Знай наших: история белоруса, родившегося в несуществующий день — 30 февраля
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
1992
147
17 сентября 2013 в 8:30
Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Советская власть любила эксперименты. В 1929 и 1930 годах коммунисты решили соригинальничать и ввели новый революционный календарь. В нем было тридцать дней в каждом месяце, а еще пять дней не имели дат вообще и назывались собственными именами. Правда, календарь быстро отменили. Но люди-то остались! Onliner.by разыскал белоруса, который родился в несуществующий день — 30 февраля. Максим Михайлович Сойко живет со своей дочерью и зятем в деревне Валицковщина. За свою долгую 83-летнюю жизнь он хлебнул немало горя и настоящего белорусского самогона.

Всю свою сознательную жизнь Максим Михайлович провел в деревне Тройчаны Любанского района. Несколько лет назад (с тех пор как умерла жена) перебрался к дочери. Теперь белорус с необычной датой рождения живет в небольшой деревеньке Валицковщина, что под Минском. По привычке — и в 83 года, и с больными ногами — берет на себя хозяйские хлопоты: яблоки, сад, картошка… Дни проводит с добродушным черным лабрадором по кличке Граф. И думает о своем поколении, которое «прыштапэрылася» и прошло партизанщину.

— Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он погинул на фронте. Нас, малых, забрал родной дядько к себе. Хотели сдать в приют, но он забрал. Тогда, перед войной, какая жизнь была?.. Нас дуже много было: у него в семье своих пять, да мы, да сами они — десять человек. Жили плохо, совсем плохо. Потом мой брат женился, забрал меня к себе, мы жили втроем: братиха, брат и я. А потом война началася, бегали по лесу.

История с необычной датой рождения для тех лет вполне типична: 6-летний мальчик, он пришел к старшине и не мог точно сказать, когда родился. В сельсовете кумекали, спрашивали у соседей. В итоге решили записать: 30 февраля. Так и живет Максим Сойко с несуществующей датой в паспорте. Сколько раз во всяких документах спотыкались о необычную запись. Но дату рождения менять не стали. А свои именины Максим Михайлович отмечает 28 февраля.

О войне Максим Михайлович рассказывает просто, без прикрас. Да и свое сиротское детство описывает без лишнего пафоса: голодали, подбирали на полях гнилую картошку — выживали.

— В войну у нас в Тройчанах стояли партизаны. Помню, шли они под Слуцк взорвать железную дорогу. Собралася под Аресой подводов, мо, сотня. На каждом подводе по четыре партизана и возчик. И я был такой возчик, шофер на коне, значит. Нас было из села 12 человек, и их, бедных, видать, ни одного уже и нет. Распрягали повозки, спихвали коней в воду, чтобы шли на ту сторону, — переправляли партизан на тот берег. Они пошли, а мы полегли отдохнуть в сарайчике недалека. Коней попривязвали за забор. Утром, чуть свет, самолет немецкий как начал круги описывать над сараем! Мы с подводами поехали в лес, а за нами — немцы. Партизаны дали ходу, ну а мы уже за ними. Куда партизаны — туда и мы. Три дня гоняли нас по тому лесу. Холодные, голодные, без воды, без еды. Тогда же сапогов не было, только лапти из лозы. Порвалися те лапти. И свитка нейкая… Коней наших побрали. Ох, ползали мы по тому лесу. 12 дней нас не было. Уже на селе помянули… Потом, помню, выбралися, старушка из деревни вынесла нам булку хлеба своего. Не то что теперь в магазинах! Велику булку вынесла, на всех скибочки поделила. Вот это была партизанщина моя малая.

— Жизнь тогда была трудной. Война пришла, позакрывалася учеба — это раз. А второе — голодовали сильно. Собирали картошку гнилую по полю. У нас в деревне не осталося ни курей, ничего. Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали… Мы орали собою сотки. Коней не было, так брали жердку, завязывали веревку, 12 человек становилися за плугом и орали. А в день надо ж было поести трохи, чтобы пахать. Булочку хлеба вынесут, на всех поделят… Потом уже поднялиса люди. Мало-помало прижилиса, коров покупляли и свиней — и пошло, и пошло.

Но все эти тяготы, по словам пенсионера, — еще не самое страшное. В соседнем Загалье всех жителей согнали в сарай и сожгли.

Когда война кончилась, Максим Михайлович женился. «Поженили меня люди», — так он об этом говорит.

— Год пожил с жонкою, сын у нас народился — тут меня в армию забирают на четыре года. Это уже пятьдесят первый год был. Служил я на севере, в войсках МВД. Мы строили город Ангарск. Между прочим, там одни заключенные были. Там этих лагерей было!.. После войны туда же всех полицаев отправили. Они бы там богу душу и отдали бы, если б Сталин был жив. А так бедный Сталин помер, и освободили их тогда… Когда мы заехали в Ангарск, почти что лес стоял. Его спиливали и строили город. Порядки были суровые: в десять вечера запрещали выходить на улицу гражданским. В городе было много убийств. Заключенных выпускали из тюрьмы, но они должны были еще пять лет отработать на месте. Нам говорили, чтобы мы не болтали ничего лишнего. Теперь все перевернулось, Союза нет…

После армии Максим Сойко пошел в колхоз: других вариантов у сельчан тогда и не было. А потом стал лесником.

— В 1929—1930 годах в колхоз загоняли, чтобы работали. За один день ставили количек на бумажке. А в конце года уже рассчитывали. Мучилися люди, но жили. А потом поднялися, начали горелку гнать, пить начали. Милиция гоняла, конечно… Ну а в мое время в колхоз сельчане шли охотно.

Сейчас в деревне стали пить больше, уверен Максим Михайлович.

— У нас в Тройчанах есть такие молодые семьи, которые и картошки не сеют, и гряды, но каждый день ходят пьяные. За какие деньги они пьют, черт их знает! Я гнал горелку, это не секрет. И не я один. Гнал, а как же! Какие в колхозе деньги? А я хлопцев своих в армию отдавал, женил.

Гонят горелку из хлеба. Жито или пшеницу нужно прорастить. Тогда его смолотишь на муку, в дежку положишь и кипятком запариваешь. Оно постоит немножко, чтобы не кисло. И разливаешь, чтобы оно охолодало. В дежку засыпешь дрожжей килограмма четыре — и оно начинает бурлить. Потом в аппарат заливаешь шесть ведер. И начинаешь гнать… Милиция, конечно, самогонщиков пильновала. Сначала у нас гнали в лесу, а потом стали рядом с хатами прибудовки ставить и там гнать. А теперь никто не гонить, няма кому. Это же много работы надо: заправить, выгнать, дрова заготовить… Ой, у нас гнали! А теперь клади гроши на стол — и гони. Сейчас милиция штрафует за горелку, а раньше судили. У нас одну женщину уловили, так она, бедная, два года отседзела.

Максим Михайлович десять лет проработал лесником. Зарплата тогда была 40 рублей.

— Хотите, случай расскажу? Потеха цела была. Нас было четыре человека, и мы знали, к кому можно зайти выпить горелки, похмелиться. Мы побрали ведра з яблоками и идем. Тут смотрю, впереди, в канавке, сидит нехта в белом. Я пригляделся — а это старшина сельсовета. А там милиция каля аппарата. «Хлопцы, уцякаймо!» — один закричал. А куда ты тут уже уцякаць будешь? Ну мы идом. «Проходите, проходите, хорошо, что вы пришли, — говорит начальник милиции. — Будете свидители, что гонят горелку». Ну свидители так свидители. А у него в руках целая канистра — 20 бутылок. Он полную кружку налил, понес одному, третьему: «На, попробуй. Кто тут сомневается, что это горелка?» Потом и мне поднес. А я говорю: «Чем бы прикусить?» Я взял огурок, эту кружку всю выпил, хлебом прикусил. Потом пошли на работу, как шмели. Аппарат этот раскидали, а бабу-самогонщицу — под суд. Ну а мы как свидители прошли.

После десяти лет лесничества Максим Сойко опять вернулся на ферму, в колхоз — строил аппараты, которые доят коров. И следил за баней. 80 рублей зарплаты выходило.

— Ох, банька была хорошая! Я ее палил… И ферма на мне. Работы много было. Председатель меня крепко уважал… У нас тогда колхоз большой был, и магазин был в нем устроен, и баня, и ленкомната с тиливизером. Многое строили. А сейчас ничего нет. Все раскидали, как раз как в войну.

Как вышел на пенсию, купил коника. И старуха моя тогда еще крепкая была, и сам. Сели, поехали в грибы, в ягоды. Свое цягло — запряг да и едь. В общем, последние годы были хорошие. Да не было уже когда и жить. Дети поразъезжались в Минск. Старая приболела и померла, четыре года прошло уж с тех пор. Забрали сюда меня дети. Буду уже, как не выгонят, доживать смерть.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Автор: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
17.09.2013 в 8:38
Хотелось бы о немце или французе 85 летнем подобный рассказ почитать.
А дедов таких крепких местных, я и сам не один десяток видел и за жизнь говорил.
17.09.2013 в 8:43
[censored]
17.09.2013 в 8:46
да что там дед, алкаши дворовые порой удивляют своими рассказами когда бахнут по 0,5 плодового :)
17.09.2013 в 8:48
Не удивлюсь, если на деда завтра возьмут кредит.
17.09.2013 в 8:50
[censored]
17.09.2013 в 8:57
[Спасибо за замечание!]
"gaddd":

Отцы? Круто... Онлайнер, ты гуглом переводишь родной язык?(
"SlipknoT_MaggoT":

Не приходило в голову, что дословно написано кириллицей?
P.S. Видимо и впрямь переводили гуглом раз [Спасибо за замечание!]
17.09.2013 в 8:58
[censored]
"SlipknoT_MaggoT":


Йоу, это цитата
17.09.2013 в 9:02
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларуси под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
17.09.2013 в 9:03
Я за попкорном :)
17.09.2013 в 9:04
зато мы победили!
17.09.2013 в 9:07
Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали…

защитнички союза и сов.армии сейчас опять вонь поднимут, деда назовут агентом запада и пятой колонной
17.09.2013 в 9:09
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларуси под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
"Bellar":

Я взял огурок, эту кружку всю выпил, хлебом прикусил. Потом пошли на ...., как шмели =))
17.09.2013 в 9:09
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларуси под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
"Bellar":

Не дед в НКВД служил, города строил, не сходя с вышки лагерной))))))
Служил я на севере, в войсках МВД. Мы строили город Ангарск
17.09.2013 в 9:10
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларуси под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
"Bellar":

Скажите, а война уже закончилась? А то мы до сих пор поезда под откос пускаем ...
17.09.2013 в 9:12
Нас было из села 12 человек, и их, бедных, видать, ни одного уже и нет.

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
17.09.2013 в 9:12
Здоровья дядечке!
17.09.2013 в 9:13
Отцы умерли, когда мне было шесть лет

Самый первый однополый брак. Впереди планеты всей
17.09.2013 в 9:16
Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали…

защитнички союза и сов.армии сейчас опять вонь поднимут, деда назовут агентом запада и пятой колонной
"3491558":

А причем здесь союз и советская армия?
Если сейчас народу винтовки раздать, то шапкой ты уже не отделаешся.
17.09.2013 в 9:25
цитаты ни рыба ни мясо.. и русский и белорусский сразу. вынос мозга
17.09.2013 в 9:27
Чё, сложно было написать "бацькi"?!
17.09.2013 в 9:28
что-то заливает много дед, особенно про 45й :) ну ему в его возрасте простительно
а вообще жалко человека, кроме войны в жизни ничего не видел
вспомнил как мужика всю жизнь в деревне прожившего в Нью-Йорк отправили https://vimeo.com/73873609
17.09.2013 в 9:30
Жаль, что нет Сталина. Думаю таких комментариев и не было бы...
17.09.2013 в 9:30
Такое чувство, что через гугл транслейт переводили. "Отцы умерли.." Может, "Бацькі памерлі..."?? То есть "Родители"?
17.09.2013 в 9:33
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
17.09.2013 в 9:38
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
17.09.2013 в 9:39
Люди, откройте историю Белж прежде чем выпендриваться про поезда в 45-м!!!!
17.09.2013 в 9:41
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
17.09.2013 в 9:44
Служил я на севере, в войсках МВД. Мы строили город Ангарск. Между прочим, там одни заключенные были.

Мы строили - это наверное, громко сказано.
А так бедный Сталин помер..

Жуть..
17.09.2013 в 9:46
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
"ErteBelarus":

А зачем нужны немцы, чтобы взорвать железную дорогу? Какой в них прок? Наши люди и без немцев могут справится, дело не хитрое.
17.09.2013 в 9:47
чего вы на деда сините? учите историю, деревня!
17.09.2013 в 9:47
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
"ErteBelarus":

А зачем нужны немцы, чтобы взорвать железную дорогу? Какой в них прок? Наши люди и без немцев могут справится, дело не хитрое.
"Умбэрто":

Слишком толсто, чересчур :)
17.09.2013 в 9:48
чего вы на деда сините? учите историю, деревня!
"deniska1310":

И чо там нового придумали? Немцы партизанили в беларуси, пока бедный сталин не помер?
17.09.2013 в 9:49
цитаты ни рыба ни мясо.. и русский и белорусский сразу. вынос мозга
"elemus":


просто местный диалект, что-то от старобелорусского, если бы вы хоть раз поговорили с исконно сельским жителем глубинки, вы бы не удивлялись
17.09.2013 в 9:51
цитаты ни рыба ни мясо.. и русский и белорусский сразу. вынос мозга
"elemus":


просто местный диалект, что-то от старобелорусского, если бы вы хоть раз поговорили с исконно сельским жителем глубинки, вы бы не удивлялись
"deluxZS":

В печатных сми писать на трасянке - это пять. Почему тогда маты не процитировали? Сельчане не могут так много без мата говорить.
17.09.2013 в 9:53
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
17.09.2013 в 9:53
хорошая статья про непростую человеческую судьбу.
только эта статья не для аудитории этого сайта. как почитаешь комментарии, так противно становится. все опошлят, все охаят. никакого уважения ни к старости, ни к людям в целом
17.09.2013 в 9:55
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":

У меня дед помнил и год, и месяц, когда что происходило... И это касалось не войны, а мирной жизни. Немного старше, чем этот был.... Но про поезда ни разу не заливал.
17.09.2013 в 9:56
за что цензурить красным? за свои ошибки? хотя так и не исправили но насчет


[Спасибо за замечание!]
"gaddd":

Отцы? Круто... Онлайнер, ты гуглом переводишь родной язык?(
"SlipknoT_MaggoT":
Не приходило в голову, что дословно написано кириллицей?
P.S. Видимо и впрямь переводили гуглом раз [Спасибо за замечание!]


видимо я был прав
17.09.2013 в 9:58
цитаты ни рыба ни мясо.. и русский и белорусский сразу. вынос мозга
"elemus":


просто местный диалект, что-то от старобелорусского, если бы вы хоть раз поговорили с исконно сельским жителем глубинки, вы бы не удивлялись
"deluxZS":

В печатных сми писать на трасянке - это пять. Почему тогда маты не процитировали? Сельчане не могут так много без мата говорить.
"ErteBelarus":


Печатные сми? где? Это интернет, тут не нужны формальности, кому надо купит себе СБ. Все отлично написано, а мат это совсем другое.
17.09.2013 в 10:00
Печатные сми? где? Это интернет, тут не нужны формальности, кому надо купит себе СБ. Все отлично написано, а мат это совсем другое.
"deluxZS":

Поколение нехт, хуле :)
17.09.2013 в 10:01
Такое чувство, что через гугл транслейт переводили. "Отцы умерли.." Может, "Бацькі памерлі..."?? То есть "Родители"?
"optimisttt":

и тебя сейчас зацензорят
17.09.2013 в 10:03
Нас было из села 12 человек, и их, бедных, видать, ни одного уже и нет.

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
"3491558":

настоящих боевых медалей на груди не много, как и орденов, но после войны был оочень много памятных медалей тем кто воевал, вот отсюда и вся грудь в медалях до пояса, но это не суть, когда их человек заслужил.
17.09.2013 в 10:05
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":


У меня у самого бабка-ветеран померла летом. А до этого она рассказывала, как с котом нашим из окружения выходила
17.09.2013 в 10:06
TRUE_UA_PATRIOT, ONLINER не может без котиков =)
17.09.2013 в 10:09
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
"ErteBelarus":

А зачем нужны немцы, чтобы взорвать железную дорогу? Какой в них прок? Наши люди и без немцев могут справится, дело не хитрое.
"Умбэрто":

Вот именно. Дед всё правильно говорит.
17.09.2013 в 10:11
Отцы умерли, когда мне было шесть лет

Исправьте, знатоки роднай мовы. Не "отцы" а "родители". Максим Михайлович явно сказали "батькі", а это родители на "великом могучем".
17.09.2013 в 10:15
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
"ErteBelarus":

А зачем нужны немцы, чтобы взорвать железную дорогу? Какой в них прок? Наши люди и без немцев могут справится, дело не хитрое.
"Умбэрто":

Вот именно. Дед всё правильно говорит.
"TRUE_UA_PATRIOT":


я в курсе, что партизаны на Беларуси до 50-х бегали
17.09.2013 в 10:16
"...Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу..." Эм, я чет не понял, эт что за партизаны такие у нас в 45-м поезда под откос пускали?
17.09.2013 в 10:17
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":


У меня у самого бабка-ветеран померла летом. А до этого она рассказывала, как с котом нашим из окружения выходила
"timerov":

И вы проверили эту информацию в архивах?
17.09.2013 в 10:23
еще лучше чем у меня 29)
17.09.2013 в 10:24
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":


У меня у самого бабка-ветеран померла летом. А до этого она рассказывала, как с котом нашим из окружения выходила
"timerov":

И вы проверили эту информацию в архивах?
"kanlux":


кот подтверждает!
17.09.2013 в 10:30
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":


У меня у самого бабка-ветеран померла летом. А до этого она рассказывала, как с котом нашим из окружения выходила
"timerov":

И вы проверили эту информацию в архивах?
"kanlux":


кот подтверждает!
"timerov":

О, так вон же у деда котэ, весь его вид как бэ намекает. :)
Кстати - дед смотрит на вас ...
17.09.2013 в 10:31
Зачем второй раз публиковать эту статью? Онлайнеру уже писать нечего?
17.09.2013 в 10:32
Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

дед перепутал 44-ый и 45-ый. для его возраста такие игры с памятью это нормально.
17.09.2013 в 10:32
хороший мужик, хоть и жизнь неяркая, но интересно читать.
а сегодня в деревне небось только о "пахмялицца бы дзе" говорят
17.09.2013 в 10:34
" я чет не понял, эт что за партизаны такие у нас в 45-м поезда под откос пускали?
"Comrad2.0":

бандеровци недобитые
а вообще , дед просто путает....зачем ему помнить эти цифры, грамотные люди поймут о каком периоде речь.
17.09.2013 в 10:35
Котэ есть - зачот!
17.09.2013 в 10:43
почему текст рассказа на трасянке, а запятые расставлены по правилам?
17.09.2013 в 10:51
почему текст рассказа на трасянке, а запятые расставлены по правилам?
"not_you":

Может потому, что дед говорит на трасянке, а запятые расставлял автор.
17.09.2013 в 10:54
Не осилил, весьма заурядный человек с неинтересной судьбой.
17.09.2013 в 10:55
Чё, сложно было написать "бацькi"?!
"shpilka":

А вы в курсе, что такое диалектизм?
17.09.2013 в 10:56
Бацьки памерли = отцы умерли... Полина Шумицкая приехала к нам из черноземной полосы России?

Воистину гугл транслейт!
17.09.2013 в 10:58
Такое чувство, что через гугл транслейт переводили. "Отцы умерли.." Может, "Бацькі памерлі..."?? То есть "Родители"?
"optimisttt":

Нет, именно "отцы умерли". Так говорят в деревне Тройчаны. В этой речи, которую я специально сохранила, - весь колорит.
17.09.2013 в 11:00
Отцы умерли, когда мне было шесть лет

Исправьте, знатоки роднай мовы. Не "отцы" а "родители". Максим Михайлович явно сказали "батькі", а это родители на "великом могучем".
"ksysh_ka":

Вы ошибаетесь. Или у вас есть диктофонная запись?
17.09.2013 в 11:06
Спасибо за интересную историю! Конечно, хотелось бы побольше о настоящих простых людях читать.
А касательно тех кто на парадах, в Белоруси не знаю, но в России точно была история, что бабульку выдавали за ветерана, про этот инцидент писали многие...
Вот нашел по быстрому сию статью:
http://midgard-info.ru/society/rossiya-falshivye-veterany.html
http://pressa.tv/interesnoe/15717-falshivye-veterany-10-foto.html
17.09.2013 в 11:07
Вот он, реальный язык белоруса. А не придуманная оппятами тарашкевица.
Местами у человека явно плывут даты, но в его возрасте это понятно, год туда, год сюда
17.09.2013 в 11:17
Вот он, реальный язык белоруса. А не придуманная оппятами тарашкевица.
Местами у человека явно плывут даты, но в его возрасте это понятно, год туда, год сюда
"Zabolotni":

Русификация довела до такого состояния. И это грустно.
17.09.2013 в 11:20
цитаты ни рыба ни мясо.. и русский и белорусский сразу. вынос мозга
"elemus":


просто местный диалект, что-то от старобелорусского, если бы вы хоть раз поговорили с исконно сельским жителем глубинки, вы бы не удивлялись
"deluxZS":

слыхал я множество таких местных диалектов, поверьте. только это не меняет дела - читать сложновато такой текст. было бы лучше перевести на обычный русский или белорусский, имхо
17.09.2013 в 11:20
Такое чувство, что через гугл транслейт переводили. "Отцы умерли.." Может, "Бацькі памерлі..."?? То есть "Родители"?
"optimisttt":

Нет, именно "отцы умерли". Так говорят в деревне Тройчаны. В этой речи, которую я специально сохранила, - весь колорит.
"Полина_Шумицкая":

вот и я писал про то, что речь дедули написана дословно кириллицей, но меня не поняли доблестные цензоры/модеры и зацензурили(
17.09.2013 в 11:20
Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали…

защитнички союза и сов.армии сейчас опять вонь поднимут, деда назовут агентом запада и пятой колонной
"3491558":


Мне бабушка тоже рассказывала, что партизанов боялись больше. Нож к горлу и выносят всё, что есть.
17.09.2013 в 11:24
Бацьки памерли = отцы умерли... Полина Шумицкая приехала к нам из черноземной полосы России?

Воистину гугл транслейт!
"ckoleda":


Если бы больше ездили по РБ и общались с людьми, то услышали бы разные диалекты. На Туровщине вообще очень интересный язык и акцент ))
17.09.2013 в 11:25
А свидители? Ударение на первую гласную?
17.09.2013 в 11:35
дед всю правду рассказал про свою жизнь, а про партизан уже давно всё знают, а кто при советах жил и сказки любил слушать то они и теперь слушают очередные сказки.
17.09.2013 в 11:37
"Отцы умерли"

"Отцы" это в смысле бацькi? И кто такой переводчик п.здатый?
17.09.2013 в 11:38
дед всю правду рассказал про свою жизнь, а про партизан уже давно всё знают, а кто при советах жил и сказки любил слушать то они и теперь слушают очередные сказки.
"gfktier":

А что партизаны, им надо было умереть в лесу от голода? Кому-то надо и рельсы рвать.
17.09.2013 в 11:47
Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали…
"3491558":

и не говори....
17.09.2013 в 11:48
Нигде не увидел портрета ТНП, как так?
17.09.2013 в 11:48
Сегодня партизаны выносят, а завтра — немцы… Где какая одежда, тоже забирали. Если одел шапку хорошую зимнюю, вышел на улицу — все, считай не будет. И партизаны хуже за немцев срывали…

защитнички союза и сов.армии сейчас опять вонь поднимут, деда назовут агентом запада и пятой колонной
"3491558":


Мне бабушка тоже рассказывала, что партизанов боялись больше. Нож к горлу и выносят всё, что есть.
"mar4u4a":

моя бабушка рассказывала, что так достали партизаны жителей кражами и тем, что девченок лапали, что те взяли и сдали их блиндаж полицаям... Всю войну деревня жила как до войны... А потом пришли снова красные...
17.09.2013 в 11:50

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
"3491558":

Вам бы школьникам лицо за такие слова бить. Ветеранам ежегодно на день победы дают медаль за победу.
Внук дважды раненого ветерана пехотинца.
17.09.2013 в 11:55
А свидители? Ударение на первую гласную?
"Юрмала":

На вторую. Хороше слово, сочное. :)
17.09.2013 в 12:23
лабрадор классный!!!
17.09.2013 в 12:24
Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

дед перепутал 44-ый и 45-ый. для его возраста такие игры с памятью это нормально.
"bulbashenko":

а может и не перепутал, так и бегал партизаном, по привычке )
17.09.2013 в 12:24

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
"3491558":

Вам бы школьникам лицо за такие слова бить. Ветеранам ежегодно на день победы дают медаль за победу.
Внук дважды раненого ветерана пехотинца.
"Bpar_HaPoga":

Вот еще раз... вот ссылка про ЛЖЕ-ветеранов:
http://midgard-info.ru/society/rossiya-falshivye-veterany.html
http://pressa.tv/interesnoe/15717-falshivye-veterany-10-foto.html
17.09.2013 в 12:26
JohnMay, не тупи. он имеет ввиду обоих родителей, ну говорят у него в деревне так.
17.09.2013 в 12:27

Мне бабушка тоже рассказывала, что партизанов боялись больше. Нож к горлу и выносят всё, что есть.
"mar4u4a":

Бабка расказывала, как ходила к немцем (была самая маленькая) с мисочкой, они ей супчик каждый день давали, и к супчику тоже.
А вот про партизан расказывала совсем другое. Все, что находили в землянке - все забирали. Да чему тут удивляться, теперь эти "партизаны" в ментовках работают. И голова одна, и вроде 2 руки и 2 ноги, но не люди...
17.09.2013 в 12:28
elemus, с одной извилой как у тебя даже на русском читать было бы сложно.
17.09.2013 в 12:29
merchant2012, оценил. "заурядный человек". А ты кто? без имени и лица!
17.09.2013 в 12:38
Нас было из села 12 человек, и их, бедных, видать, ни одного уже и нет.

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
"3491558":

1000+
17.09.2013 в 12:48
Само конечно выводят ветераны38 - 41г.р. Я конечно уважаю возраст, но не до такой степени как истории где мы поезд под откос пускали.
а деду здоровья.
17.09.2013 в 13:24
elemus, с одной извилой как у тебя даже на русском читать было бы сложно.
"kamolov.toni":

с одной получше будет чем вообще без, как у вас.
17.09.2013 в 13:29
Полина_Шумицкая, а, вона хто тут аффтор-то! Ну просила же - заведите себе отдельный раздел! Курьезы и троллинг от П.Ш." - и все будет на пятёрочку.
17.09.2013 в 13:38
Кто родился 29-го тоже страдальцы прям :)
17.09.2013 в 13:57
Полина Шумицкая, спасибо за репортаж - интересно было почитать!
17.09.2013 в 14:23
Эх, жизнь прожить, не поле перейти. Глубокое уважение к пожилым людям.
17.09.2013 в 14:25
Онлайнер - вы молодцы!
17.09.2013 в 14:29
интересно... в базах данных дата рождения - это всётаки поле типа datetime
как они туда 30 февраля вписывают?
17.09.2013 в 14:29
хорошего здоровья и долгих лет деду))
17.09.2013 в 15:03
Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он ПОГИНУЛ на фронте
онлайнер! куку!!
17.09.2013 в 15:09
КОТЭ - ШИКАРЕН! ))))))))
17.09.2013 в 15:14
Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он ПОГИНУЛ на фронте
онлайнер! куку!!
"ic-pkp":

А что за "фронт онлайнер"? Это где?
Или это вы точку забыли и прописную букву?
Куку!!
17.09.2013 в 15:20
тИлИвизор
17.09.2013 в 15:28
Гонят горелку из хлеба. Жито или пшеницу нужно прорастить. Тогда его смолотишь на муку, в дежку положишь и кипятком запариваешь. Оно постоит немножко, чтобы не кисло. И разливаешь, чтобы оно охолодало. В дежку засыпешь дрожжей килограмма четыре — и оно начинает бурлить. Потом в аппарат заливаешь шесть ведер. И начинаешь гнать…

ЗА ПОСОБИЕ 5
17.09.2013 в 15:29
Нарм такой дедуля
17.09.2013 в 15:30
Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он ПОГИНУЛ на фронте
онлайнер! куку!!
"ic-pkp":

А что за "фронт онлайнер"? Это где?
Или это вы точку забыли и прописную букву?
Куку!!
"kanlux":

куку! ПОГИНУЛ или все-таки ПОГИБНУЛ?
17.09.2013 в 15:44
merchant2012, оценил. "заурядный человек". А ты кто? без имени и лица!
"kamolov.toni":

Единственная заслуга деда в том, что над ним пошутил идиот, который записал день рождения 30 февраля. Эта дебильная шутка достойна освещения в СМИ? История эта - УГ.
Как понял я эту статью ( в двух словах ):
1. Родился хрен пойми когда
2. При получении документов мне записали 30 февраля как день рождения, поскольку точных сведений не было.
3. Работал то тут, то там. По выходным и праздникам, вмеру бухал.
Есть, что добавить?
17.09.2013 в 15:50
Нас было из села 12 человек, и их, бедных, видать, ни одного уже и нет.

странно, а кто все эти люди с медалями на парадах. пора уже уголовную ответственность вводить за закос под ветерана. каждый год новые лица, а у старых медалей прибавляется, будто война и не заканчивалась
"3491558":

те которые в блиндажах сидели и только в своих стреляли)
17.09.2013 в 15:50
Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он ПОГИНУЛ на фронте
онлайнер! куку!!
"ic-pkp":

А что за "фронт онлайнер"? Это где?
Или это вы точку забыли и прописную букву?
Куку!!
"kanlux":

куку! ПОГИНУЛ или все-таки ПОГИБНУЛ?
"ic-pkp":

Я так понимаю в статье сохранена орфография Максима Михайловича. Он конечно ваших университетов не заканчивал, времени не было. Считайте это местным диалектом.
17.09.2013 в 15:59
merchant2012, оценил. "заурядный человек". А ты кто? без имени и лица!
"kamolov.toni":

Единственная заслуга деда в том, что над ним пошутил идиот, который записал день рождения 30 февраля. Эта дебильная шутка достойна освещения в СМИ? История эта - УГ.
Как понял я эту статью ( в двух словах ):
1. Родился хрен пойми когда
2. При получении документов мне записали 30 февраля как день рождения, поскольку точных сведений не было.
3. Работал то тут, то там. По выходным и праздникам, вмеру бухал.
Есть, что добавить?
"merchant2012":

Стоит добавить что вроде как никакие идиоты не шутили и он правда родился 30 февраля. Ну, бывает.
17.09.2013 в 16:26
Читайте дату выдачи документа,а желательно год
17.09.2013 в 16:29
merchant2012, оценил. "заурядный человек". А ты кто? без имени и лица!
"kamolov.toni":

Единственная заслуга деда в том, что над ним пошутил идиот, который записал день рождения 30 февраля. Эта дебильная шутка достойна освещения в СМИ? История эта - УГ.
Как понял я эту статью ( в двух словах ):
1. Родился хрен пойми когда
2. При получении документов мне записали 30 февраля как день рождения, поскольку точных сведений не было.
3. Работал то тут, то там. По выходным и праздникам, вмеру бухал.
Есть, что добавить?
"merchant2012":

Стоит добавить что вроде как никакие идиоты не шутили и он правда родился 30 февраля. Ну, бывает.
"kanlux":

Цитата из статьи:
История с необычной датой рождения для тех лет вполне типична: 6-летний мальчик, он пришел к старшине и не мог точно сказать, когда родился. В сельсовете кумекали, спрашивали у соседей. В итоге решили записать: 30 февраля.

Цитата из Википедии:
30 февраля в 1930 и 1931 годах в СССР
.......
Во многих источниках указывается, что предложение было принято, и в СССР в течение двух лет существовало 30 февраля

Имеем:
1. год рождения деда - 1930
2. метрику дед получил в 6 лет, т.е. в 1936
3. 30 февраля перестало существовать в 1932 году
Т.е. Вы утверждаете, что эта дата рождения ( день которого уже не будет ) была написана здравомыслящим человеком. Мне кажется это сделал или эпический идиот или жирный троль.
17.09.2013 в 16:38
merchant2012, А что писать здравомыслящему человеку, если опросив свидетелей была установлена дата рождения 30 февраля? Забить на свидетельские показания и написать что вздумается? Очень по нашему...
17.09.2013 в 16:41
Читайте дату выдачи документа,а желательно год
"Vitaly_BMW":

А вы думали у него еще должен быть советский паспорт? Может еще и с 25 летней фоткой? :)
17.09.2013 в 17:02
merchant2012, А что писать здравомыслящему человеку, если опросив свидетелей была установлена дата рождения 30 февраля? Забить на свидетельские показания и написать что вздумается? Очень по нашему...
"kanlux":

Ага, ну просто сельский детектив. Расследование проводили и всю деревню ( включая старую корову Нюрку ) в качестве свидетелей опросили. Делать всем было нехрен вот они и выясняли. Еще раз из статьи:
История с необычной датой рождения для тех лет вполне типична: 6-летний мальчик, он пришел к старшине и не мог точно сказать, когда родился. В сельсовете кумекали, спрашивали у соседей. В итоге решили записать: 30 февраля.

Вам сколько лет? Для крестьян того времени нормальное явление не знать точного дня рождения ( особенно если на хуторе родился ). Люди жили от события до события и всем наплевать было на чужого ребенка. Например соседи сказали , что он родился в конце зимы, вот и записали 30 февраля. Может они попали, а может нет.
Все равно история - УГ. Дед ничего в своей жизни не сделал кроме самогона и сомнительной даты рождения в документах.
17.09.2013 в 17:38
вот рецептик бражки ! пометил)))))
17.09.2013 в 17:59
Все равно история - УГ. Дед ничего в своей жизни не сделал кроме самогона и сомнительной даты рождения в документах.
"merchant2012":

Дед прожил свою жизнь в ОЧЕНЬ непростое время, воспитал детей. А ты-то что сделал в своей жизни? Небось пару-тройку подвигов сходу примонить можешь? Уважение к старости - этому сейчас в школах не учат?
17.09.2013 в 18:04
Начал встречаться с девушкой 29 февраля, экономлю на годовщинах - раз в 4 года, была прошлом году. Вроде отношения 5 год как, а говодщина по дате была одна ...))
17.09.2013 в 18:34
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

поверьте, это никому и не надо :D
17.09.2013 в 20:07
хорошая статья про непростую человеческую судьбу.
только эта статья не для аудитории этого сайта. как почитаешь комментарии, так противно становится. все опошлят, все охаят. никакого уважения ни к старости, ни к людям в целом
"Olgerdson":

С клавиатуры сорвали!
17.09.2013 в 20:10
Дед прожил свою жизнь в ОЧЕНЬ непростое время, воспитал детей. А ты-то что сделал в своей жизни? Небось пару-тройку подвигов сходу примонить можешь? Уважение к старости - этому сейчас в школах не учат?
"vadikl":

+1.
17.09.2013 в 20:25
еслиб у меня такая дата была бы в пасспорте я бы дальше рашки бы не смог выехать
18.09.2013 в 0:51
Дай Вам Бог здоровья, добрый человек!
18.09.2013 в 7:30
котяра упоротый)))) видно тоже наливает дед)))
18.09.2013 в 7:52
Отцы умерли, когда мне было шесть лет,

Можа, "родители"? Бацька - отец, а бацькi - родители.
І ўвогуле, далі б тэкст менавіта той мовай, якой расказваў Максім Міхайлавіч. Маю падозранне, што мова арыгінала значна больш сакавітая, чым гэты прыбраны пераклад.
18.09.2013 в 7:52
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

поверьте, это никому и не надо :D
"Wicked_Sick":

адвучаемся гаварыць за ўсіх, ОК?
18.09.2013 в 8:45
Отцы умерли, когда мне было шесть лет,

Можа, "родители"? Бацька - отец, а бацькi - родители.
І ўвогуле, далі б тэкст менавіта той мовай, якой расказваў Максім Міхайлавіч. Маю падозранне, што мова арыгінала значна больш сакавітая, чым гэты прыбраны пераклад.
"Klezmer":

похоже вы прочли именно язык оригинала.

Нет, именно "отцы умерли". Так говорят в деревне Тройчаны. В этой речи, которую я специально сохранила, - весь колорит.
"Полина_Шумицкая":
18.09.2013 в 10:44
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Если вы в 83 года будете точно помнить что с вами происходило в 14-15 лет, то вам можно будет только позавидовать.
"kanlux":


У меня у самого бабка-ветеран померла летом. А до этого она рассказывала, как с котом нашим из окружения выходила
"timerov":

И вы проверили эту информацию в архивах?
"kanlux":

Там так и написано, в архивах: бабка - 1шт, кот - 1шт.
18.09.2013 в 11:01
лучше бы он родился 32 декабря
18.09.2013 в 11:32
Отцы умерли, когда мне было шесть лет, — начинает свою историю Максим Михайлович. — Только брат у меня старший остался. Он ПОГИНУЛ на фронте
онлайнер! куку!!
"ic-pkp":

А что за "фронт онлайнер"? Это где?
Или это вы точку забыли и прописную букву?
Куку!!
"kanlux":

куку! ПОГИНУЛ или все-таки ПОГИБНУЛ?
"ic-pkp":

Я так понимаю в статье сохранена орфография Максима Михайловича. Он конечно ваших университетов не заканчивал, времени не было. Считайте это местным диалектом.
"kanlux":

добре :)
18.09.2013 в 12:55
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларус
Помню, в сорок
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

и под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
"Bellar":

Сами про 45й придумали? В статье про это ничего нет.
18.09.2013 в 12:59
Отцы умерли, когда мне было шесть лет,

Можа, "родители"? Бацька - отец, а бацькi - родители.
І ўвогуле, далі б тэкст менавіта той мовай, якой расказваў Максім Міхайлавіч. Маю падозранне, што мова арыгінала значна больш сакавітая, чым гэты прыбраны пераклад.
"Klezmer":

Пішацца правільна "падазрэнне", аматар роднай мовы Вы наш. :) Як я люблю чытаць такіх каментатараў... У аўтобусе неяк такі аматар спытаў "Вы выходзіце на наступнай астаноўке?" замест "Вы выходзіце на наступным прыпынку?".

p/s Здоровья этому Деду и долгих лет!
18.09.2013 в 13:10
хорошая статья про непростую человеческую судьбу.
только эта статья не для аудитории этого сайта. как почитаешь комментарии, так противно становится. все опошлят, все охаят. никакого уважения ни к старости, ни к людям в целом
"Olgerdson":

С клавиатуры сорвали!
"Андрюха-2":

+100
18.09.2013 в 16:29
JohnMay, что Вы чушь пишите??? Вы реально глупостью страдаете? Не видите, что дедушка на своем наречии говорит?
18.09.2013 в 19:14
Дай бог нам прожить до такого возраста. Да и не надо чушь писать про кредиты!!! Ценить надо стариков!!! Это мой ДЕД и наша семья в нормальном достатке живет.
18.09.2013 в 21:00
Онлайнер , не пойму, кто вас научил русскими буквами беларуские слова писать? Вы либо пишите на беларускай мове , или переводите дословно на русский? А то читать противно - "пильновала" , "прибудовками". Наймите учителя беларускай мовы за 5 копеек , пусть вам поможет!
18.09.2013 в 22:38
Отцы умерли, когда мне было шесть лет,

Можа, "родители"? Бацька - отец, а бацькi - родители.
І ўвогуле, далі б тэкст менавіта той мовай, якой расказваў Максім Міхайлавіч. Маю падозранне, што мова арыгінала значна больш сакавітая, чым гэты прыбраны пераклад.
"Klezmer":

Пішацца правільна "падазрэнне", аматар роднай мовы Вы наш. :) Як я люблю чытаць такіх каментатараў... У аўтобусе неяк такі аматар спытаў "Вы выходзіце на наступнай астаноўке?" замест "Вы выходзіце на наступным прыпынку?".

p/s Здоровья этому Деду и долгих лет!
"Alex_WAZ":

па-беларуску кажуць і "падозранне". Чытайце літаратуру
19.09.2013 в 8:20
[censored]
И какой поезд в 1945 !!! они на територрии Беларус
Помню, в сорок
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

и под откос пустить хотели? Или дед в Армии Краевой служил? :)
"Bellar":

Сами про 45й придумали? В статье про это ничего нет.
"Alex_WAZ":

УЖЕ нет, предмет спора выпилили :)
19.09.2013 в 8:23
Онлайнер , не пойму, кто вас научил русскими буквами беларуские слова писать? Вы либо пишите на беларускай мове , или переводите дословно на русский? А то читать противно - "пильновала" , "прибудовками". Наймите учителя беларускай мовы за 5 копеек , пусть вам поможет!
"MinskStrou":

Походу дед говорит на трасянке, ее какими буквами не записывай, так и так кому-нибудь станет противно.
19.09.2013 в 8:41
Онлайнер , не пойму, кто вас научил русскими буквами беларуские слова писать? Вы либо пишите на беларускай мове , или переводите дословно на русский? А то читать противно - "пильновала" , "прибудовками". Наймите учителя беларускай мовы за 5 копеек , пусть вам поможет!
"MinskStrou":

Походу дед говорит на трасянке, ее какими буквами не записывай, так и так кому-нибудь станет противно.
"kanlux":

дед говорит на диалекте. В любой стране её жители (не специалисты, — обычные люди) знают о разных диалектах и говорах, которые в этой стране есть. Кроме Беларуси. Так что записать по-белорусски с i и ў было бы правильно. Я понимаю, что суть статьи - не языковедческая, но это бы украсило, чесслово. Вместо неуклюжей полумеры причесать под нормы русского языка без должной редактуры.
19.09.2013 в 11:16
позитивный дед ) не нытик)
19.09.2013 в 15:18
Помню, в сорок пятом они шли под Слуцк взорвать железную дорогу.


в сорок пятом??! O_O
"timerov":

Думаешь в 45 не было железных дорог?
"Умбэрто":

Думаю, в 45 не было немцев :)
Беларусь освободили в 44.
Fail.
"ErteBelarus":

А зачем нужны немцы, чтобы взорвать железную дорогу? Какой в них прок? Наши люди и без немцев могут справится, дело не хитрое.
"Умбэрто":

Слишком толсто, чересчур :)
"ErteBelarus":

Учите Историю Беларусии!!!
Первый партизанский отряд был создан на пятый день войны, в Пинском районе под командованием Коржа В.З. Это был отряд “Красный Октябрь”. Возникли отряды под командованием Т.П.Бумажкова, Ф.И. Павловского, М.Ф.Шмырёва (Батьки Миная). Уже в 1941 г. было создано 430 партизанских отрядов. Их возглавляли коммунисты и комсомольцы. За годы героической борьбы партизаны уничтожили и ранили 500 тыс. фашистов, взорвали и пустили под откос 11128 эшелонов и 34 броненосца, разгромили 29 железнодорожных станций, 948 штабов и гарнизонов, взорвали и уничтожили более 18700 автомашин, взорвали, сожгли и разрушили 819 железнодорожных и других мостов, повредили более 300 тыс. рельсов, разрушили более 7300 км. телефонно-телеграфных линий, сбили в воздухе и сожгли на аэродромах 305 самолётов, подбили 1355 танков и бронемашин, уничтожили 438 орудий разного калибра и 939 военных складов.
20.09.2013 в 18:54
Живенько смотрится дедуля, молоток.
20.09.2013 в 21:46
Здоровья и долгих лет Вам, Максим Михайлович!
А про партизан и моя бабуля рассказывала - забрать могли все, что приглянулось, "даже гармонику"...
20.09.2013 в 23:04
интересно почитать.
здоровья и долгих лет!
22.09.2013 в 23:32
Olgerdson, полностью поддерживаю!
23.09.2013 в 21:49
Мировой дед.
Журналюге неуд за трасянку.
01.10.2013 в 20:51
зато мы победили!
"ipik":

вы лично победили? и кого вы победили? в wot или в wow?