Инженер-энергетик, которого распределили в деревню: «Получаю 4 млн, но не знаю, откуда колхоз берет такие деньги»

 
4710
25 сентября 2013 в 11:00
Источник: Любоў Каспяровiч, «Звязда». Фото: vanjaz.livejournal.com
Источник: Любоў Каспяровiч, «Звязда». Фото: vanjaz.livejournal.com

Александр Гринец в прошлом году получил свидетельство о высшем образовании. За плечами — 12 месяцев постоянной работы, впереди — еще год обязательной отработки в деревне, пишет «Звязда». В планах парня на будущее деревенская жизнь имеет статус «после окончания уничтожить о ней любые воспоминания».

Александр работает главным инженером-энергетиком в одном из сельскохозяйственных кооперативов Брестской области. Это рабочее место он получил сразу же после университета.

— Учился я в Белорусском государственном аграрно-техническом университете. Пять лет лекций и лабораторных занятий на агроэнергетическом факультете — и я главный инженер-энергетик. На распределении я имел право выбрать предложенное место в Гродненской или Брестской области. Выбрал Брестчину, ведь сам родом из областного центра, да и должность здесь сразу предложили высокую. Конечно, морально я готовил себя, что придется жить в деревне. Но я не очень хороший психоаналитик, поскольку не учел всех трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться. Сейчас, правда, я уже привык к работе, к коллегам, однако вначале во мне бурлил сильный внутренний протест.

Во-первых, было трудно осознать, что рабочий день не ограничен фиксированным временем. Мои первые дни как раз пришлись на уборку зерновых, поэтому просыпаться приходилось на рассвете, а ложиться спать в полночь. Во-вторых, складывались неоднозначные отношения с коллегами. В так называемой «конторе» ко мне относились с уважением и пониманием, когда же приходилось контактировать с электромонтерами и слесарями, возникали проблемы. Никто не хотел прислушиваться к «молодому и зеленому», а пьянство на рабочем месте, к сожалению, не исключительный случай. Слава богу, что вместе со мной работает Николай Степанович — опытный электрик и очень умный человек. Благодаря его советам я смог научиться многим полезным вещам в профессии и, говоря откровенно, правильно поставить себя как начальника.

Живет Александр в отдельном доме, который ему предоставило руководство СПК. А вдобавок — 20 базовых величин, чтобы его обжить.

— На жилищные условия грех жаловаться. Теплый кирпичный дом, три большие комнаты (хотя живу, по сути, в одной), ванна, туалет, горячая вода — все как в городской родительской квартире. Да и приусадебный участок аж 15 соток. В этом году даже самостоятельно сажал огурцы, получил неплохой урожай. [Смеется.] Честно, не ожидал сам от себя, что когда-то буду заниматься таким и это мне понравится. Но от скуки еще и не то станешь делать! В деревне о-о-очень грустно и одиноко. Выйдешь вечером на улицу — и хоть волком вой. Ни души. Есть в деревне дом культуры с дискотекой, однако там всегда пусто. Может, только дети иногда заглянут. Была кофейня, однако из-за нерентабельности и она закрылась. Конечно, есть здесь друзья — хорошие парни и девушки — однако пока ты молодой, хочется не сидеть и пить (в лучшем случае пиво), а искать пищу для мозга и для души в более интересных вещах. Единственное, что зимой хорошо было, когда на санях катались. Настоящая здоровая забава!

Говорить о заработной плате Александр не стесняется: по деревенским меркам получает он неплохо.

— Год назад мой первый заработок был где-то 3,5 млн рублей, — признается молодой инженер-энергетик. — Теперь получаю немного больше, плюс как молодому специалисту мне доплачивают две базовые величины. В результате получается когда 4 млн, а когда и больше. Однако, признаюсь честно, не знаю, откуда СПК берет такие деньги на зарплату специалистам. У кооператива повсюду огромные задолженности: и за технику, и за топливо, и за корма для животных. Если заработную плату начисляли бы из прибыли СПК, думаю, я должен был бы сам доплатить моему работодателю.

Расходов у меня не так много. Плачу за коммунальные услуги тысяч 160—180, продукты покупаю в магазине (их тут всего два), иногда выбираюсь в районный центр отдохнуть от деревенского одиночества и от пристального внимания соседей к своей частной жизни. Прожить на 2 млн в месяц для меня абсолютно реально. На что идут остальные деньги? На «черный» день, в который я решу кардинально изменить свою жизнь. Но до него еще как минимум 11 месяцев…