Бывший чиновник Мингорисполкома, наш читатель Евгений по приглашению японцев из Сендая, города-побратима белорусской столицы, побывал в Стране восходящего солнца. В течение недели он жил в японских гостиницах, ходил в кафе и магазины, знакомился с местными порядками и пришел к выводу, что школьный тезис «Токио — дорогой город» можно вычеркивать из учебников минчан.
* * *
Первое, что поражает при сходе с трапа самолета, — не поверите — чистота. В дальнейшем это удивление только крепло. За лужи на улице японцы очень долго извинялись: «Несколько лет назад город накрыло цунами, и не все успели довести до порядка».
К английскому языку и туристам в целом японцы относятся сдержанно: английского почти нет, язык мало кто знает, туристам грубят. По местным меркам. Мне, например, контроль в аэропорту показался очень вежливым, но встретившие японцы потом сказали, что пограничник был со мной очень резок.
Японское метро — это конец света для новичка. Вы спускаетесь под землю и видите вот это:
К одной станции можно ехать разными маршрутами, которые стоят по-разному (в схеме указаны цены от места, где вы находитесь). Номера маршрутов указаны на краю платформы. Здесь же откроются двери вагона. Желтые линии — границы, в рамках которых стоят пассажиры, ожидая поезд. В часы пик люди в белых перчатках уплотняют японцев в вагоне, подталкивая крайних.
По метрополитену ходят экспрессы между городами и собственно городские поезда. Вы можете стоять на платформе, в то время как мимо пронесется экспресс на скорости 150 километров в час.
Повсюду вендинговые автоматы: шоколадки, вода, кофе. Очень популярна вода с каким-то молоком: очень освежает.
В Японии есть понятие скрытой безработицы. Возможно, причиной тому служат высокие технологии. Мы были в кафе, где ты сам заказываешь в электронном меню блюда, оплачиваешь, а официант приносит уже готовую еду.
При этом встречается следующая ситуация. Трое дорожных работников поправляют бордюрный камень: один работает, двое извиняются перед прохожими и регулируют их движение. Или какой-нибудь мужик с 9 до 21 с важным видом (на самом деле, он прямо гордится) держит табличку с указателем ближайшего туалета. За такую работу он получает около $1500. Это меньше, чем средняя зарплата, но жить позволяет. О ценах ниже.
По всему городу и даже в зданиях — навигация для слабовидящих.
На станциях очень много сотрудников. В микрофон они объявляют о прибытии поездов, начале и завершении посадки. Большой проблемой японского метро стали суициды. Сотрудники на платформах следят за толпой. В особо острых ситуациях платформы огораживают.
В вагонах — USB-зарядки. С интернетом для приезжих беда. Открытого Wi-Fi почти нигде нет, а если есть, то очень медленный. Японцы пользуются 4G по своим тарифным планам и не заморачиваются.
Единственное, что показалось мне очень дорогим, — это проезд. Два часа от Токио до Сендая (около 360 км) обошлись в $130.
Климат вообще любопытный. Несмотря на 14—15 градусов, мне было комфортно в майке. Быстро прошел кашель, сваливший меня в Беларуси. И быстро, кстати, вернулся, когда я приехал на родину.
Гостиницы есть разные по стоимости. Но в Минске цены выше. В Киото я жил в номере за $80. Обычный «сингл». Унитаз с пультом управления.
Традиционное японское спальное место. Здесь — для троих. Пододеяльники с огромным вырезом. Наверное, чтобы быстрее заправлять можно было.
В каждом гостиничном номере — несколько пар тапочек. Сначала тапочки обязательны вместо обуви. И отдельные тапочки для туалета. Японцы очень расстраиваются, когда их гости путают туалетные тапочки.
Классическое развлечение для туристов — понажимать на кнопочки. Я не стал рисковать и сначала понажимал, стоя лицом к унитазу. Вдруг выехала пластиковая трубка, и вода начала фонтанировать вверх. Еле успел накрыть крышкой. Напор и температура воды для мойки регулируются. А вот подогрев сидушек мне очень понравился — рекомендую. Есть почти в каждом японском унитазе.
Классический японский туалет. Задняя высокая стенка предотвращала загрязнение кимоно.
Японцы завернуты на чистоте. Портативная мойка для интимных мест.
Еда японцев в последние годы стала для белорусов привычна и знакома. Но, честно говоря, суши суши рознь. Обычно японцы берут лапшу, которая подешевле. Суши — более дорогая еда. Но я с них здесь почти не слезал. Божественно. Счет в кафе (ниже) на 6 человек составил $120 — наелись «до пуза».
Модное направление — жидкий сахар (капсулы в стакане). Экономит время, потому что размешивается за пару секунд. Бесплатная вода — в каждом кафе.
Любителям алкоголя в Японии будет легко, а вот найти местную компанию для выпивки сложнее. Пьют мало. Пьянеют быстро. Если японцу предстоит выпивать и на следующий день ожидает важная работа, он, как и многие азиаты, принимает перед выпивкой таблетки, нейтрализующие действие алкоголя.
Цены на алкоголь сопоставимые. Любопытна такая форма: в современном караоке-клубе можно снять комнату для компании на два часа с безлимитным пивом и сакэ. На каждого это будет стоить примерно по $25. Пиво очень вкусное. «Асахи», которое продается в Беларуси, популярно, но еще больше — «Саппоро».
Вообще цены (добавляйте два ноля к иенам, чтобы получить примерный ценник в белорусских рублях) магазинах оставили смешанное впечатление. Некоторые продукты дороже, чем в Беларуси, но большинство цен сопоставимо. Вспомнил, как в школе нас учили: Лондон и Токио — одни из самых дорогих столиц мира. Что ж, Минску осталось совсем немного до статуса элитного города.
Большая часть автопарка — «Тойоты». Очень много суббрендов, которые нигде в мире больше не продаются. Пока японец не скажет себе, что достиг всего, не купит черную машину. Поэтому все ездят на белых. Бензин стоит $1,3. Но парковка сверхдорогая.
Японская школа не поражает техническими интерьерами. На входе традиционные тапки и ящик для зонтов. Здесь их оставляют. Такая же система в магазинах. Не воруют.
Все внимание японской системы образования направлено на развитие потенциала в детях. Поэтому они проводят в школе очень много времени: учатся, поют, танцуют, занимаются спортом. В обычных классах — дети с ограниченными возможностями. Здесь не принято их отделять.
Отдельного кабинета у директора нет — только отдельный стол в учительской.
У японских работников есть график дня. Однако чаще всего они работают дольше. Пока начальник не ушел, его подчиненные не могут уйти — это правило культуры. С алкогольной вечеринки, кстати, тоже не уйдут до начальства.
Местная молодежь очень оригинальна. Для девушки главное быть «каваи». В примерном переводе это означает «миленькая» или «мимимишная». Японка может быть симпатичной, красивой, но не «каваи». А это не модно. Поэтому девочки разговаривают тонкими голосами, кривят ноги, цепляют и шаркают при ходьбе, одеваются, как в аниме. Парень-секс-символ — это худощавый подросток с длинными волосами. Я в Японии совершенно не секси.
Легче познакомиться с женщиной в возрасте. По крайней мере в баре взрослые японки частенько подмигивают. Но снять напряжение можно в борделях, которые распространены на улицах, как сети фастфуда. 20 минут — $20.
За неделю пребывания в стране я лишь однажды встретил голубя и пару раз котиков. Домашнее содержание животных стоит дорого (да и квартиры у японцев небольшие). А с уличными животными японцы не церемонятся. Поэтому котики на японских улицах осторожны и бдительны. Вместо «мяу» они говорят «ня».
Удивительно отношение местных жителей к природе. Огромное количество парков, зелени. Корни дерева сломали тротуарный камень — ничего страшного. Дерево падает? Они поддержат его до последних минут.
Наученные историей отношений со стихией, японцы расставили знаки, куда бежать в случае цунами.
Япония — это страна с другого конца света во всех смыслах. Здесь необычны люди и мотивы их поступков. Удивительны вещи и порядок их применения. И даже на знакомых с детства любимцев в Японии я смотрел с какими-то необычными эмоциями.