Доля отечественных товаров для детей в розничной торговле составляет 60—80%. В Беларуси, по данным Минторга, не выпускают музыкальные, радиоуправляемые и электрифицированные игрушки, бутылочки для кормления, соски, пустышки, погремушки, ходунки, стульчики для кормления, автокресла, манежи, мячи, бассейны, многие виды канцтоваров. А что происходит с теми позициями, которые в Беларуси производятся?
Авто
«Мы с мужем стараемся покупать белорусские игрушки в детских магазинах „Буслік“, „Баюшки“. Но вот коляску купили импортную. Управлять ею могу пальцем одной руки, помощь нужна лишь при подъеме на ступеньки», — рассказывает молодая мама Екатерина Васюк.
Два года назад на предприятии ОАО «ЭКТБ» в Минске наладили выпуск белорусских колясок. Стоит коляска-трансформер 1 млн 430 тыс. рублей, дешевле польских аналогов. По словам производителя, бо́льшая часть комплектующих покупается в Польше, в Беларуси делается люлька для малыша, москитная сетка и дождевик.
«Если сравнивать с моей импортной коляской, — говорит Екатерина, — то белорусская для меня тяжеловата и не совсем легка в управлении».
В любом случае, при более 100 тыс. рождений в год «ЭКТБ» производит ежегодно всего 250 колясок. Это не решает проблему импортозамещения.
Подгузники
В феврале 2013 года в продаже появился еще один импортозамещающий товар — белорусские подгузники под торговой маркой Sensobaby. Выпускают их в деревне Полыковичи-2 Могилевского района. По словам производителя, рынок подгузников один из самых сложных: гиганты его держат крепко. Pampers в нашей стране занимает 37—40% рынка, Huggies — около 20%: «Мы за год работы успели охватить около 6—7%. На следующий год перед нами стоит задача в 10—15%. Существуют договоренности с Белкоопсоюзом, но когда дело доходит до конкретного райпо, то попасть на полки магазинов не так уж легко. Удивительно, что импортозамещающий товар не имеет никаких привилегий, а на равных конкурирует с иностранными компаниями с огромнейшими рекламными бюджетами и сложившейся за десятки лет репутацией».
Одежда
Каждый год накануне 1 сентября активно обсуждают тему школьной формы. Создается впечатление, что, кроме школы, наши дети никуда больше не ходят. Как обстоят дела с любимой повседневной одеждой для детей — джинсовой?
«Джинсовую одежду в стране не выпускают. И если организовать ее производство, она будет чересчур дорогой и не сможет конкурировать с импортными аналогами, — считает представитель „Беллегпрома“ Елена Дубовец. — Хотя сейчас поступили предложения от турецкой компании о производстве джинсовой ткани. Будет своя джинсовая ткань — будет и одежда. В какой форме наладим сотрудничество, говорить пока рано».
Лекарства
Забежала в аптеку со списком детских препаратов, чтобы разузнать: можно ли купить отечественный аналог? Белорусского препарата от коликов нет, жаропонижающего ибупрофена нет, противовирусного афлубина или генферона — тоже. Выходит, одними белорусскими препаратами детишек и не вылечишь-то.
«В нашей аптечке 50% — белорусские препараты, 50% — импортные, — рассказывает Елена Васюк. — Нам год и два месяца, ОРВИ не переносили. Лишь однажды в поликлинике ибупрофен прописали. Возможно, зубы резались. Носик однажды заложило, супруг просил выписать льготный рецепт, в поликлинике ответили: белорусского лекарства нет. Муж пошел и купил в аптеке зарубежный спрей за 150 тыс.».
Питание
«Мы ежегодно проводим мониторинг рынка детского питания в РБ, и один из вопросов, который задаем мамам: „Кто рекомендует определенную смесь?“ В прежние годы получали результат: 70% составляли рекомендации доктора. Вчера предварительными результатами исследования были потрясены: на первом месте (50,1%) информация с форумов, интернет-порталов и только 39,8% — от доктора. Эта ужасно. Форумы содержат совсем неграмотную информацию. В этом и причина детских проблем. Организм ребенка индивидуален, и именно доктор должен подобрать нужную смесь», — считает представитель «Беллакта» Наталья Карач.