Фоторепортаж с китайской выставки в Минске: что и почем

 
4485
10 октября 2013 в 16:00
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Александр Владыко. Фото: Алексей Матюшков

В столице проходит выставка товаров китайской провинции Хэйлунцзян. Возможно, слово «провинция» несколько отпугнуло минчан — сегодня в выставочном зале было пустовато. Хотя тем, кто зайдет, будет любопытно: чай, черничные консервы, водка, пиво и… кукурузный сок. На ломаном русском китайцы объяснят, что и как можно есть.

Оформление павильонов китайских компаний выдержаны в стиле, присущем странам с коммунистическим политическим укладом: все строго, под одинаковыми вывесками красного цвета. Традиционные белорусские выставки товаров народного хозяйства по сравнению с этим — настоящий Диснейленд.

Совершенно не комплексуя по поводу убогого оформления, невысокого и обычного роста китайцы трудолюбиво делают то, что давно умеют: торгуются и продают. Огромное количество пустующих павильонов, возможно, объясняется тем, что вчера все продали и делать здесь больше нечего. По крайней мере, на каждом втором стенде нам показывали пустые коробки и говорили, что больше продавать нечего.

Качество некоторых товаров оставляло вопросы. Например, пельменный аппарат делал настолько кривые и рваные пельмени, что не было желания не то что купить — даже пробовать. Жизнерадостный китаец, представитель компании, бегал вокруг него с такой уверенной улыбкой, что было видно: он очень сильно гордится аппаратом, а пельмени такими должны быть по задумке.

Огромное количество продуктов из черники привлекало посетителей. На наших глазах солидного вида мужчина закупился на несколько сотен тысяч рублей.

— Почему вы это покупаете?

— Детям черника нужна, полезно.

— Вы уверены в ее качестве? Пробовали?

— Нет, попробуем заодно.

Здесь же представители «Белкоопсоюза» уговаривали китайцев купить у них «отборную лесную» чернику по €2,1 за кило. Китайцы чесали голову, интересовались содержанием сахара, говорили, что дорого, пробовали переложить расходы по доставке на партнера, но вроде бы после обеда согласились съездить на завод общества. Их обещали накормить обедом и все показать.

А вот на соседнем стенде, где между минеральной и обычной водой торговали пивом и водкой, нашелся знаток продукта:

— Как раз такую водку я недавно пробовал в посольстве, и она мне очень понравилась.

Все цены китайцы, привыкшие торговать в мировых масштабах, сразу называли в долларах. Не сомневаюсь, что при желании американской валютой можно было бы и расплатиться.

Так вот водка стоила $20, пиво — $3. Если бы я изловчился и был расторопнее, то смог бы купить «беленькую» на травках за $3 — продавец была новичок, и ее цены «плясали» подобно кризисным ценам на ценные бумаги.

Следующий интересный стенд был обозначен аккуратным и плотным кольцом взрослых женщин. Глядя на это, обычно хочешь крикнуть: «Что дают?» Внутри кольца продавали украшения — 90 тыс. за любую вещь. Блеск, роскошь, шик!

Любопытство посетителей вызвал сок из кукурузы. Делается он из молодых початков, по консистенции напоминает персиковый и пьется обычно свежевыжатым.

Супы продаются мелким оптом — по 10 пакетов. Стоит такая пачка около $2.

Мебель из стопроцентного массива — вяз. Такой комод стоит $900.

Едва ли не единственный стенд с переводчиком принадлежал сельскохозяйственной корпорации. Совместно с «Гомсельмашем» они создали СП и с 2009 года собирают комбайны. Уже продали около 2 тыс. штук.

«Комбайны получаются ни дешевые, ни дорогие, — рассказал Дэвид Чжан. — Китаю нужно очень много сельхозтехники».

Нужно-то нужно, но в Беларусь китайцы привезли не только новости о продажах, но и запчасти к этим комбайнам, производство которых они успели наладить. Так что на следующую выставку китайцы могут приехать уже со своими машинами.