Белорусский бизнесмен из Швеции в 16 лет уже имел первый миллион долларов: «Большие деньги зарабатывают только мозгами»

 
20 декабря 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, beltitan.by
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский, beltitan.by

Узнать про Амида Набизаду из социальных сетей или газетных вырезок практически невозможно. А ведь этот бизнесмен со шведским гражданством и афганскими корнями, недоступный для журналистов и светских сплетников, входит в топ самых успешных предпринимателей Беларуси. Самому Амиду, 30-летнему владельцу «БелТитана», не особенно нравится рассуждать об элите и миллиардах. И все же шведский бизнесмен согласился рассказать Onliner.by о том, как в Беларуси можно заработать большие деньги, что значит быть успешным мужчиной и почему красные дипломы мешают людям.

— Как так вышло, что ваши корни — в Афганистане, гражданство — шведское, а бизнес — в Беларуси?

— Я родился в Афганистане. Отец — военный, мама — учительница математики. Классическое семейство с семью детьми. Немало времени мы провели в Москве, когда отец получал там высшее образование. Папа у меня был коммунистом, дослужился до чина генерал-майора. Затем из Афганистана мы иммигрировали в Швецию. Там я и вырос. В Стокгольме большой родительский дом и мой собственный дом, там учатся мои дети, живут все родственники… Туда я приезжаю на праздники и выходные. Дома все свободно говорят на русском, шведском, английском и фарси — абсолютно интернациональная семья… Вообще, дом там, где человеку хорошо, а не там, где он родился. Для меня лично родина там, где есть работа. Так сложилось, что последние десять лет я строю бизнес в Беларуси. Сейчас это мой дом и моя родная страна.

— Это правда, что в 16 лет вы улетели в другую страну и стали самостоятельно зарабатывать деньги?

— Да. Родители воспитывали нас с установкой, что все сыновья (а их в семье пятеро) должны быть на вольных хлебах. Свой первый миллион долларов я заработал, когда мне было 16 лет. Тогда я улетел в Китай и с нуля создал торговую компанию. Работали через интернет. Я создал сайт — тогда это все еще было в новинку. Чтобы зарегистрироваться на крупнейшем в то время мировом сайте интернет-торговли alibaba.com, нужно было заплатить $450. Это были тогда для меня большие деньги.

Когда я заполнял документы для китайской визы, в графе «Цель поездки» написал «Бизнес». Сотрудник консульства был очень удивлен: «Какой бизнес? Вам 16 лет! Где ваши родители?» Но я ответил, что лет мне, может быть, всего 16, но соображений достаточно, чтобы начинать собственное дело. Сотрудник консульства рассмеялся и открыл-таки мне деловую визу на год. Когда я прилетел в Шанхай, пограничники долго смотрели то на меня, то на визу: «Здесь, видимо, ошибка. Вы же турист, а не бизнесмен?» В конце концов пропустили меня со словами: «Добро пожаловать в Китай!» Через год я уже имел первый миллион долларов.

— Почему вы решили вести дела в Беларуси, ведь многие предприниматели жалуются на здешний суровый бизнес-климат?

— Впервые я оказался в Беларуси в 2000 году. «Чудесная страна, — подумал я. — Но здесь же ничего нет!» Тогда и сайты были у считаных компаний. Пришлось изучать рынок другими способами. Заходил в магазин, рассматривал товары и этикетки. Куда ни гляну — все государственное! А ведь частные компании способны производить ту же продукцию, что и государственные, но со стопроцентным успехом. И я рискнул рассматривать Беларусь как объект для долгосрочных инвестиций.

Кроме того, в те годы — 1999—2000 — для меня на первом месте была физическая безопасность. Я изучал Петербург, Киев, Москву. Но в новостях все время показывали, как там кого-то убили, взорвали… Для меня это было диковато. После тех же Швеции и Китая.

К тому же рынок в Беларуси «голодный» — он нуждается в новых услугах, производствах, бизнесах. Я долго думал, что принесет прибыль в этой стране и будет пользоваться постоянным спросом. В итоге остановил свой выбор на производстве полимерных материалов — полиэтилене, проще говоря. Ведь пищевая пленка и упаковочные материалы всегда нужны и крупным предприятиям, которые производят молоко, пиво, стройматериалы, и средним, и мелким. Они нужны в любой отрасли промышленности. Одним словом, я решил: рискну, начну стартап! Так и появился «БелТитан».

Когда мы только начинали, в компании фактически работало 18 человек. Мы производили тысячу тонн полиэтилена в год. Но я увидел в этом бизнесе более серьезный потенциал. Ездил по всей Беларуси в поисках подходящего помещения. В итоге нашел нужный вариант — здание убыточного завода под Новополоцком. Помещение досталось нам в заброшенном виде: старые стены, никакой кровли и коммуникаций, повсюду закаменевшие ядовитые отходы 30-летней давности. Но уже через год завод было не узнать, в том числе благодаря поддержке государственных структур. То есть, несмотря на 100% частных инвестиций, «БелТитан» — наглядный пример успешного сотрудничества государства и бизнеса.

Завод «БелТитана» в Новополоцке в 2011 году:

Этот же завод в 2013 году:

— Согласно официальным данным, в этом году «БелТитан» предлагал самую высокую зарплату инженерам-технологам в Витебской области. Чем можно объяснить такую щедрость?

— Моя политика — брать работников не старше 30 лет, платить им зарплату на 20—30% выше, чем в среднем по рынку. Желательно, чтобы у персонала были семьи и как минимум один ребенок — это привяжет их к Новополоцку или окрестностям, где находится наше производство. И действительно, сегодня средний возраст в нашей компании — 30 лет. Кроме того, между нашими сотрудниками мы создали здоровую конкуренцию. Все это привело к успеху. Сегодня мы зарабатываем на полиэтилене, полиграфии и поликарбонате миллионы долларов, но будем зарабатывать миллиард — это цель моего бизнеса сейчас.

— Что нужно сделать мужчине, чтобы зарабатывать много денег?

— В первую очередь, нужно поставить себе цель: что ты хочешь от этой жизни? Причем очень важно поставить себе амбициозную, большую цель минимум лет на десять, а то и на двадцать. Затем нужно подробно расписать стратегию. А вообще, как я люблю говорить: подними себя с одного места и работай! Я фактически работаю 24 часа в сутки и вижу результат… Однако тот, кто будет 24 часа в сутки работать руками, просто не найдет времени, чтобы поработать головой, подумать о деньгах. Большие деньги зарабатываются только мозгами, а не руками. Для того чтобы заработать, нужно много думать и быстро принимать решения. Предприниматели — это люди, умеющие принимать решения и рисковать. Я рискую каждый день: покупаю, продаю, распоряжаюсь огромными суммами… А миллионы людей не хотят рисковать. Они знают, что вовремя приходят на завод и вовремя уходят. У них стабильность — «и так все хорошо».

— Причисляете ли вы себя к белорусской бизнес-элите? Что такое, на ваш взгляд, элита?

— По всему миру — неважно, в Америке ли, в Англии, в Китае, в России — есть 20% очень богатых людей — так называемая элита. И в Беларуси тоже, несмотря на непростые условия, постоянные девальвации, есть свои успешные предприниматели. Хотя зарабатывать деньги в этой стране не так легко. Еще 30% людей — это средний класс. Элита — это те люди, которые рисковали, когда зарабатывали деньги. Это могут быть и спортсмены, и бизнесмены. Как правило, у людей, которые зарабатывают большие деньги, нет профильного образования. Здесь золотые медали и красные дипломы совершенно не нужны. Все эти академические знания, особенно куча дипломов, только мешают принимать решения. Потому что много знаний — это прежде всего страх. А страх в бизнесе — главный тормоз. Предприниматель должен видеть перед собой только прекрасную картину счастливого будущего. Тогда успех обеспечен.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by