Репортаж: как устроен 3D-кинотеатр

 
4151
17 сентября 2013 в 13:31
Автор: Андрей Рудь
Автор: Андрей Рудь
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Чтобы посмотреть, как устроен 3D кинотеатр, мы выбрали гомельский «Октябрь». Его здание построено в 1959-м, но относительно недавно была проведена его модернизация. Пленочные проекторы 80-х здесь сосуществуют с дорогим цифровым оборудованием. «Амбразуры», через которые транслируется современное объемное кино, украшены аутентичными табличками времен Хрущева... Разумеется, из помещения киномеханика все выглядит иначе.

— Только постарайтесь не написать «будка киномеханика», — напутствовали нас, давая разрешение на съемку в технической части кинотеатра.

Мы обещали постараться. Помещение, где расположены кинопроекционные установки, называется неожиданно: кинопроекционная. Здесь стоят два старых чехословацких проектора для пленки — 1993 года выпуска. Вообще-то, не такие уж и старые. Предыдущее поколение кинпроекторов жило (и живет) куда дольше.

На этих аппаратах показывают только двухмерные фильмы. Впрочем, пленка, при всех ее прелестях, крутится здесь все реже. С начала года было только два фильма на пленке.

Между пленочными аппаратами — современный цифровой, который умеет воспроизводить 2D и 3D.

Место у проектора называется пост. При реконструкции кинотеатра таблички не меняли: это уже реликвии.

Кстати, бескомпромиссности схваток между «цифровиками» и «механиками» могут позавидовать религиозные фанатики. Споры о том, кончилось ли время «механиков», — жутко взрывоопасная вещь.

Главный инженер «Октября» Андрей Симакович объяснил суть разногласий: несмотря на развитие цифровых технологий, пленка дает на порядок более качественную «картинку»; зато файл гораздо удобнее и дешевле в использовании.

Доставка новых катушек с пленочным фильмом — целая история. С файлом все проще и куда менее торжественно. На наших глазах Андрей Симакович распечатывает небольшую коробку, в которой доставили новый фильм. Внутри обычный с виду выносной винчестер.

На него записан закодированный файл с новым фильмом. Чтобы скопировать его на свой компьютер, надо ввести ключ.

Если винчестер и ключевой файл одновременно попадут не в те руки — по сети пойдет гулять нелегальная копия фильма в хорошем качестве. Такое развитие событий каждую ночь снится кинопрокатчикам в страшном сне.

Вообще-то, однажды в «Октябре» обезвредили пирата: снимал 3D фильм на видеокамеру.

На сей раз прибыл фильм 2D, объем небольшой — 74 Гб.

— А если обычное кино «гига» на полтора, скачанное из сети, на ваш большой серебряный экран воспроизвести? — интересуемся у Андрея Симаковича.

Оказывается, будет «почти сносная» картинка.

Очевидно, скоро переносные винчестеры тоже уйдут в прошлое. Кинотеатры будут скачивать закодированные фильмы из интернета.

Ксеноновая лампа — в некотором смысле, сердце проектора.

Ради небольшой колбы с электродами весь этот сыр-бор: выпрямители размером с комод, красивые вентиляционные трубы и всевозможные меры предосторожности.

Вообще, к ксеноновой лампе желательно приближаться в защитной маске, специальном костюме и на цыпочках, причем только когда она холодная. Внутри вместо вакуума ксенон под давлением до 30 атмосфер. Если горячее стекло лопнет, осколки могут натворить бед.

Несмотря на популярность 3D, для многих остается загадкой его принцип. Для наглядности Андрей Симакович берет двое очков и располагает их одни за другими так, чтобы смотреть сразу через два стекла.

Ничего интересного не происходит. Тогда главный инженер переворачивает очки и располагает друг напротив друга: правый «глаз» против левого. Стекла, до того бывшие прозрачными, при совмещении таким образом темнеют: для каждого глаза предусмотрено свое «направление» поляризации света.

На самом проекторе установлен вращающийся светофильтр, разделенный на 12 секторов с чередующейся поляризационной и жидкокристалической прослойкой (на снимке — запасной, с неснятой защитной пленкой).

Другой светофильтр располагается, как мы наблюдали, в стеклах очков — каждое пропускает только «свой» кадр и затемняется на «чужом». В результате каждый глаз видит свои 24 кадра в секунду, а мозг соединяет их в объемное изображение.

Сириец Альхалаф Али Мухаммед отучился в ГГУ на программиста. Уже год трудится кинооператором. Его обязанность — сидеть и смотреть. В случае непредвиденных ситуаций — информировать начальство.

Он одним из первых в Гомеле смотрит все новинки.

Теперь зрителям сверху ничего не стрекочет (именно это доводит до исступления сторонников «теплого пленочного» кино). Киномехаником человека в кинопроекторной называют по инерции. 3D-фильмы давно существуют и распространяются по кинотеатрам в виде «бездушного файла».

Важный ресурс кинотеатра — очки. Поначалу, когда «Октябрь» только освоил 3D, их уносили. Явно по забывчивости. Бывало, по 30 штук в месяц приходилось докупать.

Вроде бы кто-то пытался дома телевизор в них смотреть, кто-то просто не смог совладать с хватательным рефлексом.

Теперь, говорят, зритель пошел более цивилизованный, перестали уносить.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Новости Гомеля и области читайте на gomelnews.onliner.by