они к этому привыкли. Если завезти в Беларусь интересный, эксклюзивный продукт, велик риск просто прогореть.
— Веган — это навсегда, или возможны «рецидивы»?
— Не буду зарекаться, но пока не представляю ситуацию, в которой я могу вернуться к прежнему образу жизни. Да и со временем люди отвыкают от мяса. Знакомый рассказывал: как-то на кухне случайно перепутал ложки, облизал ту, которой жена размешивала куриный жир. И вот его начало буквально выворачивать. Наверное, это уже на подсознательном уровне происходит.
— Своему ребенку вы будете прививать такие же взгляды?
— Детей у меня нет. Нас с женой, наверное, можно отнести к чайлдфри, но с веганством это абсолютно не связано. Если теоретически представить ситуацию, то мой ребенок был бы веганом с рождения, как, к слову, сын Пола Маккартни. А с 18 лет пусть делает что хочет — это его выбор и его жизнь.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by