Новый директор белорусской фабрики «Элиз»: «Когда первый раз увидел расчетные своих швей — прослезился»

 
24 декабря 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Аркадий Соболев

«Элиз» — самая большая в Беларуси фабрика, которая производит мужские сорочки. Со стороны, глядя на советские интерьеры и «Зингер» в кабинете директора, можно подумать, что это предприятие — государственное. Но приватизация прошла еще в 1990-х годах, и с тех пор «Элиз» — на 100% частная компания. В последнее время фабрика переживала не лучшие времена. Но полгода назад компанию возглавил новый человек, и курс руководства изменился. Молодой генеральный директор фабрики Андрей Жук рассказал Onliner.by о том, почему мужские сорочки «Элиз» можно сравнивать с лучшими западными брендами, чем плох литовский рынок и как швее можно много заработать.

Андрею Жуку 32 года. В швейном бизнесе он, человек с высшим юридическим образованием и владелец 5,9% акций «Элиз», новичок. Но уже успел услышать немало претензий, которые покупатели предъявляют к фабричным сорочкам.

«Есть такая тенденция: белорусы не доверяют отечественному товару, считают, что он должен быть очень дешевым, продаваться чуть ли не бесплатно, — говорит Андрей Жук. — Но ведь хорошая, качественная ткань сама по себе недешевая: стоит минимум €6 за один метр. А ведь еще нужно оплатить нитки, пуговицы, работу швей, аренду магазина… Наши мужские сорочки ничем не хуже западных брендов. Просто наша продукция не такая раскрученная. Россияне, например, когда приезжают в Минск и видят цены „Элиз“, удивляются, говорят: „У вас тут социализм! Такие низкие цены!“»

И все же директор фабрики не собирается идеализировать продукцию «Элиз»: «Да, признаюсь, раньше у меня тоже было такое впечатление, что „Элиз“ — это нечто дешевое и несуразное. Но так было раньше. Сейчас мы разработали новую конструкцию, чтобы мужская сорочка действительно стала приталенной, а не просто называлась таковой. Отправляли модельера и маркетолога во Францию на выставки, вкладывали в это деньги. И не пожалели. Новый дизайн сорочек мне нравится! Разница есть. Кроме того, серьезно занялись модернизацией и автоматизацией всей фабрики. На предприятии работает 700 человек, а бухгалтерский учет ведется в Excel. Этого не должно быть! Это XX век, а не XXI. И окна нам пришлось менять, и двери, ставить тепловые шторы, а то, извините, ветер дул со всех сторон. Что и говорить, предыдущее руководство фабрики оставило кредиторскую задолженность в 9 млрд».

Сейчас предприятие постепенно увеличивает прибыль и расплачивается с долгами. Около 40% своей продукции фабрика поставляет на экспорт. Основной рынок, как и следовало ожидать, — Россия. На днях, к слову, должен открыться фирменный магазин «Элиз» в Уссурийске. Идут переговоры о поставке сорочек и галстуков в Литву и Чехию.

«Я не очень оптимистичен насчет Литвы, — признается Андрей Жук. — Да, все любят съездить туда на выходные „пошопиться“, но в будние дни там ничего нет. Я приехал на деловую встречу среди недели и в 11 вечера не мог найти ресторан, чтобы покушать: все было закрыто. А ведь в Минске на проспекте все гудит до 2 часов ночи… Я это говорю к тому, что Литва — это маленький закрытый рынок, куда мы так просто попасть не сможем».

При этом конкурировать в плане цен с другими производителями «Элиз» не собирается.

«Мы не стремимся победить за счет цены, — говорит директор фабрики. — К примеру, наши сорочки класса люкс (марки Tino Aretty) стоят от 300 тыс. до 660 тыс. Но для них используется очень качественная ткань, и я не слышал никаких претензий к этой продукции».

Самая дорогая сорочка «Элиз» — под маркой Tino Aretty — стоит 660 тыс.

Чтобы изменить ситуацию на фабрике, где еще в 2012 году средняя зарплата была 2 546 000 рублей, Андрею Жуку и его партнерам-акционерам пришлось вкладывать личные средства и брать валютные кредиты у банков.

«Когда я первый раз увидел расчетные своих сотрудников — прослезился. В 2013 году среднемесячную зарплату мы уже смогли поднять до 3 750 000 рублей. А с 1 января еще на 20% увеличим зарплату швей. Чтобы хорошо зарабатывать, нужно быть опытной швеей, проработать хотя бы пять лет. Тогда можно получать пять и даже семь миллионов. А нынешним девушкам, к сожалению, проще устроиться в „Евроопт“, чем получать стаж на фабрике», — говорит директор.

«Я получаю здесь миллион, поэтому жду августа, когда закончится контракт, а потом уйду», — говорит термоотделочница Женя. Выпускница Узденского лицея, она работает в цеху по восемь часов пять дней в неделю, чтобы получить свои деньги.

Женя охотно говорит о том, что с приходом нового директора на фабрике многое изменилось. Но зарплаты пока что остались прежними, с сожалением замечает девушка.

«Вы поймите, Женя у нас не швея, только недавно была ученицей, поэтому и зарплата еще не такая, как хочется молодежи», — поясняет начальница цеха Алла Васильева.

Андрей Жук делает упор на то, что для фабрики наступят хорошие времена, когда ребрендинг будет закончен. Откроется обновленный магазин в Минске на проспекте Независимости, расширится ассортимент в фирменном магазине в «Столице»… Еще важно набрать хороший персонал.

«Допустим, покупатель придет в магазин по зову рекламы, а ему нахамит продавщица. Он подумает: „Дураки!“ — и уйдет. Поэтому рекламу пускать пока рано. К тому же это самый дорогой способ привлечения потребителя», — считает директор.

«Не буду скрывать: я хочу заработать деньги. Но еще я занимаюсь всем этим ради того, чтобы гордиться и собой, и фабрикой», — подытожил бизнесмен.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by