Министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко во время прямой линии в газете «Рэспубліка» ответил на телефонные звонки читателей: рассказал о новых фармацевтических заводах и сообщил, что вскоре не меньше 50% лекарств в аптеках будут отечественного производства.
— Звоню из Гомеля. Меня зовут Николай. В последнее время в интернете много говорят о том, что Минздрав запретил импортировать лекарства. Правда ли это?
— Неправда. В нашу страну запрещен ввоз некачественных и фальсифицированных лекарственных средств, а также с истекшим сроком годности. В настоящее время в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано около 6000 наименований, из которых только 1200 — отечественного производства. Все зарегистрированные препараты представлены на белорусском рынке. В Беларуси активно развивается и собственное производство лекарственных средств. При этом необходимо отметить, что в стране создана эффективная система контроля за их обращением, она получила высокую оценку, в том числе международных экспертов.
— Еще вопрос. К 2015 году половина лекарств на нашем рынке должна быть белорусского производства. Получится достичь этих цифр?
— Перед нами стоит задача увеличить долю лекарственных средств белорусского производства до 50% в стоимостном выражении от общего объема внутреннего рынка медпрепаратов. Сегодня этот объем составляет 34%. В упаковках сегодня мы имеем уже 60%. Но у нас еще два года впереди. И я уверен, что в запланированные цифры и сроки мы уложимся. Для этого наращиваем объемы выпуска продукции и производственные мощности. В скором времени открываем два новых цеха: на «Белмедпрепаратах» и на Борисовском заводе медпрепаратов. Всеми предприятиями Беларуси с целью увеличения доли импортозамещения разработано и внедрено в производство 65 новых лекарственных средств и 9 субстанций отечественного производства. В том числе противоопухолевых, сердечно-сосудистых, антимикробных, ферментных. Также создаем совместные предприятия.
— Охотно ли идут инвесторы в белорусскую фармацевтику?
— При министерстве уже два года работает Департамент фармацевтической промышленности. Все это время его специалисты работали над привлечением инвестиций для развития отечественной фармацевтической промышленности. И вот сейчас к нам приходит шесть инвесторов. В следующем году они начнут строить либо собственные предприятия, либо совместные.
— Василий Иванович, недавно видела по телевизору, что в аптеках России обнаружили валидол и нафтизин с добавленным в них стеклом. Причем в довольно больших объемах. У нас с Россией открытые границы и действуют законы Таможенного союза. Не хлынут ли к нам подобные препараты? Что делается для того, чтобы защитить наш фармацевтический рынок? Елена, Минск.
— Подобные препараты к нам не хлынут. В Беларуси контроль за обращением лекарственных средств жестче, чем в Российской Федерации. И порядок допуска их на рынок иной. Независимые аккредитованные лаборатории республики проверяют каждую серию (партию) произведенного нашими предприятиями или ввезенного в республику лекарственного средства и выдают письменное заключение о качестве. Кроме того, специалисты государственных лабораторий без предупреждения изымают лекарственные средства из аптек для выборочной проверки качества. В России такого вида контроля нет.
Лекарственные средства — особый товар. Поэтому государство устанавливает жесткие правила, по которым они допускаются на рынок. Лекарство обязательно должно быть зарегистрировано, фармацевтическая деятельность — лицензирована, а мы имеем право контролировать лицензиатов. Еще одно. При регистрации лекарства проверяются не только его образцы, но и условия производства, то есть проводится инспекция с выездом на место производства. Согласно соответствующему соглашению между Минздравом Беларуси и Росздравнадзором мы взаимно постоянно обмениваемся информацией о выявленных некачественных лекарственных средствах для того, чтобы не допустить попадания их на свои рынки.