Долгий путь фруктов в Беларусь: бананы дозревают в газовых камерах, арбузы на рынках становятся дороже

 
15 120
12 сентября 2013 в 8:30
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Александр Владыко. Фото: Аркадий Соболев

Александр Зызник на рынке импортных фруктов работает уже 15 лет. Сначала он трудился в компании, которая первой начала системно поставлять фрукты и овощи на прилавки магазинов. Сегодня он директор компании «Фрутпоинт» — одного из крупнейших белорусских импортеров фреш — так специалисты называют эту категорию продуктов.

Данные участников рынка свидетельствуют: белорусы покупают все больше фруктов и овощей.

— Я оцениваю сегодняшнюю емкость рынка примерно в $15 млн ежемесячно и более $30 млн ежемесячно в сезон (с ноября по май), — говорит Александр. — Люди кушают больше фруктов. То, что вчера было экзотикой, стало нормой.

По мнению бизнесмена, причиной послужило не столько правильное питание, сколько доступные цены и широкий ассортимент.

— Посмотрите, сколько стоит килограмм вареной колбасы и сколько стоит килограмм бананов. Разница — в 5—7 раз. Никогда такого не было. Раньше банан стоил на уровне «варенки», а сегодня его можно класть в социальную корзину.

— Наверное, не столько банан дешев, сколько колбаса дорога?

— Производители колбасы вам лучше расскажут, откуда берутся их цены. Цены же на фрукты отличаются стабильностью и колеблются в основном в зависимости от поры года.

Сейчас на дворе конец летнего сезона. Это значит, что топ-5 импортируемых фруктов выглядит так:

  1. Банан (стоит на мировом оптовом рынке около 60 евроцентов за килограмм).
  2. Арбуз (10 евроцентов).
  3. Персик (50 евроцентов).
  4. Нектарин (50 евроцентов).
  5. Виноград (до 90 евроцентов).

Зимой на смену арбузам и персикам придут цитрусовые, но банан останется лидером рынка. Любопытна история его доставки до белорусских магазинов. В данном случае на складах компании лежат бананы из Эквадора. Примерно четыре недели назад они висели на пальмах, высаженных рядами, и радовали фермера зеленым цветом. В таком состоянии банан невкусен, зато транспортабелен.

— Срок жизни желтого банана составляет 4—5 дней, — рассказывает Александр. — За это время невозможно доставить его в дальние страны. Поэтому давно используется технология газации.

Про то, что бананы дозревают у нас, слышали многие. Слухи выливались в любопытные версии вроде такой: для дозревания бананы помешают в идеально подходящий климат… морга.

— Конечно, это бред, — смеется Александр. — Как и то, что где-то есть настоящие бананы, а нас кормят кормовыми.

Так в чем же правда? Правда в том, что зеленые, цвета васаби бананы при температуре 14 градусов могут храниться относительно долго и легко переносят транспортировку. В СССР привозили такие бананы, и они медленно дозревали на столах советских граждан.

Есть даже народный рецепт: чтобы бананы быстрее дозрели, необходимо поместить их в пакет со зрелым яблоком, которое выделяет натуральный газ этилен. Это, кстати, и есть макет газовой камеры. В промышленных масштабах газ можно подавать к бананам и без яблок. Речь идет о безопасной смеси азота и этилена. Смесь газов превращает крахмал банана в сахара и запускает процесс созревания. Одни сутки в камере плюс несколько дней — и банан готов к продаже.

— В мире есть еще мини-бананы, красные бананы, экобананы, но абсолютное большинство ест такие вот обычные, — рассказывает Александр. — О зрелости банана на этапе сбора вы можете судить по его размерам. Идеальная длина плода — 20—22 см.

Остальные фрукты в газации не нуждаются. При этом закупать стараются относительно крепкие и не до конца зрелые фрукты и овощи: твердые персики, бурые томаты и т. д.

— Мы не берем впрок, — говорит Александр. — Импорт фруктов — высокооборачиваемый бизнес, где действовать нужно быстро.

— Относительно недалеко от Эквадора есть дружественная нам Венесуэла. Возможно, они готовы поставлять нам бананы?

— Я не слышал про венесуэльские бананы. Мы только один раз покупали там пальмовые листья для нужд посольства этой страны в Беларуси.

— В последние годы в белорусское сельское хозяйство вкладывались большие деньги. Вы чувствуете рост конкуренции со стороны внутреннего производителя?

— Есть удачные примеры. Наши научились выращивать пекинскую капусту, яблоки. Думаю, в этом году нам придется везти намного меньше польских яблок, чем раньше. Мы также продаем белорусскую картошку и другие овощи. Можно найти хорошего качества.

— Этот вопрос много раз задавался, но, может, у вас есть своя версия: почему импортные помидоры стоят дешевле наших, которые цветом и запахом все меньше напоминают оригинал?

— Могу только догадываться. Мы простые импортеры, которые работают, отталкиваясь от мировых цен. Почему цены импортеров с учетом доставки, уплаты пошлины, маржи и прочих наценок ниже местной продукции? Спросите у местных производителей.

— А почему арбузы на рынках стали дороже, чем в магазинах?

— Потому что предприниматели на рынках больше накручивают. Арбузы сейчас все одинаковые, с одних полей.

— В этом году будет что-нибудь новое на полках с экзотическими продуктами?

— Когда-то экзотикой считался помело. А на следующий год перестал быть таковым. Сейчас мы предлагаем рынку коричневые шампиньоны — это белорусский продукт. В отличие от белых, коричневые шампиньоны не проходят процесс отбеливания. То есть они более натуральные. При этом дороже. Летом экзотична хурма, а зимой — арбуз. Поэтому все относительно и зависит от широты предложения.

— Зимний арбуз — это такой безвкусный и накачанный химией?

— Испанский? Очень даже вкусный. Что касается химии и стереотипов, то, во-первых, в странах-производителях есть свои проверки и сертификации. Не нужно считать, будто белорусы едят то, что никому не нужно в остальном мире. Во-вторых, еще и нормы белорусского санитарного контроля защитят отечественного потребителя. Если нормы европейского и нашего законодательства расходятся, то обычно белорусские правила более строгие.

Вот что представляет из себя импорт партии фруктов. Груз везется или через порт (как, например, бананы), или фурой из Европы. Например, в Испании можно купить отличные и стойкие персики, а в Голландии — набор экзотики (редкие или дорогие фрукты, свежие ягоды и так далее). Машина привозит товар на склад, где он помещается в камеру с подходящим климатом, при этом с соблюдением принципов «соседства». Например, томаты начнут дозревать намного быстрее, если рядом поставить яблоки.

Несколько дней уходит на получение сертификата качества. После этого комплектуется сборка по заявке магазина (например, полтонны арбузов покрупнее или помельче, столько же апельсинов и 200 г свежей малины). Все это упаковывается, загружается в транспорт и едет в магазин. Все очень быстро, потому что с каждым днем фрукты не только зреют, но и усыхают.

Здесь же стоит аппарат по упаковке фруктов в сетку.

— Есть мнение, что апельсины или киви упаковывают в сетку, чтобы вместе с нормальными фруктами продать пару подпорченных — покупатель или не заметит, или поленится изучать.

Александр указывает на ящики, заполненные подмятыми апельсинами.

— Вот это то, что в сетку не пошло и будет продано магазину по низкой цене. В сетки продукты фасуются не для обмана, а для удобства покупателей и увеличения продаж.

— Откуда во многих магазинах берутся гнилые фрукты, в которых покупатели вынуждены копаться?

— У каждого своя ниша. Кто-то из импортеров готов покупать фрукты дешевле, потому что главное для его покупателей — низкая цена. У кого-то проблемы с организацией работы: сотрудники не всех магазинов знают, как работать с фреш. К сожалению, покупатели считают, будто это импортеры привозят гнилье. Сейчас торговля понимает, что фрукты и овощи — это «магнит» для покупателей, но всему нужно время. В целом ситуация становится лучше.

Я вспомнил запах в овощном магазине, который в начале девяностых был напротив моего дома, и молча согласился с бизнесменом.