На связи с духами: репортаж о жизни белорусской шаманки

 
4710
162
27 ноября 2013 в 11:42
Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев

Испокон веков люди обращались к ним за помощью: у одних гибнет скот, у других выпивает муж, а третьим здоровье нужно поправить. Их считали хранителями деревень и почитали, опасались и убивали во время революций. Так кто же такие шаманы? Целители, предсказатели, посредники между людьми и духами или манипуляторы, дурачащие наивных людей? Об этом и многом другом — в репортаже Onliner.by.

Найти истинных шаманов, а тем более в Беларуси, — задача довольно сложная. Эти люди не жаждут внимания публики и не спешат делиться своими знаниями. Однако нам удалось пообщаться с ученицей и женой одного из самых известных шаманов — Евгения Батуева, которого ныне уже нет в живых.

Деревня, где живет Татьяна, на картах не обозначена. Долго петляя по лесным дорогам, мы, наконец, находим заветный дом. Тут же нас встречает Рокси — пес-хранитель, как утверждает хозяйка. Двор полон и другой живности: козы пожевывают сено, чинно прогуливается лошадь, поросята разбегаются в разные стороны.

«У меня еще овцы были, — рассказывает Татьяна. — Я продала их очень дешево: деньги нужны».

Мы удивились, как женщина одна справляется с таким хозяйством. «На зиму хочу перебраться в город, — говорит шаманка. — Лошадь на мясо придется сдать».

«Красавица кобыла! Ни в коем случае на мясо!» — откуда ни возьмись появляется сосед Кириллович. Мужчина помогает Татьяне по хозяйству. А на зиму за главного здесь останется Сергей — ученик шаманки.

Войдя в дом, встречаем девочку — дочь нашей героини. Она увлеченно смотрит «Битву экстрасенсов». На тумбе лежит череп, по всей видимости, бараний. А вот и портрет шамана Евгения. «Мой муж, друг, учитель. Эти десять лет совместной жизни были лучшим временем. Для меня других шаманов не существует. Мать Жени из рода Чингисхана. К нему многие приезжали учиться, но посвящение есть только у меня», — рассказывает Татьяна.

Шаманы убеждены, что все в мире обладает душой: люди, животные, растения и даже предметы. «Мы посвящаем свою жизнь общению с духами. У них есть иерархия: нижний, средний и верхний уровни. Это могут быть как низшие сущности, так и духи стихий, духи — покровители мест, духи болезней», — объясняет собеседница.

Для общения с духами необходимо провести ритуал камлания. Ритмично постукивая в бубен или играя на варгане, шаман постепенно входит в транс. В этом состоянии он способен общаться с демонами, с богами, с душами умерших. «Такой человек в любой момент может впасть в транс. Впрочем, непосвященный еще переживает шаманскую болезнь. Главное — не спутать ее с шизофренией или депрессией, — рассказывает Татьяна. — Шаманская болезнь не лечится. Ее надо пережить, выстоять. Ведь духи сами выбирают человека, который должен стать шаманом. Если он будет упорно сопротивляться, то может дойти до сумасшествия».

Избранники духов несколько раз в год проводят обряды. Например, в день зимнего солнцестояния. «Таким образом мы включаемся в ритм земли. Это день, когда духи могут прийти в наш мир. Приглашаем их к костру, к угощению, — поясняет героиня. — Я не могу описать те ощущения, которые испытываю! Представьте, как вы приезжаете из деревни в Москву. Там совсем другой ритм движения. Если вы его не поймаете, будете то и дело спотыкаться, теряться. Но как только вы ловите эту волну, все меняется. Так и в данном ритуале. Мы ловим волну, чтобы жить в ритме с природой, с землей».

Угощают духов фруктами, блинами с вареньем, вином. Не обходится и без жертвоприношений. «Бывает, что человек сильно переживает из-за потери близкого. Кто-то умер, к примеру. В таких случаях он теряет частичку своей души. Ему постоянно будет чего-то не хватать. Так вот шаманы могут вернуть эту часть души. Но в мире духов такие же условия, как и у нас. Хочешь палку колбасы? Заплати! Хочешь вернуть душу? Дай мне душу взамен, — говорит Татьяна. — Поэтому режется овца, то есть забирается ее душа».

Все шаманы общаются с духами по-разному. «Это не видения, не звуки. Это осознание без слов. В какой-то момент просто приходит понимание», — откровенничает наша героиня.

Одежда шамана — своеобразная визитная карточка, попытка воссоздать образ зверя или птицы, подчеркнуть связь с животным-тотемом. «По одежде можно определить, какое посвящение у шамана», — продолжает собеседница.

Важно соблюдать моральные принципы и законы. «Нельзя отказать человеку, который пришел за помощью. Но только в том случае, если он обратился правильно, — рассказывает Татьяна. — Шаман тратит много сил, выполняя работу. Не стоит приходить с пустыми руками. Подарок должен быть равноценным просьбе».

Чаще всего нашу героиню просят решить любовные проблемы. «Все „присушить“ хотят. Не понимают, какой вред могут нанести человеку. Это же неестественная связь душ. В итоге таким людям будет плохо и вместе, и порознь, — возмущается шаманка. — Бывает, что у человека постоянно повторяются какие-то ситуации. Приезжала женщина, у нее пили оба сына и муж. Это же как страшно! Значит, есть кармическая проблема. В этом шаман помогает разобраться, работает с душой».

«Люди хотят, чтобы над ними помахали руками, „присушили“ всех прекрасных кавалеров и наделали гадостей соседям. Но физические проблемы надо решать на физическом плане! Если хочешь насолить соседу, пойди и дай ему в морду, а не к духам обращайся, — говорит Татьяна. — Потому что у этой стрелы два конца. Один автоматом ударит и по тебе. Потом будущие поколения будут расплачиваться».

«Человеку всегда проще в своих проблемах обвинить кого-то другого. А когда я говорю, что он сам виновник своих бед, начинает обижаться. Какой бы ритуал шаман ни делал, если человек ленивый и не хочет сделать шаг навстречу своей мечте, духи ничем не помогут, — уверена женщина. — Людям даются такие испытания, через которые они сами должны пройти. Шаман может только направить, помочь найти свой путь».

Своим сверхъестественным способностям шаманы не всегда рады. «С этим жить тяжело. Сейчас популярна эзотерическая литература. Люди желают быть экстрасенсами. А зачем? Вы хотите постоянно видеть болезни на человеке, знать его мысли? Если не умеешь закрываться от этого, свихнешься, — говорит Татьяна. — Запахи гораздо тоньше чувствуются. Вот животные пахнут хорошо. Но как-то я зашла в метро и сразу же вылетела оттуда. Потому что человек пахнет ужасно».

Зачастую шаманизм ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в экстатический транс, предсказывать будущее или исцелять еще не делает человека шаманом. «В Беларуси много болот. А болото — это символ трансформации. Раньше шаманы приезжали сюда перед тем, как получить следующее посвящение, выйти на новый уровень силы. Жили на нашей земле и ведуны, и так называемые люди-змеи, — рассказывает женщина. — Но сейчас многие называют себя шаманами, а по сути ими не являются. Шарлатанов хватает. Только они не знают, что отвечать им придется по одежке. Если человек лезет туда, куда не следует, ему сложно будет помочь».

«Необязательно бегать по шаманам в попытке снять надуманную порчу. Люди очень часто сами придумают себе проблемы. Вас никто не сможет сглазить, если вы в это не верите», — констатирует шаманка.

Археологи заявляют, что шаманизм существует уже около двадцати тысяч лет. Однако не исключено, что он зародился гораздо раньше. С тех времен и по сей день шаманы не очень-то жалуют друг друга. На удивление, даже сейчас наблюдается некоторая разрозненность. Нам удалось пообщаться с несколькими представителями этой древней культуры. Все они критикуют своих «коллег». «Каждый шаман при посвящении четко знал свой клан и предназначение. Существовали даже шаманские сражения, — говорит Татьяна. — Сегодня же идет борьба за клиентов, но это глупо. Невозможно быть всезнающим и уметь все. У каждого своя специализация. Если я не могу помочь человеку, то всегда посоветую обратиться к тому, кто в силах это сделать».

Бестселлеры о шаманизме американского писателя Карлоса Кастанеды весьма популярны у современной молодежи. Тем не менее, не стоит забывать, что это художественная литература. «Кастанеда описывает личный путь, свой взгляд. Его книги сметают, а лучшая литература остается незамеченной», — удивляется наша героиня.

При упоминании шамана представляется бурят в экзотической ритуальной одежде, бьющий в бубен и взывающий к духам. Но сегодня шамана не так уж и просто узнать. В повседневной жизни наша героиня Татьяна носит простую одежду. Скромная кареглазая женщина, которая смущается перед фотокамерой, ухаживает за хозяйством, воспитывает дочь и водит автомобиль. Жители деревни считают, что «шаманка» — это всего лишь прозвище.

На улице уже стемнело. «В это время духи особенно активны. Вы тоже можете их увидеть, если приглядитесь», — провожает нас Татьяна. Духов мы не увидели, но насладились потрясающей тишиной шаманского хутора, окруженного высокими елями и березами.

В Беларуси есть истинные хранители этой древней культуры. Они чтут традиции и законы. Живут как в городах, так и в деревнях. К ним обращаются за советом и за помощью, когда традиционная медицина уже ничем не может помочь. Встретиться с ними бывает довольно сложно. Куда проще найти по объявлению шарлатана, обещающего «спасти от всех бед». Он по телефону называет цену за свои услуги, даже не вникнув в суть проблемы. Но посвященные шаманы уверяют: «В большинстве случаев человек способен помочь себе сам. Достаточно изменить свой образ жизни и отношение к людям».

Источник: Татьяна Никитина. Фото: Аркадий Соболев
ОБСУЖДЕНИЕ