Репортаж из зала суда: вынесен приговор сотрудникам «Экомедсервиса», виновным в смерти Юлии Кубаревой

 
31 января 2014 в 14:34
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский
Автор: Артур Боровой. Фото: Максим Малиновский

«Я обвиняю всех четверых медиков, которые проводили операцию: хирурга, анестезиолога, медсестру и медсестру-анестезиолога. Это почти как убийство. Я хочу, чтобы они отвечали за свои действия. Юлю элементарно можно было спасти…» — эти слова принадлежат Юрию Егоровичу Кубареву, человеку, похоронившему свою дочь. В апреле 2013 года в интервью Onliner.by отец девушки высказал сомнения относительно того, что виновные в трагедии будут наказаны. Но родители решили идти до конца, дело «закрутилось», и вот сегодня суд Октябрьского района вынес по громкому делу приговор.

Дом правосудия, зал заседаний, толпа журналистов. Обвиняемые заходят в помещение, стараясь не смотреть по сторонам. Родители девушки, кажется, ждут приговора с облегчением. Наконец все это закончится.

— Надо не в колонию-поселение, а в тюрьму, надолго, чтобы другим неповадно было, — тихо говорит кто-то из присутствующих.

— Да ничего этот суд в медицине не изменит, — отвечает ему мужчина, видно, врач.

Что не изменится точно: 25-летняя жительница Гродно Юлия Кубарева скончалась после пластической операции по коррекции формы носа в минском «Экомедсервисе». Операция прошла в конце марта 2013 года. Девушка не пришла в сознание, четыре недели проведя в коме. 23 апреля она скончалась.

После того как история попала в интернет, в газеты, на телевидение, на ситуацию отреагировал президент Лукашенко. Он поручил освободить от занимаемых должностей всех виновных медработников и административный персонал центра, а также применить к ним меры пресечения в соответствии с законодательством. Вскоре директор и вся операционная бригада: анестезиолог, хирург, медсестра — были задержаны (потом их отпустили под подписку). Стало ясно, что нас ждет образцово-показательный процесс.

Бывшая гендиректор Волжанкина
Анестезиолог пришел на заседание с большой спортивной сумкой…

Суд начался 9 января. На скамье подсудимых трое: бывший генеральный директор центра Галина Волжанкина, анестезиолог-реаниматолог Александр Шуров и главный инженер инженерно-эксплуатационного отдела Вадим Лихута.

К трагедии, по мнению гособвинителя Жечко, привела совокупность факторов. Гендиректор и главный инженер ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, в результате чего наркозно-дыхательный аппарат оказался неисправен, долгое время не обслуживался. Анестезиолог фальсифицировал информацию в наркозной карте пациентки, не проверил техническое состояние оборудования, вел себя непрофессионально. Не отреагировал вовремя на критическое состояние девушки…

Выслушав мнения сторон, сегодня судья огласил приговор. Врачу-анестезиологу Александру Шурову назначено наказание в виде лишения свободы на четыре года в колонии-поселении с лишением права заниматься врачебной деятельностью на пять лет; бывшему гендиректору медцентра Галине Волжанкиной — в виде ограничения свободы на два года без направления в учреждение открытого типа; главному инженеру центра Вадиму Лихуте — в виде лишения свободы на три года с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций, с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Отец и мать Юлии Кубаревой подали иск о возмещении морального и материального вреда — 10 млрд рублей. Гособвинитель резко снизил сумму, предложив компенсацию по 500 млн рублей каждому. В результате суд согласился с предложением прокурора. Также суд постановил взыскать с медицинского центра в пользу родителей умершей девушки около 75 млн рублей в качестве возмещения материального ущерба.

Родители погибшей девушки

Результативную часть приговора зачитали быстро, за 10 минут. После того как суд огласил вердикт, на лицах родителей Юли не отразилось никаких эмоций. Ни чувства удовлетворения, ни недовольства. Как бы ни завершился этот суд, дочь им никто не вернет.

Они сидели тихо на скамье, пока их атаковали журналисты. «Вы довольны приговором?», «Достаточно ли вам денег, которые дадут в качестве морального вреда?», «Можно ли говорить о торжестве справедливости?», «Разве это честно — давать три года за смерть девушки?»…

Отвечал в основном Юрий Кубарев. «Мы не акцентировали внимание на моральном вреде, деньги нам не нужны. Мы просто хотели, чтобы это стало примером для других», — тихо говорил он.

По словам отца, родителям не важно и то, сколько лет получили обвиняемые. Посадят ли их в обычную колонию, или в колонию-поселение…

«Пять лет, шесть? Разве в этом есть смысл? — рассуждал Кубарев. — Мы не будем обжаловать приговор, подавать апелляцию». «Поймите, Юли больше нет», — добавила его жена.

По мнению Аллы Кубаревой, сегодня были названы не все виновные. Родители убеждены: хирург Виктор Серебро, проводивший операцию, мог, но не стал оказывать их дочери требующуюся помощь.

— Если Серебро не будет привлечен к ответственности, пусть это останется на его совести, — сказала она.

Приговор еще не вступил в законную силу и может быть обжалован в течение 10 дней. Воспользуются ли этим правом бывшие сотрудники «Экомедсервиса», пока неизвестно. Адвокаты обвиняемых на этот вопрос отвечать не захотели.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by