Академик НАН предостерегает от девальвации, прогнозируя негативные последствия для экономики

 
358
04 ноября 2013 в 16:21

В сложившейся в белорусской экономике ситуации проводить девальвацию нецелесообразно и чревато негативными последствиями, считает заместитель директора по научной работе Института экономики НАН Гарегин Вардеванян: ростом инфляции, снижением зарплаты и подорожанием кредитов.

— Становиться на путь девальвации белорусского рубля к доллару США в сложившейся ситуации нецелесообразно и чревато крайне негативными последствиями для экономики в целом и для банковской системы в частности, которые по своим масштабам будут несопоставимы с сомнительными положительными эффектами, — пишет Вардеванян в статье, опубликованной в октябрьском номере «Банковского вестника», который издает Национальный банк.

К числу негативных последствий девальвации эксперт относит «утрату преимущества по доходности инструментов в национальной валюте по сравнению со свободно конвертируемой валютой», «лавинообразный рост» спроса на иностранную валюту, «рост темпов инфляции в силу высокой импортоемкости основных товарных позиций отечественного экспорта».
По мнению эксперта, девальвация также приведет к увеличению «разрыва между средним уровнем заработной платы в долларовом эквиваленте в Беларуси и России».

Кроме того, продолжает замдиректора Института экономики, девальвация вызовет «необходимость повышать ставку рефинансирования, что приведет к снижению доступности кредитных ресурсов для субъектов хозяйствования».
Гарегин Вардеванян подчеркивает, что в белорусских условиях девальвацию нельзя рассматривать как инструмент стимулирования экспорта.

— Часто встречающееся в настоящее время в средствах массовой информации утверждение об исчерпании эффекта девальвации белорусского рубля, произошедшей в 2011 году, не соответствует действительности, поскольку данного эффекта практически не было изначально, — убежден Вардеванян.
По его мнению, объяснять позитивные результаты внешней торговли товарами в 2011—2012 годах эффектом девальвации «неправомерно, поскольку львиная доля в росте экспорта и сокращении отрицательного сальдо внешней торговли приходится на факторы, не связанные с произошедшей в 2011 году корректировкой обменного курса».

Замдиректора Института экономики напоминает, что «почти 70% прироста экспорта в 2011 году приходилось на долю минерально-сырьевых товаров, цены на которые формируются на мировом рынке и, как правило, не подвержены влиянию изменений обменного курса национальной валюты».

В прошлом году, подчеркивает Вардеванян, рост экспорта также был обусловлен увеличением поставок на внешние рынки минерально-сырьевых товаров: нефтепродуктов, растворителей и разбавителей, смазочных материалов.
В первом полугодии 2013 года вклад отмеченных трех товарных позиций в общем объеме снижения экспорта товаров, составившего 6 млрд долларов, достиг почти 98%, констатирует эксперт.

— Следовательно, динамика экспорта товаров в 2012 году и первом полугодии 2013 года также преимущественно обусловливалась конъюнктурными факторами в торговле продуктами нефтепереработки. В связи с этим возникают серьезные сомнения относительно значимости роли курсового фактора, требующие более углубленного и детального анализа причинно-следственных связей в рассматриваемой сфере, — полагает Вардеванян.